В Россию пришла мода на сокращение чиновничьего аппарата. Нам обещают экономию бюджетных средств, повышение эффективности госуслуг и, главное, избавление бизнеса от административного диктата. Это уже вопрос не экономики, а большой политики. «Дальнейшее расширение свобод для бизнеса — лучший ответ на все внешние вызовы и ограничения», — сказал Владимир Путин, выступая вчера на Неделе российского бизнеса РСПП.
В Москве к 1 июля численность госслужащих сократится на 30%, обещает мэр Сергей Собянин, добавляя: «Это самое большое сокращение с перестроечных времен». Подмосковье не уступает: «Оптимизация численности госаппарата — всегда сложный процесс, многие откровенно пытаются его саботировать, — говорит губернатор Андрей Воробьев. — Но мы приняли решение сократить количество государственных и муниципальных служащих на 45%».
Выше пока не прыгнул никто. Но спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила Минфину не использовать «декоративные меры», сокращая число госслужащих на 5-10%, а «рубануть один раз»: уволить сразу половину федеральных чиновников — правда, не в Москве, а в регионах. И министр финансов Антон Силуанов прошлой осенью выходил с инициативой о сокращении числа госслужащих на 50-60%.
«У нас очень много чиновников, — говорит знающий человек Сергей Филатов, бывший глава администрации президента РФ. — Когда такое огромное количество различных проверок, бумаг и требований, то это явно говорит о том, что кому-то просто нечего делать и они сами ищут, чем бы им заняться...»
Увольнять сегодня обещают исключительно лишних и ненужных: губернаторы и мэры повсеместно гарантируют, что качество работы органов государственной и местной власти нисколько не ухудшится. «У нас в одном из поселений Люберецкого района при нормативе в 30 чиновников работают 150», — поясняет подмосковный губернатор Андрей Воробьев. И обещает «оптимизировать аппарат» так, чтобы в среднем по области на каждые 10 тысяч жителей было не более 20 чиновников (сегодня их 35). В результате к лету в пригородных электричках всей России могут появиться персонажи из «Забытой мелодии для флейты» — вереницы безработных чиновников, просящих подаяние.
Но это в теории. На практике, по словам подмосковного министра экономики Ирины Смирновой, «сократить — не значит уволить». К примеру, делопроизводители, «без которых застопорится любой документооборот», нынче имеют статус госслужащих, но «выполняют работу, не связанную с исполнительно-распорядительной деятельностью». Таких работников «переведут в статус обеспечивающего персонала», поясняет министр. Реальные сокращения заменят переименованием.
И в правительстве Москвы, по словам мэра, оптимизация также в первую очередь «коснется так называемых вспомогательных служб — кадровых и информационных департаментов и отделов...» В других регионах сокращение чиновничьих штатов идет за счет незанятых вакансий: согласно прошлогодним данным Росстата, в среднем по стране федеральные органы исполнительной власти были укомплектованы лишь на 82,1%. Чем не основа для вполне безболезненного процентного урезания?
А потом через пару месяцев или полгода появятся новые распоряжения о создании «ввиду крайней необходимости» новых структур, вспомогательных подразделений и т. д. После чего численность аппарата вновь вырастет и реально, и по бюджетным затратам. Так было всегда и везде. В любой стране мира чиновничий аппарат представляет собой самовоспроизводящуюся тысячеглавую гидру, у которой на месте каждой отрубленной головы вырастают как минимум две новые. Россия не исключение: в 2000 году общее количество государственных служащих не превышало 1,2 млн человек, в 2005-м — более 1,4 млн, ныне — около 1,7 млн. То есть примерно 102 чиновника на 10 тысяч россиян. Хотя сокращение аппарата за эти годы случалось многократно. Ну и что?
Для сравнения: в СССР на пике расцвета бюрократии численность госслужащих составляла 2,03 млн, или 73 чиновника на 10 тысяч человек. Правда, это без учета партийного аппарата.
Но сегодняшняя официальная численность госуправленцев тоже не учитывает сотни и тысячи различных фирм и фирмочек посреднического характера, принадлежащих, как правило, тем же самым чиновникам, милостью которых эти структуры торгуют направо и налево.
Если сравнить российскую чиновничью армию с иностранными, то в Германии, США, Японии, Испании, Израиле она держится примерно на том же уровне: 100-110 человек на 10 тысяч граждан. В скандинавских странах и Канаде по «подушному счету» госслужащих даже больше. Но здесь главное не количество, а качество. Вот как описывает деятельность европейских чиновников вице-президент научной ассоциации «Золотая коза», профессор Валерий Шестаков:
«...Когда голландец угощал меня кофе, зашла его жена и сообщила, что на ферму прибыла санитарная служба. В российских реалиях он бы тут же вскочил и побежал задабривать проверяющих. Однако фермер даже не сдвинулся с места. Оказалось, что он заключает договоры с санитарной службой, с ветеринарами, пожарными... И те профессионально выполняют на ферме все нужные работы. А в случае падежа скота, пожара и тому подобного страховая компания немедленно погашает владельцу убытки и затем взыскивает свои потери с того государственного ведомства, которое их допустило. Только у нас вся государственная машина стоит вверх колесами: предприниматель должен быть и пожарным, и ветеринаром, и санитарным врачом, а те, кто должен бы работать, только проверяют и берут взятки, да еще и сидят на шее у государства. Устраним лишь эту глупость — вот тебе уменьшение количества чиновников и борьба с коррупцией...»
К этому можно добавить, что в свое время программа реформ Германа Грефа предусматривала кардинальное сокращение — нет, не чиновников, а чиновничьих функций. Увы, тогда ее выполнить не получилось. Лишь спустя 20 лет невероятными усилиями удалось сократить официальное число административных согласований в строительстве с 240 до 126. Надо ли удивляться, что под такой «опекой» цены на жилье задирались до неподъемного уровня, а российские объемы и скорость жилищного строительства нынче почти в 20 раз (!) меньше, чем в соседнем Китае.
Это один из примеров «административной ренты», которую платит общество. И если не изменится сам принцип сокращения этой прожорливой армии — не по головам, а по функциям, — нынешние состязания по «чиновычитанию» закончатся так же бесславно, как и прежние.
Кстати, вместе с лозунгом о сокращении численности госслужащих власть обещает урезать расходы на себя любимую: понизить не только высшие, но и губернаторские, министерские, депутатские зарплаты, на региональном уровне отказаться от авиаперелетов бизнес-классом и покупок элитных персональных лимузинов и золоченых унитазов. Занятие полезное, но будет ли от него прок?
В Приморском крае губернатор Владимир Миклушевский, выполняя команду из Москвы, самоотверженно урезал свою зарплату на 10% и тут же создал три новых казенных предприятия — «Управление землями и имуществом Приморского края», «Центр развития территории» и «Приморская реклама и информация». 144 млн рублей в год на их содержание возьмут «из экономии на сфере ЖКХ». В Хабаровском крае, по сообщениям местной прессы, в ушедшем году количество чиновников уменьшилось на 68 человек, зато денежное содержание на каждого в среднем увеличилось на 20,8 тысячи рублей в месяц. Ну то есть вы их в дверь, а они — в окно...
Меж тем есть проверенное средство навести порядок в оплате труда власть имущих. Достаточно принять закон, по которому, допустим, зарплата губернатора или депутата не может превышать семикратную (или десятикратную) среднюю зарплату работника бюджетной сферы в данном регионе. А дальше добивайтесь самых прекрасных показателей и живите в свое удовольствие. Деньги будут заработаны!