Честно говоря, даже здесь - на «революционном» проспекте Баграмяна в Ереване, ответ на вопрос – что для России значит эта армянская «электрическая история» скользкий. Ответ неуловим. То есть ты его вроде нащупываешь, думаешь – вот-вот ухватишь и станет предельно ясно. Но как только произносишь слово «майдан» - смысл происходящего исчезает…
Если в Армении искать Украину получается какая-то фальшь, абракадабра.
Хотя казалось бы все одинаково.
Особенно сейчас, когда манифестанты раскололись на два лагеря. Лидеры движения «Нет грабежу» Максим Саркисян и Вагинак Шушанян увели своих соратников с проспекта сначала на площадь у оперного театра, а потом вообще по домам (заявив, что борьба переносится «в новую плоскость» - контролировать тарифы на ЖКХ будут эксперты, юристы и экономисты).
Непримиримые «революционеры», человек 200-300 во главе аж с двадцатью лидерами (местная полиция не зря жалуется на трудность переговоров с протестующими – вести их просто не с кем) стоят на своем – тарифы должны быть не только заморожены, а отменены.
Оставшиеся ждут или полной победы или разгона.
То есть если закрыть глаза, вспомнить бескровный Майдан 2004 года в Киеве (или самое начало жесткого Майдана-2013), и открыть – впечатление: что оранжевые путешествуют во времени.
В Ереване все как в Киеве – баррикады, горящие праведным огнем глаза студентов, кучки местной интеллигенции ругают правительство. Самодельные плакаты. Культурная элита – писатели, артисты, пришедшие «не позволить полиции обидеть народ».
Но уже через сутки понимаешь, что-то не так…
«Антироссийские разговорчики»
Ходишь по проспекту Баграмяна с воспаленными от недосыпа глазами, и получается, что живешь с митингующими одной жизнью – часами говоришь о политике, бродишь с ними по проспектам, вздрагиваешь от слухов…
«Когда разгон? Сегодня? Или под утро? Или до 12-ти?»
«Ей, москвич, а вы в России всем довольны? Почему молчите, не требуете? У вас тоже тарифы высокие…»
«Э-э, отстань от журналиста, а то напишет – «ведут антироссийские разговоры.»
Пытаешься вытащить из «революционеров» их тайную «антироссийскую» мечту. Ту самую майданную - о повороте с Востока на Запад, о Евросоюзе, о демократии. То самое вытащить, что вызывает нынче у среднего русского нервную лихорадку.
И получается глупость.
Армяне тебя не понимают, словно они и ты не заграницей вовсе, а в России-матушке, в какой-нибудь прагматичной Перми. Где плевать политику.
Но если сравнительно сытым пермякам высокую бы зарплату, низкие тарифы и хоть немного справедливости, то нищей Армении, где зарплаты «гуляют» между 100 и 200 долларов — справедливость нужна позарез.
Потому что сытый готов идти на компромисс, а вот бедный – рвет рубаху на груди. Он всегда оскорблен.
КУДА КАЧНЕТСЯ ЕРЕВАН
Ситуация в Армении сейчас похожа на хрустальную вазу, вокруг которой все ходят ни дыша и боятся разбить.
Полиция не рискует идти на разгон малочисленного лагеря протеста, страшась спровоцировать новый митинговый взрыв.
Россия словно от греха подальше на днях выделила Еревану $200-миллионный кредит. (Формально на закупку вооружения, но митингующие в Армении считают, что на латание «тарифных» дыр.) Более того, дело подозреваемого в убийстве гюмрийской семьи российского солдата Пермякова Москва передала армянским следователям. Чего Ереван добивался целый год.
Европейцы тоже не рискуют злить армян - французская кампания "Ереван джур", занимающаяся водоснабжением, отозвала свою заявку о повышении тарифов.
И теперь наблюдатели ждут — куда качнется Армения.
По мнению одного из высокопоставленных чиновников страны, «электрический бунт» действительно может со временем вернуться в Ереван уже чем-то бОльшим. И тут Москве пора сосредоточиться. Создать армяно-российскую комиссию по тарифам. Продемонстрировать решимость избавиться от коррупционеров.
- Мы все понимаем, что вы империя, - вздыхает анонимный армянский политик. - Но поаккуратнее нужно быть с нами. Дипломатичнее. Уважительнее что ли. А то тут как в Украине — до греха недалеко.