Уже в начале осени российские пациенты столкнутся с серьезными проблемами при покупке рецептурных препаратов в аптеках. Согласно новому постановлению, при приобретении препаратов, относящихся к рецептурным (а таких в ассортименте аптечных пунктов — 70%), придется предъявлять выписанный доктором рецепт по всей форме — на бланке, с номером и печатью. Назначения на листочках бумаги больше не пройдут. Ужесточатся и другие требования к отпуску препаратов. Обо всех нововведениях узнал «МК».
Как рассказывает директор СРО «Ассоциация независимых аптек», глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова, с 1 сентября аптечные организации ждет сразу несколько инноваций в системе работы. Во-первых, маркировка переходит из уведомительного режима, который действовал несколько лет, в обязательный. «Кроме того, фармацевтам при отпуске рецептурных препаратов теперь нужно будет вносить данные рецепта: серию и дату, остальные реквизиты при наличии.
Пока нет разъяснений, как это делать, но оператор системы МДЛП (Мониторинг движения лекарственных препаратов) заявил, что в ближайшее время пройдут вебинары по данному вопросу. Это означает, что пациентам теперь следует с большей серьезностью отнестись к покупке рецептурных препаратов, поскольку ужесточение контроля аптек не даст возможности требовать или упрашивать продать препарат без надлежащего рецепта. Чтобы приобрести такой препарат, нужно будет непременно посетить врача. Различные варианты выписки препарата на клочке бумажки и тому подобное, как это распространено сейчас, постепенно уйдут в прошлое. Это нововведение положительно отразится на показателях здоровья, так как люди будут чаще обращаться к врачам, не допуская безответственного самолечения», — говорит Виктория Преснякова.
В то же время пациентские сообщества данным нововведением сильно обеспокоены. Сегодня лишь 10% от всех рецептурных препаратов в стране (эту цифру постоянно называют на профильных конференциях) отпускается действительно по рецепту. Остальные продаются по бумажкам, назначениям или просто за красивые глаза. «Как быть хроническим пациентам, которые, например, постоянно принимают препараты для снижения давления, которые являются рецептурными? Это может привести к тому, что люди будут устраивать перерывы в лечении, что в случае артериальной гипертонии, да любого хронического заболевания, может привести к хроническим последствиям. Стоит ли говорить, что попасть к врачу в оперативном порядке сегодня чрезвычайно сложно. Да и сами медицинские учреждения, разумеется, не готовы к новой нагрузке — они и так не справляются с потоком пациентов», — рассказывает правозащитник Илья Воробьев.
В Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» отмечают, что к ним уже поступают обращения от аптечных организаций, которые связаны со вступлением в силу с 1 сентября нового постановления правительства РФ №468 (как раз в нем говорится о необходимости при продаже рецептурных лекарственных препаратов предоставлять в систему мониторинга реквизиты рецепта). Однако в ассоциации указывают, что в стране продолжают действовать другие правила, предусматривающие иной порядок передачи сведений в систему мониторинга, который согласован со всеми ведомствами. Эксперты опасаются, что чисто технически при таком раскладе новые правила исполнять будет невозможно, что создаст еще одну проблему для аптечников. «СоюзФарма» направила обращение в несколько профильных министерств с просьбой дать им исчерпывающие разъяснения, как применять новое постановление на практике. «Требуется ли переделывать текущую интеграцию и осуществлять перенастройку, обновление программного обеспечения, кассовых аппаратов? Действительно ли внесение сведений в систему МДЛП обязательно для всех утвержденных форм рецептов? Является ли заполнение реквизитов рецепта в чеке обязательным для всех препаратов рецептурного отпуска? Что делать, если форма рецепта в соответствии с законодательством РФ не предусматривает наличие номера и серии? Например: на рецептурных бланках формы №107-1/у номер и серия рецепта отсутствуют, есть только дата рецепта. Различается ли порядок и (или) формат передачи сведений в систему МДЛП реквизитов бумажных и электронных рецептов?» — вопрошают в профильной ассоциации.
Конечно, пациентам все эти тонкости мало интересны. Однако они коснутся их самым непосредственным образом. Некоторые сотрудники аптек на условиях анонимности рассказывают, что требование о внесении данных рецепта в систему МДЛП повлечет за собой жесточайший контроль за отпуском рецептурных лекарств. А это, в свою очередь, очень серьезно отразится на доступности препаратов для огромной армии пациентов, возможно, даже вызовет коллапс. «Вот пример: у человека гипертонический криз, родственники вызывают ему «скорую», а она не может быстро приехать, и врач советует по телефону немедленно дать пациенту моксонидин или каптоприл. Родственники больного бегут в аптеку, а их отправляют в поликлинику за рецептом. А в поликлинике талонов к участковому на ближайшие дни нет. И что делать?»
Аптечники говорят, что наступит ужас и для них, и для пациентов, а уж если рецепты будут выписаны неправильно (что случается частенько), начнется настоящий кавардак. Законодательные изменения некоторые представители отрасли называют поспешными, способными усложнить жизнь миллионам граждан. «У нас нет доступной медпомощи, и в таких условиях вводить такие инновации просто безумие», — сказал «МК» представитель фармотрасли анонимно.
Это еще не все потрясения, которые ожидают аптечную отрасль. Многие предприятия уже сегодня сообщают об участившихся проверках по отпуску препаратов предметно-количественного учета (ПКУ) — это препараты строгого отпуска, сведения о продаже которых должны храниться в аптеках. А с 1 сентября их перечень расширяется: по мнению чиновников, теперь к таким препаратам будут относиться такие популярные лекарства, как андипал, бронхолитин, валокордин, валосердин, корвалдин, корвалол, номигрен, паглюферал и пр. Ужесточились и правила отпуска ПКУ (участники рынка характеризуют их как «идиотские» — например, нужно вручную вносить приходы с расходами). Прежде всего, аптечные предприятия, ими торгующие, теперь будут относиться к предприятиям высокого риска. Это значит, что надзор за ними усиливается, штрафы за нарушения повышаются. Мораторий на плановые проверки для предприятий категории высокого риска не распространяется, и Росздравнадзор уже проинформировал, что поставил их в план проверок следующего года.
Многие аптечники отмечают, что уже сегодня отказываются от продажи ПКУ — поэтому с их дефицитом пациенты столкнутся очень скоро.