В эфире радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) мы поговорили со специалистами о новых особо охраняемых зонах, которые создаются в регионе
- Подмосковье активно застраивается. Города растут, дачные поселки растут, предприятия тоже не отстают. Понятно, что все это не лучшим образом сказывается на экологии. И вот на этом фоне в Подмосковье продолжают создаваться особо охраняемые природные территории (ООПТ). Вам приходится за эти зоны воевать с застройщиками, например?
Отвечает министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган: - Чем ближе к МКАД, тем больше желания получить кусочек первозданной природы, чтобы построить там красивую дачу и за всем этим благолепием наблюдать. Таких спорных территорий у нас достаточно много.
Это, к примеру, озера Круглое, Нерское (Дмитровский район), здесь несколько раз пытались нарушиться границы охраняемых территорий.
Еще деревня Новинки, там безымянное озеро, которому много лет, и болота. Так вот, когда мы начали ставить территорию на кадастр (см. «Вопрос ребром»), получили огромное количество писем. Оказывается, земельные участки на этих болотах были проданы три года назад, при том что ООПТ было организовано в 80-е годы. Но если на этом болоте построить дома, то озеро умрет сразу, потому что оно питается от этого болота.
- А кем они были проданы?
А. К.: - Местной администрацией. По этому поводу Министерством были направлены все имеющиеся материалы в Истринскую городскую прокуратуру. Это одно из привлекательнейших мест, там земельные участки стоят невероятное количество денег.
- Что теперь с этими участками?
А. К.: - Очень долгая борьба шла, несколько проверок прокуратуры было. Ситуация очень сложная. Люди получили участки абсолютно законно, зарегистрировали. И тут приходит Министерство экологии Московской области и говорит: ребята, вы здесь не имеете права ничего строить, это же заказник, природоохраняемая территория. Люди говорят: а почему нас раньше не предупредили? Не могла администрация не знать, что там ООПТ. Но кто-то просто закрыл глаза на это.
- Но и покупатели, видимо, как-то слукавили. Можно же проверить - вот я собираюсь покупать участок, как мне не попасть на особую территорию.
А. К.: - Согласен. Я думаю, так и было. Мы сегодня объяснили абсолютно всем людям, которые приобрели эти участки: уважаемые друзья, мы ни в коем случае не претендуем на ваше право собственности, но строить там нельзя. И если вы там будете заниматься какой-либо другой деятельностью, вы должны согласовать это все с экологами. Понятно, что сейчас, скорее всего, пойдут суды, но эту практику надо пройти. Потому что таких спорных ООПТ у нас около 30 в Московской области, где неправомерным способом были предоставлены участки, и сейчас мы в этом вопросе будем наводить порядок.
- Если я построила дом уже на этой территории, что теперь будет с этим домом?
- Таких случаев у нас практически нет в Московской области. Если построен дом, то эта территория уже неинтересна, там уже нарушено все, что можно, и никакой ценности не осталось.
ДЛЯ ПИКНИКА — ОСОБЫЕ ЗОНЫ
- В этом году будет организована особо охраняемая территория «Долина реки Лутосня». В Московской области это будет одна из самых больших зон, третья по площади - 7 661 га. Что там особенного?
Отвечает президент некоммерческой организации Природоохранный фонд «Верховье» Александр Русанов: - Это любопытный во всех отношениях объект – долина реки Лутосня, Клинско-Дмитровская гряда. Интереснейшие ландшафты, пересеченный рельеф. В реке обитает европейский хариус. Для Московской области это редчайший вид, он был выявлен совсем недавно, всего лишь в начале 80-х годов прошлого века. Впоследствии был введен запрет на его вылов в области.
А. К.: - Там будет 10 охраняемых участков, территория не сплошная, чтобы не создавать проблемы для СНТ, дачных поселков.
- Хоть где-то можно будет рыбу ловить? Там же, кроме хариуса, что-то еще водится?
А. Р.: - Любительская рыбная ловля на реке запрещена Правилами рыболовства. А вообще на этой территории - 38 видов редких растений, грибов, лишайников и животных. Среди охраняемых птиц – большой улит, обыкновенный осоед, черный коршун, луговой лунь, полевой лунь, белоспинный дятел, кедровка. Из млекопитающих встречаются редкие летучие мыши. Кроме того, найден целый ряд беспозвоночных животных – слизень черно-синий, бабочки, занесенные в Красную книгу Московской области.
- А что вообще можно там делать?
А. Р.: - Гулять можно. Грибы собирать, за исключением двух видов, которые мы там выявили в прошлом году и которые занесены в Красную книгу, это ежовик коралловидный и гиропорус синеющий, они и так запрещены к сбору на всей территории Московской области.
- Пикник, например, можно организовать?
А. К.: - Нет. Разведение костров будет запрещено. В рамках охранного режима будут установлены экологические тропы, где можно и на велосипедах ездить, и пешком ходить. В том числе и места, где можно будет базироваться, сделать небольшую стоянку.
- Как люди могут понять, что они находятся на особой территории? Она же огромная, ее не огородишь.
- Мы устанавливаем специальные доски - информационные аншлаги. В этом году будет разыгран госконтракт на установку более 3,5 тысяч таких аншлагов. Там будут указаны все нормативные документы и последствия в случае нарушения режима охраны. Краснокнижные животные охраняются не только КоАПом, но и Уголовным кодексом. То есть не всегда можно штрафом отделаться. Тот же самый хариус. Если там запрещен вылов, то – до заведения уголовного дела. Я бы не рекомендовал.
ПОЗВОНКИ ДРЕВНИХ АКУЛ — ПОД ОХРАНУ
А. К.: - Еще одна новая территория с особым статусом - «Долина реки Волгуша и Парамоновский овраг». Один из самых крупных в Московской области памятник геологии. Там обнаружены фиолетовые пески.
- А правда, что там можно найти зубы древних акул?
А. Р.: - Я бы отметил, что овраг врезан в отложения мелового периода. Моря, в которых они формировались, были мелководные, но не самые богатые по живности, акулы встречались не на каждом шагу, - надо полагать. Однако находки зубов и позвонков акул в этих отложениях действительно случаются. Также встречаются белемниты и аммониты, остатки окаменелых растений. Этим отложениям не менее 100 миллионов лет.
- Вы туда экскурсии предполагаете водить?
А. К.: - Да. Разрешим лыжные, велосипедные, пешие прогулки. Единственное, надо установить экотропы, чтобы вся экосистема не была нарушена.
- Получается, с этой тропы тоже нельзя сходить?
А. К.: - Просто определяются некие зоны, где можно будет гулять, а есть зоны, в которые нежелательно заходить. Траектория тропы проектируется таким образом, чтобы не было непосредственного влияния на объекты особой охраны. К примеру, зоны, где были найдены позвонки акулы, будут закрыты, чтобы не топтать там. Места произрастания редких растений тропа тоже обойдет.
- Все эти экотропы, экостоянки когда все-таки появятся, и кто ими будет заниматься?
А. К.: - Это будет частно-государственное партнерство. То есть частные лица, которые собираются тратить свои деньги и при этом заниматься экотуризмом. Я не скажу, что это какой-то суперприбыльный бизнес, но невероятно интересный вид деятельности. И он влечет сегодня очень много предпринимателей, которые уже состоялись, которые хотят сделать такие прекрасные зоны для людей, для путешествий, чтобы можно было с семьей отдохнуть, посмотреть какие-то интересные вещи. Очень много заинтересованных.
- В этом году где откроете?
- Например, в Одинцово, мы недавно приняли положение о заказнике «Леса Серебряноборского лесничества». Он вообще примыкает к МКАД. Возможно, где-то поставим тренажеры, чтобы люди могли и спортом заниматься. Надеемся, эта зона будет привлекать огромное количество людей.
Вопрос ребром
Что такое поставить на кадастр?
А. К.: - Это значит определить четкие границы ООПТ. Любая организация, любой желающий, который захочет в зону зайти, будет понимать, что есть обременение. Да, ты можешь получить земельный участок, но ты на нем ничего не сможешь сделать либо без элементов согласования, либо без учета охранной зоны и паспорта, который есть на эту ООПТ. Когда мы всю эту работу проведем, споров по территориям будет меньше.
Справка «КП»
Хариусы — рыбы семейства лососеобразных. Живут в реках горного типа с чистой и холодной водой.
Только цифры
В Подмосковье сегодня 236 особо охраняемых природных территорий областного значения, организованных за период 1966-2017 гг.
39 охраняемых зон планируется создать.
Подмосковье стремится к показателю, который установлен решением стран-членов Конвенции «О биологическом разнообразии», принятым в 2010 г., 17% от общей территории должны быть особо охраняемыми, чтобы сберечь экосистему.
Самая маленькая особо охраняемая зона - памятник природы «Гнездо белого аиста в деревне Высочки», расположенный в Лотошинском районе. Его площадь всего 25 м2 (0,0025 га).
Самая большая — в Шатурском районе, заказник Черустинский лес - 21 000 га.