Защита бывшего замкомандира полка "Север" Заура Дадаева, главного обвиняемого по делу об убийстве Бориса Немцова, обжаловала его арест. При этом адвокат Иван Герасимов отмечает, что его клиент добровольно признался в преступлении, во всяком случае, морального и физического давления на него не оказывали. Знакомые господина Дадаева и других фигурантов дела утверждают, что они не могли мстить политику за его высказывания. Скорее повод для этого им дали силовики, похитившие их родственников. Правда, и в этом случае они предпочли мести суд.
Иван Герасимов сообщил "Ъ", что подал апелляционную жалобу на решение Басманного суда об аресте своего клиента, так как считает, что для избрания этой меры пресечения не было достаточных оснований. Единственным доводом следствия, отмечает он, являлось предъявленное Зауру Дадаеву обвинение в совершении особо тяжкого преступления. В то же время, по его словам, доказательств того, что, находясь на свободе, обвиняемый может скрыться от следствия, помешать расследованию, оказать давление на свидетелей либо продолжить занятие преступной деятельностью, СКР суду не представил.
Господин Герасимов при этом отметил, что во время следственных действий и суда его клиент не жаловался на применение к нему пыток или оказанное на него давление. "А мы с ним общались вполне свободно и доверительно",— сообщил адвокат. В ближайшее время он собирается встретиться со своим клиентом, чтобы лично проверить его заявление о пытках, сделанное правозащитникам.
Во время беседы с ними господин Дадаев заявил, что оговорил себя и потому, чтобы "спасти задержанного товарища". Как заявила "Ъ" чеченская правозащитница Хеда Саратова, речь идет о сослуживце обвиняемого Руслане Юсупове. Он, как и Заур Дадаев, служил в "Севере", но сейчас находится на свободе, и, по данным "Ъ", претензий к нему у следствия пока нет.
Мотив вменяемого в вину господину Дадаеву преступления защитник Герасимов обсуждать отказался, сославшись на тайну следствия, но при этом отметил, что в материалах дела он указан. По одной из ранее высказывавшихся версий, напомним, убийство оппозиционера могло быть связано с его высказываниями по поводу оскорбивших мусульман карикатур из французского журнала Charlie Hebdo. Впрочем, обсуждать это предположение адвокат отказался.
Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил "Ъ", что до убийства господина Немцова никто из членов семей обвиняемых, проживающих в республике, не попадал в поле зрения правоохранительных органов. "Я сразу после произошедшего поручил все выяснить об этих людях, и сказать про них чего-то плохого не может никто. Порядочные люди, в меру религиозные",— сказал глава республики.
Отметим, что фактически все предполагаемые убийцы господина Немцова являются родственниками и выходцами из станицы Вознесенской Малгобекского района Ингушетии. Как сообщила "Ъ" Зулай Губашева, мать Шагида и Анзора Губашевых, которые сейчас находятся в СИЗО, Заур Дадаев и погибший при задержании Беслан Шаванов приходятся ей племянниками. По словам госпожи Губашевой, родственных связей с ними не имел только Рамзат Бахаев, но и он был выходцем из той же Вознесенской.
Большинство из них уехали из станицы в Москву, где перебивались редкими заработками. Проблем с карьерой, по сути, не было только у Заура Дадаева, до своего увольнения в конце прошлого года почти 11 лет отслужившего в полку "Север", который возглавляет брат депутата Госдумы Адама Делимханова Герой России Алибек Делимханов.
Особой религиозности в поведении Заура Дадаева его бывшие сослуживцы также не отметили. "Ну обычный, ровный мужик. Какой-то религиозности за ним не водилось особо. Хорошо делал свою работу",— сказал собеседник "Ъ" в правоохранительных органах.
По словам источника "Ъ", версия о религиозном следе в деле об убийстве господина Немцова "откровенно слабая". "Пока вырисовывается картина, что этих ребят использовали, причем втемную. То, что человек воевал с ваххабитами в лесу, еще не значит, что он должен быть сверхпорядочным. Вспомните, сколько "афганцы" в свое время чудили, другие ветераны войн. Религия здесь не главное совершенно",— сказал он.
Отметим, что у семей Дадаевых и Шавановых если и был повод, чтобы мстить кому-то, то не оппозиции, а силовикам. В январе 2015 года семьи отсудили у РФ €120 тыс. за нарушение ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека (право на жизнь) в Страсбургском суде. В ЕСПЧ жалоба "Дадаева и другие" зарегистрирована под номером 67305/10. Как следует из материалов дела, 24 сентября 2001 года во время спецоперации в селе Алхазурово (там впоследствии был похоронен Беслан Шаванов) в дом Ларисы Дадаевой (сестра матери обвиняемого в убийстве Дадаева) ворвались вооруженные силовики и увели ее мужа Майрбека Шаванова и его брата Асламбека Шаванова с собой. С тех пор, указывает в жалобе госпожа Дадаева, она ни мужа, ни его брата не видела. В настоящее время Лариса Дадаева, следует из текста судебного решения, проживает в Бельгии. Дело "Дадаева и другие против РФ" было объединено с еще несколькими аналогичными жалобами на похищения, происходившие во время второй чеченской кампании.