Христианство в Европе под воздействием многомиллионной миграции мусульман из стран Ближнего Востока, Азии и Африки переживает сложные времена.
Кризис или эволюция?
В европейских странах открывается всё больше мечетей. А там, где власти пытаются противодействовать этому, ислам уходит в «серую зону»: проповедники работают «на удалёнке», в частных квартирах. В бедных кварталах с преобладанием мусульманского населения христианские церкви всё чаще вынуждены закрываться.
В считающейся оплотом католицизма Италии число верующих, приходящих на мессу хотя бы раз в неделю, за последние два десятилетия сократилось почти вдвое. Особенно это касается молодёжи в возрасте от 14 до 24 лет. В 2022 г. доля молодых итальянцев, регулярно посещающих религиозные службы, упала до 12%. Десять лет назад их было почти 40%. В Германии за один только прошлый год Церковь потеряла более 500 тыс. прихожан. Священники сетуют: церкви заполняются верующими лишь по большим религиозным праздникам.
Впрочем, в целом по числу прихожан (1,3 млрд) христианство пока остаётся крупнейшей религией в мире. А свои «убытки» в Европе оно успешно компенсирует приобретениями на других континентах. В Африке, например, насчитывается уже 400 тыс. католических священников, а католиков-прихожан там почти столько же, сколько в Старом Свете. Серьёзные позиции католицизм сохраняет и в Латинской Америке – Бразилии (135 млн верующих), Аргентине (41 млн) и Венесуэле (30 млн).
В России христианство по-прежнему остаётся самой распространённой конфессией. По опросу ВЦИОМ, 63% наших сограждан относят себя к православному вероисповеданию. Сохраняется и высокий уровень доверия к Церкви. При этом, по данным социологов, число православных в стране по сравнению с 2019 г. сократилось на 6%. В немалой степени это связано с тем, что из жизни уходят старшие поколения – те, для которых вера была единственным утешением в самые трудные годы сурового ХХ века. Так же как и на Западе, у значительной части нашей молодёжи интерес к духовным практикам вытесняется под давлением интернета и гаджетов. Самый заметный рост «сомневающихся» наблюдается как раз в возрастной группе от 18 до 24 лет. Сегодня таких 42% – на 5% больше, чем в 2019 г. Немало «колеблющихся» и в более старшей возрастной группе (25–34 года).
В условиях усилившегося в последние десятилетия социального неравенства в России показателен и тот факт, что храмы больше заполняются в экономически депрессивных регионах и на окраинах крупных городов – там, где выше доля материально неблагополучного населения. Здесь религия, как и в прежние времена, служит для людей утешением и успокоением.
Предметом дискуссии в последние годы становится вопрос о том, насколько велико влияние Церкви на общественную жизнь. Опрос ВЦИОМ, проводившийся в 2020 г., выявил следующую картину: несмотря на очень активное присутствие Церкви и особенно её высших иерархов в информационном поле, 33% опрошенных придерживались мнения, что Церковь не должна вмешиваться в жизнь общества и в политику, а должна взаимодействовать с гражданами исключительно в моральной и духовной сферах.
Изменилось ли с тех пор количество сограждан-скептиков, трудно сказать – новых опросов, посвящённых участию Церкви в общественной жизни и в политике, нам обнаружить не удалось.
* * *
Ни для кого не секрет, что – как во времена Российской империи, так и в советский период – отношения между католическим Ватиканом и Русской православной церковью были переполнены подозрениями, а часто и прямой враждой. Причина для этого имелась: Ватикан многократно пытался расширить католическую «делянку» в нашей стране. Россия этому сопротивлялась. В конце концов в Ватикане осознали, что усилия тщетны.
Ветви христианства разные, но пространство, которое испытывает проблемы сохранения, одно. В самом деле: если выйти на улицы Москвы или Рима и спросить у прохожих, в чём, собственно, разница между католиками и православными, то мало кто сможет дать внятный ответ.
У католиков и у православных общие постулаты веры, общие святые и праздники, общие культурные и нравственные ценности. Разница разве что в богословских нюансах, о которых порой не слишком осведомлены даже сами священники.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции