В начале ноября 1905 года в газете «Новая жизнь» была опубликована статья Владимира Ленина «Партийная организация и партийная литература», в которой были изложены основные требования, предъявляемые к литературе революционным движением. Знаменитый призыв стать "«колесиком и винтиком» великого социал-демократического механизма" надолго определил характер отношений литературы и государства. В связи с возросшей ностальгией по отношениям такого характера Weekend вспоминает, как перед писателями ставили государственные задачи, и надеется, что с окончанием года литературы интерес к ней со стороны государства станет меньше.
1905
Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, "колесиком и винтиком" одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса. Владимир Ленин, "Партийная организация и партийная литература"
1919
Когда фабрики и заводы стали собственностью рабочих, когда рабочие-рабы сделались свободными тружениками, теперь нужно создать гимны труду. Павел Бессалько, "Пролетарские поэты"
1923
Разве чисто пролетарское искусство широкого охвата не может художественно освещать и питать также и движение крестьянства к социализму? Конечно, "может" — так же как государственная электрическая станция "может" освещать и питать своей энергией крестьянскую избу, хлев, мельницу. Лев Троцкий, "Партийная политика в искусстве"
1925
Не замыкаться в рамках одного завода; быть литературой не цеха, а борющегося великого класса, ведущего за собой миллионы крестьян,— таковы должны быть рамки содержания пролетарской литературы. Постановление Политбюро ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы"
1929
Религии нет места в том огромнейшем процессе культурного творчества. Наш разум, наша воля — вот что создает чудеса. Кто создал богов? Мы, наша фантазия, наше воображение. Раз мы их создали, мы имеем право их ниспровергнуть. И должны ниспровергнуть. Максим Горький, II Всесоюзный съезд Союза воинствующих безбожников
1930
Нам нужны такие рассказы, которые подводят читателей от ужасов империалистической войны к необходимости преодоления империалистических правительств, организующих такие войны. Мы против империалистической войны, как войны контрреволюционной. Но мы за освободительную, антиимпериалистическую, революционную войну. Иосиф Сталин, письмо Максиму Горькому
1933
Во всеоружии драматургического искусства мы подходим сегодня к нетронутой целине огромных тем. Каждый из колхозников, взятый во весь рост, должен получить не только союзный, но и мировой резонанс. Алексей Толстой, II пленум оргкомитета Союза советских писателей
1934
Быть инженером человеческих душ — это значит обеими ногами стоять на почве реальной жизни. Для нашей литературы, которая обеими ногами стоит на твердой материалистической основе, не может быть чужда романтика, но романтика нового типа, романтика революционная. Андрей Жданов, I Всесоюзный съезд советских писателей
1936
Надо воспитывать ненависть, факт, что нам придется воевать, очевидно, в первую очередь с Германией и Японией. И надо, чтобы в журнале воспитывалась ненависть к германским и японским фашистам. Татьяна Наумова, редколлегия журнала "Пионер"
1936
Что может быть возвышеннее для писателя Советской страны, чем творчество, в живых образах подсказывающее социалистической действительности ее идеальные формы, что может быть возвышеннее роли разведчика и учителя в нашу великую эпоху! Вениамин Гоффеншефер, "Соревнование с действительностью"
1941
Против врага надо стрелять и статьями и очерками, но если уж нам, русским писателям, выйти на поле боя, то мы должны ударить тяжелой артиллерией нашего искусства. Михаил Шолохов, "Письмо американским друзьям"
1943
Вспомним о детях. Это наша надежда. Это то, за что умирают герои. Война у них часто отбирает детство. Долг писателя — найти путь к сердцу того поколения, ради счастья которого мы идем на все жертвы. Илья Эренбург, "Роль писателя"
1946
Долг писателя-агитатора в дни мира, так же как и в дни войны, всеми своими деяниями способствовать новым победам социалистической культуры и демократии, крепить дружбу и единство народов СССР, поднимать могущество нашего государства. Передовица "Литературной газеты"
1946
Сегодняшняя задача нашей творческой советской интеллигенции и состоит в том, чтобы в своих произведениях всесторонне показать этого простого, прекрасного советского человека, раскрыть и показать лучшие черты его характера. В этом сегодня и состоит генеральная линия в развитии литературы и искусства. Иосиф Сталин встреча с творческой интеллигенцией
1949
Святая обязанность каждого советского художника, живущего и работающего в нашей стране,— до конца разгромить безродный космополитизм, стремиться к созданию таких произведений, где бы прекрасные черты характера русского человека, о которых говорил товарищ Сталин, его славные дела были воплощены в яркой национальной форме. Передовица "Литературной газеты"
1954
Долг советских писателей — еще выше поднять знамя борьбы за сплоченность всех миролюбивых сил в интересах безопасности народов, разоблачить и клеймить преступные планы империалистов, угрожающих развязать новую мировую войну. Приветствие ЦК КПСС II Всесоюзному съезду советских писателей
1954
Мы сделали для народа меньше, чем мы можем и должны сделать! Писать так, чтобы в самых далеких странах для обездоленных людей наше слово звучало, как слово друга и брата, поддерживающее в трудной борьбе, звучало, как гимн свободе! Обращение II Всесоюзного съезда советских писателей
1956
Наша литература должна воспитывать народ в духе бодрости и революционного оптимизма. <...> Каждый художник должен относиться к своему таланту не как к личной собственности, а как к народному достоянию,— беречь его и обогащать, каждодневно пополняя запас жизненных представлений. Записка Отдела культуры ЦК КПСС "О некоторых вопросах развития современной советской литературы"
1959
Горький хорошо сказал: "В драке враг не сдается, его уничтожают". Это правильно сказано, это классовая политика, мы ее поддерживаем. Но, товарищи, есть правило: лежачего не бьют. Поэтому не уничтожать надо, а воспитывать и перевоспитывать человека. И главное заключается в том, чтобы не ослаблять свои силы, а путем критики, драки стремиться к сплочению коммунистических сил и сил, которые идут с коммунистической партией в борьбе за построение коммунизма. Никита Хрущев, III съезд писателей СССР
1961
Возникает вопрос: что же, нам начинать кампанию за переселение из промышленных центров писателей, художников на места? Конечно, это дело очень сложное и трудное. Но было бы неплохо обратиться к молодым нашим художникам, призвать их последовать примеру той молодежи, которая направилась из промышленных центров страны на стройки коммунизма, на освоение целинных земель — туда, где бьет ключом жизнь! Екатерина Фурцева, XXII съезд КПСС
1973
Публицисты должны глубже и проникновеннее писать об историческом преимуществе социалистического образа жизни, масштабнее ставить вопросы коммунистического воспитания молодежи, ярче пропагандировать героику подвигов во имя Советской Родины. Постановление правления Союза писателей СССР
1979
Если прогноз грядущего всегда содержался в знаменитых книгах прошлого, то сегодня, как никогда, и в первую очередь литератор должен в каждом абзаце, на мой взгляд, вести дальнобойную мыслительную разведку послезавтрашней неизвестности в интересах великих задач, поставленных перед нами эпохой. Леонид Леонов, приветственное письмо VII Всесоюзному совещанию молодых писателей
1986
Нам в искусстве нужна правда, но полная правда, а не полуправда. Надо показывать деревню такой, какая она есть на самом деле: не заменять одну неправду или полуправду другой. Михаил Горбачев, заседание Политбюро ЦК КПСС
1988
Несколько лет назад мы боялись: если какой-то факт сообщить в печати, сотрясутся устои. Сейчас говорят все обо всем, говорят открыто, однако устои не сотряслись, а дышится лучше, свободнее. Хотя инерции еще много. Об этом надо писать. Григорий Бакланов, встреча руководства КПСС с руководителями СМИ, идеологических учреждений и творческих союзов
2014
На советский период мы должны обратить самое пристальное внимание. Ни в коем случае нельзя из идеологических соображений марать все, что было сделано нашей страной, нашими людьми за этот чрезвычайно важный период нашей жизни.<...> Нужно не забывать расширять свое культурное влияние в мире и нельзя замыкаться в самих себе. Не забывать о том, что мы сделали для мировой культуры, и понимать, что мы еще можем сделать. А значит, и укреплять влияние России как мировой державы. В этой связи напомню, что 2015 год объявлен в нашей стране годом литературы. Владимир Путин, совместное заседание Госсовета и Совета по культуре и искусству