На этой неделе столичная полиция возбудила уголовное дело в отношении популярного пианиста Луки Затравкина, который в результате ДТП 11 марта насмерть сбил пожилую женщину.
К сожалению, молодые люди на быстрых автомобилях давно стали антигероями полицейских сводок. Уличные лихачи несутся, перелетая из ряда в ряд. Подрезают, устраивая гонки. Жертвой их может стать каждый. Корреспондент «ВМ» выяснял, кто они, эти безбашенные камикадзе.
Выглядит это зрелищно. Кричит, свистит народ. Рычат на старте моторы тюнингованных под гоночные машин. Ведущий действа с микрофоном в руках развлекает молодых людей — группу поддержки гонщика. А у линии старта лучезарно улыбается зрителям полураздетая девушка… Точь-в-точь картинка из американских фильмов о стритрейсинге.
Или по-нашему — уличных гонках. Соперников в состязании двое: шикарная иномарка и низенький «вазик» — усовершенствованное детище отечественного автопрома. Взмах руки рефери — и обе машины с неистовым ревом срываются с мест. Трасса короткая — 400 метров. Чтобы стать победителем, надо гнать во весь опор.
Первые секунды — вполне предсказуемы: куда нашему старичку до скоростной импортной машины? Но толпа поддерживает именно «вазик», который на полпути резко идет в отрыв и в итоге первым приходит к финишной черте (на этих гонках — условной).
Победа. Овации. Наш «сделал» иномарку, поскольку оснащен и новым двигателем, и множеством наворотов, улучшающих его технические характеристики. Трофеи победителю не полагаются. Эти гонки устраивают лишь для того, чтобы участники и зрители могли развлечься.
— Мы каждые выходные собираемся на загородных трассах, где поток машин минимальный, — говорит один из организаторов гонок Евгений Киричков.
В состязаниях, как правило, участвуют разные категории гонщиков. И мальчики-мажоры (дети богатых родителей) на шикарных спорткарах, и студенты на стареньких, но тюнингованных автомобилях. За острыми ощущениями приезжают и взрослые обеспеченные люди. Поскольку такие мероприятия официально не разрешены, эффект «запретного плода» придает происходящему особую, волнующую остроту. Не берут здесь деньги и за участие в гонке. Заплатить просят только за вход. Объясняют это тем, что не хотят себе лишних проблем с законом.
— В обычной жизни, на дорогах все эти люди соблюдают правила безопасной езды. И не лихачат, — говорит Евгений. — А весь адреналин и жажду скорости оставляют здесь, на этих гонках.
Чудеса на вираже
Другие гонщики выбирают дрифт — управляемый занос. Это зрелище мне довелось наблюдать на стоянке у одного из московских стадионов. Ночью, в выходной. Участники — в основном молодые ребята. Дорогих машин немного. По участку трассы, ограниченному оранжевыми цилиндрами, почти бок о бок мчатся две машины. Но не наперегонки — виртуозно создают заносы, выписывая на асфальте кренделя. Скрип тормозов и рев моторов заглушают крики восторженной публики.
Группа поддержки — самая разная: девушка болеет за своего любимого на БМВ. Женщина — что чуть поодаль с ребенком на руках — переживает за мужа в сияющем «мерседесе». А тот вот парень, безусловно, уверен в победе своей избранницы за рулем «ниссана». К группе участников неспешно подъезжает полицейская машина — ну, думаю, сейчас веселью и конец. Ан нет, блюстители порядка лишь предупреждают, чтобы те вели себя прилично.
— Мы уважаем закон и порядок, правил не нарушаем. А лихачество не поддерживаем, — говорит один из организаторов проекта «Синдика дрифт» Алексей Прокопенко. — Мероприятие наше можно назвать даже полезным. Люди здесь не только заводят знакомства и весело проводят время, но и учатся управлять машиной на виражах. У обычного водителя при резком повороте может начаться паника, а наши сумеют совладать и с собой, и с рулем, чтобы избежать аварии. Впрочем, ребят сюда влечет не только желание отточить навыки вождения. И «подпольным» гонщикам, и любителям управляемого заноса — всем хочется острых ощущений.
— Конечно, куда опасней лихачи, которые, возомнив себя опытными водителями, на оживленной дороге начинают вилять между рядами, — уверен Алексей. — Кто-то, может, это делает от скуки, а кому-то просто не терпится посостязаться в скорости. Это опасно для жизни, даже если ты отличный гонщик. Навыки у тебя, возможно, и есть, но нет гарантии, что машина не подведет на опасном повороте.
Лихачество как психопатия
Любители драйва убеждены — их на дорогах бояться не нужно. Но кто же тогда, спрашивается, едва ли не снес однажды зеркало у авто моего приятеля? — Гонщики, — убежден водитель с сорокалетним стажем вождения Сергей Котов. — Одно время, когда популярны были зарубежные фильмы об уличных догонялках, такие гонщики то и дело лихачили на дорогах. Сейчас их меньше, но они есть. И им неинтересно соревноваться друг с другом — хочется поймать адреналин в потоке машин. Вот то ключевое слово, тот гормон, ради которого авто превращают в опасный для жизни спортивный снаряд.
— С отъявленными лихачами мне приходилось сталкиваться на практике, — рассказала Марта Белоконь, кандидат психологических наук. — Как правило, это были люди, закодированные от алкоголя или наркотиков. В чем, спросите, проявляются последствия такого кодирования? Человеку прививается отвращение к какому-то веществу, но потребность в острых ощущениях у него остается. Он их пытается получить на трассе.
Марта рассказывает, что и в ее практике был такой случай. Находился у нее под наблюдением некий азартный игрок — просадил за столом с зеленым сукном квартиру, два дома. Наконец решил от зависимости закодироваться. А патологическое желание, что называется, «повисеть на волоске» осталось. Очень скоро игроком овладела новая страсть — автомобильные гонки на оживленной дороге. Результат — 14 дорожно-транспортных происшествий за год.
— Это скрытое суицидальное поведение, — поясняет психолог. — Человек хочет оказаться как можно ближе к смерти, встать на грань. И чаще всего такое случается именно во время депрессии, после случившейся трагедии. Человек начинает увлекаться экстремальными видами спорта или какой другой рискованной деятельностью. И если через год увлечение проходит — это нормально. Но если нет, тогда срочно требуется специалист по психиатрии. Такой человек опасен для окружающих.
Внутренний контроль
Неважно, какая у тебя сегодня проблема: хочешь ли заявить о себе маме с папой, находишься ли в стрессе, желаешь ли почувствовать себя гонщиков или ты принял на грудь — бравые ребята из дорожно-патрульной службы всегда остановят нарушителя. Невзирая на чины и связи.
— С лихачами и в советское время боролись очень эффективно, — рассказал «ВМ» ветеран столичной полиции Михаил Новиков. — Помимо того что штрафовали, гаишники иногда спускали колеса на машине нарушителя, чтобы лихач немного поостыл.
Пару раз он поработает ручным насосом, на третий раз уже не будет так смело правила дорожного движения нарушать. Можно сказать, эффективная трудотерапия.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Кобзоев, исполняющий обязанности командира 6-ого спецбатальона ДПС ГИБДД:
- Среди лихачей встречаются люди в состоянии опьянения и, конечно, те, кто в стрессовом состоянии куда-то спешит, нарушая при этом правила. Часто это молодые люди на дорогих машинах.
КТО ЕСТЬ КТО?
Психологи выделяют несколько типов людей с опасным поведением на оживленной дороге.
1. Человек, у которого напряженная ситуация с работой, в семье.
Испытывая эмоциональное напряжение, он не чувствует дороги и активно нарушает правила движения.
— Одна моя пациентка узнала о своем ребенке плохую новость, — рассказывает Александр Державин, клинический психолог. — Сев за руль и отправившись к сыну, она сначала пересекла сплошную полосу, а затем совершила еще несколько нарушений. Неосознанно.
2. У человека масса комплексов и подавленная агрессия.
Он пытается компенсировать это состояние во время движения на дороге — не желая уступить путь или подрезая соседние машины. Таким образом он пытается привлечь к себе внимание и самоутвердиться. Иногда так себя ведут и водители маршруток. Замечено, что если шофер хамит своим пассажирам, то, скорее всего, он и на дороге будет вести себя не лучше.
3. Лихач со скрытым суицидальным поведением.
— Когда человек разгоняется на полной скорости, он чувствует, как все его проблемы уходят на задний план. Это повод, чтобы насторожиться, — считает Александр Державин. — Находясь в состоянии риска для жизни, он получает от этого удовольствие. Тот же диагноз можно поставить, если человек без подготовки лезет в какой-то экстремальный вид спорта.
4. Мальчики-мажоры
Что касается отпрысков богатых родителей, в последнее время все чаще попадающих в скандальные аварии, то здесь существуют две версии причин такого поведения. Первая: после года вождения у человека появляется необоснованная уверенность в себе. За рулем скоростного авто подобное самомнение очень опасно. Вторая: случившейся аварией сын хочет заявить родителям о себе, чтобы они обратили на него внимание — вот я, есть!