При поддержке Министерства обороны начат сбор музыкальных инструментов для войск, принимающих участие в СВО. Военные просят передавать в дар балалайки, баяны, аккордеоны, губные гармоники, гитары и другие инструменты. «Наша Версия» изучила, какие ещё методы для поднятия духа использует российское военное ведомство.
Пункты сбора развёрнуты в санкт-петербургском Военно-медицинском музее, Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, а также в Центральном военно-морском музее. Сообщается, что «все желающие и неравнодушные граждане могут передать музыкальные инструменты на безвозмездной основе для дальнейшей отправки в зону проведения специальной военной операции». Собранные инструменты планируется раздать «мобилизованным, военнослужащим, выполняющим специальные задачи, не имеющим профессионального музыкального образования, в целях поддержки боевого духа, сплочения, воодушевления на подвиги, морально-психологической разгрузки». Как это поможет улучшить настроение солдатам на передовой, не сообщается. Статистики о том, какое количество военных и мобилизованных умеет играть на музыкальных инструментах, не приводится, потому сложно оценить, какое количество баянов и балалаек требуется в целом.
Играй, гармонь
Позже в Минобороны решили развить начинание и заявили о формировании двух фронтовых творческих бригад «в целях поддержания высокого морально-политического и психологического состояния участников СВО». Эти подразделения формируются на постоянной основе, в них войдут мобилизованные, а также добровольно поступившие на военную службу профессиональные артисты. Сообщается, что на этапе формирования подразделений командиры заметили творческие особенности и способности у некоторых мобилизованных, отчего и было принято решение о формировании данного коллектива на базе ансамбля Западного военного округа. В первые бригады вошли музыканты, драматические актёры, представители театров «Новая опера» и «Современник», профессиональный художник, артист цирка и вокальные исполнители.
Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования
– Культурно-досуговая работа и обеспечение благоприятной морально-психологической обстановки во время ведения боевых действий – это однозначно сфера влияния Главного военно-политического управления, которое было создано четыре года назад. Очевидно, именно от него и исходят все последние инициативы по поднятию морального духа нашей воюющей группировки. Пока, насколько можно понять, используются старые наработки, которые применялись политруками ещё в годы Великой Отечественной войны. Насколько они сработают в современных условиях, большой вопрос, но что-то может сыграть положительную роль. Хотя нужно учитывать, что сейчас интересы и даже вкусы у людей сильно изменились, возможно, молодым ребятам будут не совсем интересны выступления фронтовых бригад с номерами художественной самодеятельности. Также не уверен, что сегодня солдаты вновь начнут писать письма своим родным, а вот получать письма, наверное, им будет приятно. Что касается музыкальных инструментов, то, вероятно, кто-то среди мобилизованных умеет играть на баяне и балалайке. Другой вопрос, насколько это необходимо, если можно накачать хорошей музыки и фильмов и развлекаться таким образом.
Пока остаётся неизвестной программа выступлений фронтовых бригад. Ведь их задачей является не только развлечение бойцов, но и пропаганда. В связи с этим в Минобороны уже отметили, что одной из задач фронтовых артистов станет сбор армейского фольклора, не уточняя, что именно имеется в виду. Кстати, может возникнуть вопрос, почему к культурной работе на передовой не привлекли имеющиеся силы. Как правило, каждый военный округ имеет свой ансамбль, в котором служат настоящие мастера своего дела, к тому же хорошо знакомые с армейской тематикой. Вероятно, было решено, что таким профессионалам уместнее выступать на нормальной сцене, а не на кузове грузовика.
Отдельно подчёркивается, что при создании бригад Минобороны обратилось к опыту Великой Отечественной войны. Тогда их насчитывалось около 2 тысяч. При этом помимо самодеятельных артистов на фронте выступали настоящие звёзды того времени – Клавдия Шульженко, Любовь Орлова, Лидия Русланова и другие. Сегодня, по всей видимости, будет сложнее привлечь в такие бригады популярных музыкантов. Скорее всего отдельные артисты будут время от времени давать концерты в госпиталях. Так уже делали Григорий Лепс, Лариса Долина и Александр Розенбаум.
А для тебя, родная, есть почта полевая
Ещё одним способом воодушевить солдат Минобороны сочло возрождение полевой почты. В этом есть свой смысл. Дело в том, что пользоваться современными средствами связи в зоне боевых действий смертельно опасно – сигнал сотового телефона можно легко перехватить, определив место нахождения абонента. Потому бойцам предлагают вместо звонков писать письма домой. Как сообщили в Минобороны, родственники военнослужащих смогут направлять свои письма и посылки через отделения Почты России.
Однако пока что система только проходит обкатку. Протестировав её, журналисты констатировали, что письмо шло почти два месяца. При этом неформальный почтовый сервис, созданный волонтёрами, доставил тому же бойцу посылку прямо в окоп всего за несколько дней. Нужно заметить, что волонтёрское движение работает всё активнее. В некоторых городах граждане сами собирают все необходимые мобилизованным вещи, которые те просят, получая информацию об их потребностях из первых рук. Так, среди прочего мобилизованные часто просят для своего нехитрого досуга в окопах шашки, шахматы, домино и другие настольные игры.
Нужно сказать, что государственным структурам такое положение дел скорее всего не нравится и, по всей видимости, они попытаются взять волонтёров под контроль. В декабре в Госдуме заявили, что подобные сборы могут легко превратиться в способ заработка. Поводом для этого стала жалоба на «так называемых блогеров, которых у нас почему-то называют военными корреспондентами», которые не отчитываются ни перед кем за проводимые сборы. В парламенте возмутились, что «блогеры из Крыма собирают по 20–30 млн гуманитарной помощи и, очевидно, воруют её». Депутаты предложили определить круг лиц, которым будет разрешено проводить сборы, а также зафиксировать процент от собранной суммы – эти деньги разрешат потратить на организацию акции. Также прозвучали призывы внимательнее относиться к сборам средств и самостоятельно проверять организаторов.
Вопрос о налаживании качественной связи между участниками спецоперации и остающимися в тылу родственниками наверняка будет решаться. Как рассказал «Нашей Версии» разведчик, который воевал на изюмском направлении, мобилизованные пока что особо не надеются на полевую почту. Он и его товарищи в складчину покупали спутниковые телефоны и оплачивали трафик спутниковой связи, благодаря чему по ночам звонили и писали сообщения домой, поскольку, по его словам, в зоне боевых действий «везде работает газпромовская связь». Также разведчик рассказал, что военным пришлось самостоятельно решать вопрос с получением посылок. Для этого они специально выезжали в тыл за границу проведения спецоперации и пользовались услугами курьерской доставки грузов.
Кстати, прежде Минобороны распространяло информацию, что, по словам украинского военнопленного, ВСУ используют систему Starlink для общения в соцсетях, звонков родным и просмотра развлекательных видео. Для этого всего лишь нужно обратиться к командиру, который выделит время на использование интернета. Это подавалось как отрицательный момент – мол, массовое использование создаёт колоссальную нагрузку на Сеть, что ведёт к сбоям её работы. Хотя уместно предположить, что это также повышает моральный дух солдат, которые получают возможность ежедневно общаться со своими близкими.