Появления основ для мирного урегулирования на Украине можно ожидать между двумя ключевыми событиями — выборами президента в России весной 2024 года и выборами президента США в ноябре этого же года, считает профессор Высшей школы экономики Марат Баширов. Прогноз по геополитической ситуации и СВО политолог изложил «МК».
— В 2024 году произойдут два ключевых события — выборы президента Российской Федерации и выборы президента Соединенных Штатов, — говорит профессор Марат Баширов. — Западные элиты готовятся и к одним выборам, и к другим. Они будут крайне непростыми.
Я думаю, что существует отдельный план по недопущению Владимира Путина на эти выборы. На Западе думают, как противодействовать российским выборам, в том числе и через попытки организации определенных мероприятий на территории России. Также Западом, на мой взгляд, продумываются варианты, чтобы создать условия для признания нелегитимности этих выборов.
Эксперт не сомневается, что Владимир Путин будет баллотироваться на пост главы государства в 2024 году.
— Взять то же заявление господина Миронова, лидера «Справедливой России — За правду», который на партийном съезде предложил не выдвигать кандидата на президентские выборы от своей партии, а поддержать действующего президента Владимира Путина. Это тоже один из первых сигналов.
Что касается выборов в Соединенных Штатах, они, несомненно, будут связаны с результатами выборов президента России. Мы видим, что Байден не собирается уходить.
Профессор обращает внимание на наметившуюся тенденцию избрания возрастных лидеров в мире.
— Мы с вами видели, что на недавно прошедших выборах в Турции основным оппонентом у господина Эрдогана был 74-летний Кемаль Кылычдароглу. И смотрите, за него было отдано 47,82% голосов, в том числе тех граждан Турции, которые ориентированы на Европу. Это сигнал для политологов и аналитиков, кто занимается исследованиями.
Я думаю, что это связано с запросом на стабильность в госуправлении. Люди боятся перемен, боятся проиграть, поэтому и цепляются за тех лидеров, которые показывают хоть какую-то эффективность.
Вторым мощнейшим фактором 2024 года, по мнению политолога, будут основные боестолкновения между нашими Вооруженными силами и объединенной группировкой ВСУ и прокси-войск НАТО.
— Запад всячески скрывает, но все больше становится понятно, что на уровне разведслужб, штабной работы, подготовки и обучения, на Украине активно задействованы натовские кадровые военные структуры. От результатов этих боестолкновений, от того, куда сдвинется линия фронта — на запад или на восток, на юг или на север, будут зависеть и результаты выборов как в России, так и в США. И, соответственно, тот момент, когда начнутся мирные переговоры.
Я считаю, что нам, как сторонним наблюдателям, они станут видны после выборов президента Российской Федерации. Это где-то — апрель-май 2024-го. И в конечном итоге, как мне кажется, некий прообраз соглашений, в части вопросов безопасности между России, Китаем и Соединенными Штатами и Европой, можно ожидать где-то к концу 2024 года. Когда события на территории бывшей Украинской Советской Социалистической Республики, не знаю просто, как сейчас ее описывать, потому что там четыре территории — наши, кто-то еще тянется к России, кто-то, наоборот, к Польше, будут только частью этого глобального договора.
Для американцев, как говорит профессор, крайне важно в какой-то момент, чтобы эта история успокоилась и устаканилась.
— Потому что многие эксперты сейчас говорят о том, что Америка начала терять финансовые потоки. Китай, например, уже создал параллельную расчетную систему, под которую уходят все больше, и больше стран.
Каждые две недели мы слышим: та или иная страна заявляет о том, что хочет войти в БРИКС. Это не из-за принципов, а из-за желания иметь вторую расчетную систему, независимую от американцев. Потому что Соединенные Штаты откровенно, что называется, передавили, это раз.
И второй момент, они обесценили доллар, произошло очередное поднятие потолка финансового долга Соединенных Штатов. Стоимость долларов, которыми эти страны владеют, снизилась.
Политолог обращает внимание на еще один важный фактор, который будет работать в 2024 году.
— Это касается тестирования разных форм гибридной войны. Недавняя массовая атака беспилотников на Москву и Подмосковье - это как раз тестирование. Запад старается понять, насколько можно задействовать психологические операции в гибридной войне для достижения военного результата.
Наша сторона, на мой взгляд, недостаточно занимается информационной работой, которая направлена на глаза, уши, сердца, умы украинцев, которые живут под киевским режимом. И на огромное количество украинцев, которые уехали. Мы мало разъясняем. Надо понимать, что мы находимся в такой «прокси-избирательной кампании». То есть, идет кампания за выбор определенных смыслов, определенных результатов, определенных людей.
Как говорит Марат Баширов, последняя кампания, связанная с выборами, была у нас сильно зарегулирована, конкуренции не было. Это касается и средств массовой информации.
— В отличие от нас, на Украине она была. Там все олигархические группировки постоянно вели между собой высококонкурентную избирательную борьбу. Она была связана с коррупцией, у олигархов были свои «карманные» СМИ. Тем не менее, специалистов, которые умеют работать в конкурентно-состязательной среде, на Украине огромное количество. И мы во многом проигрываем им информационную борьбу.
Политолог обращает внимание на то, что сейчас все социальные сети и поисковики дают возможность переводить текст на любой язык. И не нужно владеть русским языком, чтобы прочитать о событиях на каком-то русском или украинском ресурсе. Граница в этом плане стирается.
— Поэтому гибридных информационных и диверсионных событий будет все больше и больше. Есть те, кто считает, что они никак не влияют на события на фронте. На мой взгляд, как раз-таки имеют. Тем более, когда они параллельно переплетены с военными событиями, с тем, что происходит на линии боевого соприкосновения. Потому что с нашей стороны те, кто воюет, точно так же все это читают.
По мнению эксперта, нужно обратить внимание и на то, что у российского общества остались вопросы относительно системы госуправления.
— Мы приняли изменения в Конституции, но потом началась специальная военная операция, и эти правовые лакуны, пробелы в праве, остаются до сих пор. Это связано с местным самоуправлением.
Уже сколько месяцев мы не может назначить в Счетную палату руководителя. А до этого говорилось, что это одна из ключевых контрольных организаций в Российской Федерации. У нас нет изменений в Совете Федерации, хотя там есть президентская квота, например, о пожизненных сенаторах. Возможно, что самая думающая часть общества и элиты получит ответы на эти вопросы после выборов президента. И будет более уверена в своем будущем.
Марат Баширов говорит, что недавно посмотрел в Сети один ролик. На работу под ехал солидный мужчина, крупный предприниматель. Отчаянно жестикулируя, он рассказывал, что «рядом прилетело и бахнуло». Он в подвал спускаться не стал, опасаясь, что его там может завалить. В конце спича выдал: «Слава Богу, что дети в Милане».
— Вот откуда все эти нервные заявления, что по Рублевке ударили. Нет ответов на важные вопросы, а тут еще и прилетает. С таким настроением он ехал на работу. Этого недоучитывать нельзя. Потому что информационная война рассчитана не только на простого человека, но и на элиты.
Что касается президентских выборов в США, политолог напоминает: они запланированы на 5 ноября 2024 года.
— Вполне возможно, что будет второй тур. На мой взгляд, схватка между Байденом и Трампом станет ключевой.
Инаугурация следующего президента Соединенных Штатов запланирована на 20 января 2025 года. Мы должны этот тайминг понимать. Если будут какие-то перемены во внешней политике Соединенных Штатов, а президент США отвечает в первую очередь за внешнюю политику, а не за экономику, то они произойдут только в феврале-марте 2025-го, когда пройдут различные назначения. Но военные действия, на мой взгляд, могут замереть за несколько месяцев до окончания 2024 года.
— Кто, на ваш взгляд, станет следующим президентом США?
— Судя потому как все играют там без правил, я думаю, что все-таки Байден. Но это приведет к расколу в стране.
Соединенные Штаты — это фактически союз конфедераций. Очень многие штаты имеют свое законодательство. Раскол по законодательной линии неизбежен даже при победе Трампа. Тогда будут откалываться демократические штаты.
Байден, кстати, очень многое делает сейчас по южным штатам. Раньше Техас всегда был республиканским, а теперь он демократический. И знаете, почему? Потому что Байден открыл границу для мигрантов, и они сейчас перетекают туда из Центральной Америки в огромном количестве. И они голосуют за Байдена. Таким образом, он получает порядка 10 миллионов голосов. Вот что делают демократы. Вот откуда все эти скандалы, что граница «дырявая». Это их целенаправленная политика.