Несмотря на то, потребители зачастую считают растворимый кофе второсортным напитком, выбирая молотый, эксперты уверяют: разница в них несущественна.
Сильнее всего на свежезаваренный кофе похож сублимированный растворимый. А всё из-за того, что технология его производства помогает сохранить изначальный вкус и аромат зерен.
«Обжаренные кофейные зерна очень мелко перемалывают, а потом варят три часа. Пар при этом отводится, и вместе с ним уходят эфирные масла из зерен, — рассказывает руководитель экспертного направления „Росконтроль“ Андрей Мосов. — Проваренную массу замораживают — очень быстро и до низкой температуры, а затем вымораживают в вакууме. Почти лишенный влаги остаток разбивают, после чего получаются гранулы в виде пирамидок. Затем их пропитывают эфирными маслами, оставшимися после вываривания. Если же этого недостаточно, производитель может добавить ароматизаторы».
Именно поэтому этот вид растворимого кофе и проверяли эксперты Союза потребителей «Росконтроль». Они отправили в лабораторию семь образцов популярных брендов растворимого кофе: «Жокей Триумф», «MacCoffee Gold», Moccona «Континентал Голд», «Московская кофейня на паяхъ», Bushido Original, Tchibo Exclusive и Ambassador Platinum. Причем, первые четыре изготовлены по ГОСТ, остальные — по ТУ.
Одними из важнейших характеристик кофе являются его внешний вид, вкус, аромат и цвет. Это первым и проверяли эксперты и пришли к выводу, что два образца не соответствуют по этим показателям стандарту. Так, «богатый вкус и яркий аромат», которые нам обещает упаковку кофе «Жокей Триумф» не подтвердились. Вкус малонасыщенный, с негармоничной горечью и без кислотности. «MacCoffee Gold» оказался недостаточно насыщенный и несбалансированный. Но стоит сказать, что все образцы обладали хорошей растворимостью как в горячей, так и в холодной воде, что соответствует требованиям стандарта.
Чаще всего люди выбирают кофе ради его бодрящих свойств. И, конечно, мимо них эксперты пройти не могли, определив процент кофеина в пересчете на сухое вещество. По стандарту, кофеина должно быть не менее 2,3%. И этому требованию соответствуют все образцы. Отдельно стоит отметить, что в кофе MacCoffee Gold, Moccona «Континентал Голд», Ambassador Platinum содержание кофеина достаточно высокое — 4-5%. Меньше всего «бодрящего вещества» в «Московской кофейне на паяхъ» — всего 2,94%. Это, повторимся, соответствует требованиям ГОСТа, но по сравнению с другими образцами это маленькое значение. То есть, такой кофе будет бодрить меньше остальных. Bushido и Tchibo Exclusive показали средние результаты: 3,74% и 3,72% соответственно.
«Мы обнаружили, что на рынке появилась продукция, сильно дешевле натурального кофе, но продающаяся под его видом. И в ней кофе заменятся злаковыми культурами и смесью с цикорием. На вкус такой напиток может напоминать натуральный кофе, но не нести в себе никаких свойств, ради которых напиток и покупался», — считает Р. Чантурия. По его словам, чтобы сегодня избежать покупки фальсификата, нужно всегда обращать внимание на цену. Самая низкая цена на полке может с высокой степенью вероятности говорить о том, что перед вами подделка. При этом, отраслевая ассоциация сейчас ведет активную работу, чтобы в самое ближайшее время исключить эту недобросовестную практику с рынка.
«Действительно, практика фальсификации кофе существует, однако среди производителей крупных брендов не слишком распространена. Чтобы исключить ее, в лаборатории определили углеводный профиль образцов: содержание общей глюкозы и ксилозы, — говорит Андрей Мосов. — Также провели тест на присутствие глютена в пробе. Полученные значения говорят о том, что все образцы изготовлены из натурального кофе, и не содержат примесей сырья, полученного из злаков.
В итоге два образца их пяти — «Жокей Триумф» и MacCoffee Gold — не рекомендованы экспертами к покупке. Кстати, проблемы могут быть не только у растворимого, но и у молотого кофе.
«Все чаще производители стали хитрить и писать на пачках: „100% арабика“. Ведь на этот маркетинговый ход клюют потребителей, считая, что тогда кофе будет лучшего качества, — говорит Антон Акифьев, владелец крупного компании по производству кофе. — На самом же деле сорт арабика — кислый, его в нашей стране пить не привыкли. Поэтому, чтобы добавить горчинки, в арабику добавляют другой сорт — робусту. Он-то ценится у нас больше, но не имеет такой популярности».
Понять это можно, например, по равномерности обжарки. Если кофе в одной пачке имеет разный цвет, значит арабику и робосту жарили отдельно и смешали уже перед упаковкой.