Российские и украинские власти обменивались вчера предельно резкими заявлениями и инициативами. Владимир Путин назвал происходящее на Украине "гражданской войной", где по сути воюет не армия, а "иностранный натовский легион". В Киеве эти слова оценили как продолжение "идеологической войны". Вчера же в Верховную раду внесен правительственный законопроект, позволяющий признать самопровозглашенные ДНР и ЛНР террористическими организациями. Но именно прямые контакты Киева с представителями ДНР и ЛНР являются главным требованием Москвы. Вчера же на Украине был введен режим повышенной готовности к чрезвычайной ситуации, а Владимир Путин предложил гражданам этой страны спасаться от мобилизации на территории России.
Владимир Путин, выступая перед студентами Горного университета в Санкт-Петербурге, обвинил официальный Киев в пристрастии к силовым методам и интернационализации конфликта на юго-востоке страны. Для президента очевидно, "кто там воюет на самом деле". "Там, действительно, частично официальные подразделения вооруженных сил,— признает Владимир Путин.— Но в значительной степени это так называемые добровольческие националистические батальоны". А это "по сути, уже не армия, это иностранный легион", уверен он. "В данном случае — иностранный натовский легион, который, конечно, не преследует целей национальных интересов Украины",— заявил Владимир Путин. У "легиона", по его мнению, "совсем другие цели, и связаны они с достижением геополитических целей сдерживания России, что абсолютно не совпадает с национальными интересами украинского народа".
Это уже второе жесткое заявление Владимира Путина по украинскому вопросу за последние дни. 23 января он проинформировал членов Совета безопасности, что направил президенту Украины Петру Порошенко "письменное предложение отвести тяжелое вооружение — артиллерию и системы залпового огня — на такое расстояние, с которого невозможно было бы наносить поражение населенным пунктам". Российский президент подчеркнул, что его предложение "фактически полностью совпадало с требованиями самого официального Киева", которые были зафиксированы в "минских договоренностях" в сентябре 2014 года. "К сожалению, мы не только не получили никакого внятного ответа на наше предложение, но и увидели обратные действия",— сообщил президент членам СБ.
В администрации президента Украины заявление Владимира Путина восприняли как очередной виток идеологической борьбы. "Российская сторона занимается пропагандой, мы же должны противопоставить ей украинскую контрпропаганду",— заявил "Ъ" источник в администрации Петра Порошенко. Генсек НАТО Йенс Столтенберг, который вчера принимал участие в экстренном заседании комиссии Украина--НАТО, заявил, что "нет никакого натовского легиона (на Украине.—"Ъ")". От имени членов альянса господин Столтенберг осудил "резкую эскалацию насилия вдоль линии прекращения огня на востоке Украины пророссийскими ополченцами", выдвинул в адрес РФ обвинения в поддержке "сепаратистов".
"Противостояние и так уже идет, жестче некуда: последние события вызвали обострение, минский формат себя исчерпал",— заявил "Ъ" глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. Реальной эскалации конфликта эксперт не прогнозирует. По его словам, Владимир Путин, "отделив" регулярную украинскую армию от воюющих на ее стороне добровольческих батальонов, вступил в жесткую полемику с Западом. Вчерашние заявления российского лидера на Западе воспримут "как обвинение НАТО в прямой военной поддержке официального Киева", полагает эксперт: "Но не думаю, что что-то изменится в подходе Запада и что он готов вмешиваться в военный конфликт напрямую". Предстоит "очередной раунд обмена пропагандистскими заявлениями".
Пока непонятно, можно ли отнести к таковым зарегистрированный вчера в Верховной раде правительственный законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты о признании террористическими организациями ДНР и ЛНР. В пояснительной записке (цитируется по "Интерфаксу") указывается, что "если террористическая деятельность организации привела к возникновению кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности Украины, такая организация может быть признана террористической решением СНБО Украины". Премьер-министр Украины Арсений Яценюк поручил Министерству юстиции, Генпрокуратуре и СБУ принять меры для юридического признания самопровозглашенных Донецкой и Луганской "народных республик" террористическими организациями и призвал к такому шагу мировое сообщество.
Между тем прямые контакты с ДНР и ЛНР — то, чего ждет от официального Киева Москва. Об этом, в частности, говорил вчера высокопоставленный дипломатический источник "Интерфакса". "Возможность контроля со стороны Киева и ОБСЕ за участками границы на ее украинской стороне должна обсуждаться напрямую с представителями провозглашенных ДНР и ЛНР, которые сейчас контролируют соответствующие погранпереходы",— подчеркнул он.
Однако для Киева этот подход пока неприемлем. Вчера же Кабинет министров Украины ввел режим повышенной готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации (ЧС) по всей стране. Об этом сообщил Арсений Яценюк, пояснив: мера позволит координировать все органы власти для обеспечения безопасности граждан. Нововведение предполагает резервирование в региональных бюджетах средств на экстренную мобилизацию, обеспечение медикаментами и продуктами на случай ЧС. Координировать ситуацию на местах будут специальные региональные центры или "региональные комиссии по чрезвычайным ситуациям" — все они будут подчиняться госкомиссии по ЧС. "Прошу не путать это с чрезвычайным положением и военным положением,— уточнил господин Яценюк.— Наше решение направлено только на одно: все должны работать 24 часа в сутки и семь дней в неделю".
Москва готова ответить на это послаблением миграционного законодательства. Об этом вчера говорил господин Путин, поскольку, по его словам, на Украине "многие люди уже уклоняются от мобилизации, стараются переехать в Россию, пересидеть здесь какое-то время". "И правильно делают,— считает Владимир Путин.— Потому что их просто толкают, как пушечное мясо, под пули". В связи с этим президент считает возможным "в рамках закона увеличить срок пребывания определенных категорий лиц (с Украины.— "Ъ"), прежде всего призывного возраста".
Напомним, что в первые рабочие дни 2015 года Федеральная миграционная служба обнародовала планы по изменению режима пребывания в России для украинских граждан (см. "Ъ" от 12 января). До сих пор они пользовались особыми правилами, установленными РФ для стран "безвизового режима". Житель такой страны может находиться в России по временной регистрации до 90 дней в течение полугода. Для пребывания дольше 90 дней требуется оформлять специальное разрешение "на временное проживание" в России. Но оформить "разрешение на временное проживание" намного сложней, чем получить "временную регистрацию". Поэтому мигранты предпочитают выехать из России на один день и вновь въехать, чтобы снова получить право на 90 дней по временной регистрации.
Со второй половины прошлого года к приезжим с Украины работники ФМС относились мягче, чем к иным мигрантам из стран СНГ, в частности, не выдворяли тех, кто задержался дольше положенного срока без оформления разрешения на проживание. Однако премьер Дмитриев Медведев 15 декабря 2014 года опубликовал статью в "Независимой газете", где сообщил, имея в виду ""серых" украинских работников": "Более строго мы будем относиться и к соблюдению сроков пребывания в нашей стране — 90 дней в течение полугода". Владимир Путин вчера предложил законодательно пересмотреть это правило.
В пресс-службе ФМС вчера "Ъ" заявили, что руководство службы "пока не комментирует этот вопрос". Представители же профильных комитетов обеих палат российского парламента заявили о готовности к правке законов. "Срок пребывания по временной регистрации можно увеличить до 12 месяцев",— считает член комитета Госдумы по делам СНГ коммунист Василий Лихачев. "Нужно будет только продумать конкретные механизмы реализации этого",— заявил глава комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. А можно просто выполнять постановление правительства от 22 июля 2014 года, по которому жителям Украины, прибывшим из зоны конфликта, полагается временное убежище. Как сообщил "Ъ" эксперт, аккредитованный при Минюсте, Александр Гурьев: "Временное убежище предоставляется на год".