Обычно в места силы, в опасные путешествия, которые помогают расти над собой, актриса отправляется исключительно одна. Но когда она стала ведущей реалити-шоу «Последний герой. Актеры против экстрасенсов», к ней на Филиппины прилетела мощная группа поддержки: муж, драматург и режиссер Василий Сигарев, и их собака Эми.
—Mоя любовь к «Последнему герою» началась с любви к Сергею Бодрову-младшему. Я смотрела все фильмы, в которых он снимался и которые снимал, мне было интересно все, что он делает. И когда Бодров стал вести «Последнего героя», у меня появилась безумная мечта туда попасть! Я тогда была студенткой и жила в Екатеринбурге. Как я носилась по городу в поисках газеты с анкетой для желающих участвовать — нигде их не было! Добежала до Главпочтамта, но и там нашлась только газета с анкетой для совсем другого конкурса — мужского, его проводил Gillette. От безысходности заполнила ее, приписав, что прошу передать анкету на «Последний герой». Естественно, молчанье было мне ответом, никто никуда ее не передал.
Но через год проект приехал к нам в Екатеринбург устраивать кастинг на новый сезон. Я тогда уже работала в Малом драматическом театре, куда пригласили Василия Сигарева для постановки его пьесы «Черное молоко». И мне сообщили, что Сигарев мне дает главную роль! Встал выбор между кастингом в «Последний герой» и работой с известным драматургом. Немного помучавшись, я сделала выбор в пользу театра… А через 16 лет проект постучался к нам с Василием Сигаревым в дом! И пригласил поучаствовать в роли ведущей. Конечно, я не отказалась, потому что мечты должны сбываться. Да, все исполнилось не на сто процентов, как мечталось, но меня это устроило. Все-таки 12 февраля мне здесь, на острове, исполнилось 46 лет. Может быть, участницей я бы в этом возрасте стать не решилась.
Бытовые лишения — это не геройство
— Как вы готовились к этой работе? Ну, кроме того, что сделали прививки от тропических болезней?
— Заранее, еще в Москве, полностью изменила рацион питания. Чтобы стать здоровее, села на серьезную диету: мне ни в коем случае нельзя заболеть. Я обратилась к специалистам, сдала кровь. Мне назвали ряд продуктов, которые я категорически не должна есть. К сожалению, в их числе и кофе, который я просто обожаю, — пришлось от него отказаться. Это что касается здоровья.
Естественно, приняв предложение, я начала думать о том, как я буду выглядеть. У меня не бывает так: пришла на съемки, меня во что-то одели, и я зашла в кадр. Нет, я во всем участвую. Актер должен сам прочувствовать свой образ, сплести его для себя, и только тогда он будет гармонично выглядеть в кадре. Я не то чтобы стремилась превратиться в женщину-воина, потому что в наши дни нужно стоять за мир, а не за войну. Я искала символ сильной женщины. Сразу хотела что-нибудь в стиле сафари, с шортами и рубашкой. Однажды поехала в Петербург на спектакль БДТ, а заодно погулять, и наведалась в очень хороший местный секонд-хенд, а там нашла женскую итальянскую военную форму.
— Где вас на Филиппинах поселили?
— Довольно близко к месту съемок. Живу в бунгало с пальмовой крышей — типичная филиппинская постройка. Нет горячей воды, но меня это не смущает: я тоже должна чем-то жертвовать.
— И удобства во дворе, как на картине Васи Ложкина «Дама в вечернем туалете»?
— Нет, все более цивилизованно: в бунгало две комнаты и два санузла.
— Вообще вы тяжело переносите бытовые лишения?
— Нет, поэтому для меня в таком житье нет никакого геройства. Я и в джунглях бывала, и много путешествовала по миру — и не всегда это было лакшери. Но спартанские условия для меня не проблема — для меня проблема, когда неинтересно. Если бы мне был неинтересен проект, я бы не поехала. А сложности дают дополнительную закалку, то есть работают на меня, а не против меня.
— Сейчас ваше временное пристанище — бунгало, а где вы жили в других «анти-лакшери» поездках?
— В Аркаиме (историко-культурный заповедник на Южном Урале, считается местом силы. — Прим. «ТН») ночевала в палатке, но могла спать и на траве. В джунглях жила в хижине, стараясь находиться под сеткой, чтобы не жрали москиты и не могли добраться другие насекомые — они там все были огромных размеров и внушали ужас. Гигантские пауки, тараканы, даже бабочки! Кстати, бабочки крупнее ладони — это тоже неприятно, поверьте. От них ото всех хотелось умчаться с громким криком, я так поначалу и реагировала. Но потом пришла к пониманию, что бесполезно бегать от насекомых и визжать: во-первых, все равно не убегу, во-вторых, только проиграю от этого. Пришлось научиться успокаиваться, смиряться. Жизнь вообще бесконечная тренировка на принятие… Я даже договариваться с насекомыми научилась. Однажды собралась спать и вдруг вижу — огромный даже по меркам джунглей таракан, а на спине у него пятно в виде короны! Хотела его убить, а потом подумала: вдруг это король тараканов? (Смеется.) Отпустила, но сказала ему передать подданным, чтобы они ко мне не приходили. И что вы думаете? Тараканов действительно больше не было — ко мне в хижину пришла толпа огромных пауков. Но они хотя бы сидели тихо по углам, ни я их не трогала, ни они меня. Однажды кто-то из нашей туристической группы поймал редкую рыбу, и мы пошли к реке ее сфотографировать. А дело было перед съемками сериала «Ольга», и я старалась не загорать. И пока я надевала рубашку с длинными рукавами и капюшоном, мои товарищи столкнулись со змеей. Когда описали ее местным жителям, они сказали, что это одна из самых ядовитых змей, которые там водятся!
Муж меня поддерживает в принципе
— Вы ездите в экстремальные поездки с Сигаревым?
— И в джунгли, и в места силы всегда езжу одна, не тяну Василия за собой: у него другой склад характера. Это мое личное дело. У меня бывают периоды, когда накрывает отчаяние, и я понимаю — надо ехать. Отправляюсь, например, в Улан-Удэ в дацаны (буддийские храмы. — Прим. «ТН»). Василий всегда меня отпускает — он видит, что это не каприз. А потом я возвращаюсь к нему новая. Но сейчас впервые в жизни Василий рядом: все-таки здесь испытание иного рода. У меня дебют, я никогда не работала ведущей, очень волнуюсь, как меня примут участники: они-то выбывают, а я остаюсь до конца. И Василий меня поддерживает — но он меня в принципе поддерживает. А пока мы снимаем, он пишет сценарий.
— Знали до поездки кого-то из участников?
— Многих актеров. Например, с Юлей Александровой мы вместе снимались в сериале «Ольга». Я все ее фильмы смотрю, в сериале «Звоните ДиКаприо» у нее шедевральная роль.
— За тех, кого знаете, сильнее переживаете?
— Нет. Я выработала в себе какой-то иммунитет. Мне без разницы, кто станет «последним героем», и это мне помогает. Я не болею за кого-то конкретного. Мне все участники нравятся по-своему, все очень разные, и за ними и их метаморфозами наблюдать интересно. Они не всегда со мной откровенны, иногда хитрят, но я же все равно все вижу.
Вырасти после проекта
— Мне почему-то казалось, что вам сложно быть беспристрастной.
— Я умею, когда нужно, оказывается! Здесь же это просто необходимо. Слушайте, я же здесь тоже себя узнаю. Я смотрела все сезоны «Последнего героя» и все время за кого-то болела, а тут впервые в жизни — ни за кого. Я это обнаружила после их первого состязания. Ночью сидела, переваривала впечатления прошедшего дня, поднялся шторм, дул сильнейший ветер, было дико холодно, и я подумала: как же они там все?!
— Участникам вы больше сочувствуете или завидуете?
— По-разному. Сегодня завидовала: они получили еду и с таким наслаждением ее ели! Еще завидую им, потому что они очень вырастут после проекта. Я и сама люблю проходить испытания: может быть тяжело в процессе, но результат всегда отличный. Вот и все участники вернутся домой измененными — и, поверьте, в лучшую сторону.
— Какие испытания помогали вырасти лично вам?
— Эти испытания — вся моя жизнь. И школа, которая с первого по десятый класс не принимала меня такой, какая я есть. Я стояла за себя одна, не жалуясь маме. И улица, которая меня воспитывала. И испытания, которые я организовывала себе сама, будучи взрослой, — те же поездки в джунгли, на Алтай. Я по своему опыту знаю, что человек может приспособиться к любой ситуации и обстановке, и все лишения идут только на пользу. Главное, ты начинаешь ценить жизнь после этого. Это было очень важно для меня после того, как трагически ушла вся моя семья. Тогда мне было необходимо найти новые силы, чтобы жить, — и я смогла это сделать.
Яна Троянова
Родилась: 12 февраля 1973 года в п. Лечебный (Свердловская обл.)
Образование: окончила философский факультет Уральского государственного университета, Екатеринбургский театральный институт
Семья: муж — Василий Сигарев, драматург, сценарист, режиссер
Карьера: снялась в 13 фильмах и сериалах, среди которых: «Волчок», «Жить», «Кококо», «Страна ОЗ», «Ольга» и др.