Young money
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Anton Danilov. Elle
«Самое ленивое поколение»? А может, просто первое поколение, которое научилось любить жизнь больше, чем работу? Разбираемся в непростых отношениях зумеров с карьерой: где, с кем и как хотят работать те, кому сегодня меньше 25?
«У меня была стажерка, яркая представительница поколения Z, — рассказывает карьерный консультант и HR-бизнес-партнер в IT-компании Мария Ансова. — Одну задачу она никак не хотела делать. Я спросила почему. На что получила ясный ответ: «Я не вижу в ней никакой ценности; я не понимаю, какие мои профессиональные навыки она развивает».
История Марии отлично иллюстрирует отношение зумеров к работе и карьере. Какое слово приходит на ум первым, когда мы вспоминаем о поколении Z? Конечно, осознанность. Данные экспертов разнятся, но все они сходятся во мнении: джензеры сегодня ответственно подходят к поиску работы; они знают, чего хотят и от компании, и от босса. Они владеют информацией и понимают, как ее искать. И они не хотят, даже за большие деньги, перерабатывать и выполнять работу бездумно. «Зумеры не согласятся на первый же оффер, — продолжает Ансова. — Скорее всего, они будут сравнивать условия по две-три недели, и не всегда решающим фактором будет зарплата».
Слова Ансовой подтверждают американские исследования. Год назад компания Forrester изучала привычки поколения Z и выяснила, что 51 % опрошенных покупают товары только у тех брендов, чьи ценности они разделяют. Эти данные, уверяют эксперты, можно применить шире — и не без оснований заявить, что и работать та же половина опрошенных будет в тех местах, что близки им по духу, — и только в тех компаниях, чью философию разделяют, даже если конкретная компания — стартап, а не опытный игрок на рынке.
Есть и еще одно важное отличие джензеров от представителей поколения Х и даже миллениалов: они не хотят класть жизнь на корпоративный алтарь. Работа ради работы уходит в прошлое, на ее место приходит личная ответственность и четкое понимание того, зачем все это, собственно, нужно. Карьерный консультант, руководитель школы менеджмента «Академика» Ксения Авдей подтверждает: в 1990-е работа была самоцелью, десять лет назад работа стала инструментом самореализации, сегодня же она превращается в способ добиться «субъективного состояния» — то есть баланса между всеми важными частями жизни.
Еще один экспертный инсайт: у джензеров появляются особые требования не только к самой компании, но и к непосредственному начальнику. Грамотный руководитель для зумеров — уже не авторитарный босс, который вызывает на ковер (прости, Миранда Пристли!), а компетентный лидер и равноправный участник процесса — тот, кто задаст вектор, объяснит, поддержит, а в случае чего еще и сам подхватит часть работы.
Как на все эти тенденции смотрят представители старших поколений, которые сейчас нанимают зумеров? Предсказуемо: со скепсисом. Джензерам, по словам Марии Ансовой, часто ставят в претензию, что те, мол, «обленились», не хотят ничего делать, не готовы перерабатывать или идти в офис на выходных. «Но они ведь и не обязаны этого делать, — напоминает она. — Молодежь работает на результат и хочет, чтобы процесс был в удовольствие, именно поэтому в корпорациях сейчас так популярны программы well-being».
Стоит пояснить: джензеры вовсе не ленивые, просто здесь (как и во многом другом) они снова в авангарде глобального тренда. Корпоративная культура меняется, рабочая неделя сокращается, страны Западной Европы всерьез рассматривают возможность безусловного базового дохода, в то время как планету лихорадит от кризисов — представители молодого поколения, как полагает Ксения Авдей, в такой ситуации вполне разумно ставят свои интересы выше корпоративных. Эксперт добавляет, что руководителям компаний, заинтересованных в зумерах, неплохо бы пересмотреть действующие корпоративные нормы — и не только потому, что это сделает их «стильными, модными, молодежными»: просто когда от работников больше не ждут, что они с радостью сожгут себя на костре горящих дедлайнов, те, как это ни парадоксально, становятся продуктивнее. «Так в продвинутых компаниях будет, простите за каламбур, гораздо меньше выгоревших сотрудников. Люди будут реже обращаться к врачам с симптомами депрессии», — считает она.
Как все это повлияет на будущее? Перемены неизбежны. Кажется, новое поколение вот-вот заставит работодателей найти баланс между достойной оплатой труда и этичным отношением к сотрудникам — их ментальному здоровью и личному времени. А от этого совершенно точно выиграют все — от зумеров до бумеров.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.