1. Захар Прилепин прекрасный писатель.
"Если надо объяснять, то не надо объяснять": да, у него случаются и неудачи, и стилистические провалы, но одна только сцена с гробом отца из "Саньки" или вступление из "Обители" - уже доказывают, что это блестящий автор.
Прилепин - это тот случай, когда литературная слава заработана не тусовочным или коммерческим вихлянием, а подлинным, буквально из ниоткуда возникшим талантом.
И когда какой-нибудь прилежный ученик еще не родившегося на свет школьного класса спросит: а кто "герой нашего времени" в нулевых годах двадцать первого века? - именно благодаря Захару ответ будет однозначным.
Нацбол.
2. Я не люблю политические мнения Прилепина, его публицистику, его "взгляды".
В качестве политика или журналиста он излагает примерно то же, что и все наше государство говорит прильнувшему к телевизору народу.
Я бы коротко определил этот идейный набор как "Советская власть без коммунизма".
Проблема с этими идеями состоит не в том, что они плохие. Проблема в том, что они умерли. И Захар ведет их за собой на цепи, как бывалый рейнджер - парочку зомби.
Примерно то же самое происходит, когда он пишет об Украине - как мы должны въехать в Киев на танке, чтобы обнять счастливых украинцев, освобожденных от нацизма, и спеть с ними хором песню "Гандзя рибка, Гандзя птичка, Гандзя цяця-молодичка".
Не должны.
Не споем.
3. Решение Прилепина, когда он стал майором воюющей армии, - вызывает восхищение.
Бессмысленно спорить о том, "искренне" он это делает - или это "пиар".
Представьте, что вы попытались бы выяснить у Дональда Трампа, зачем он решил стать президентом США - потому что он любит власть, потому что он любит славу, ну или он просто удовольствие получает от этой работы.
Немножко по-дебильному задан вопрос, правда?
Байрон, подло нарушающий территориальную целостность Османской империи, - сам себе и "искренность", и "пиар". Он и свой романтический жизненный миф создает, и действительно увлечен тем, что он делает.
Но есть и что-то еще - кроме грядущего мифа.
Пока Прилепин воюет, мы можем быть уверены, что его славное имя работает на привлечение внимания к бедам людей, которые живут там, на фронте. Что власть, которая его туда пустила, - не собирается драпать.
А еще хочется верить, что в роли писателя на войне - он переживет Байрона и догонит Лимонова.
4. Вечное партсобрание либерального обкома, разоблачающего антипартийное поведение русских писателей, - поражает тараканьей какой-то мелочностью.
Хочется им сказать: ну что ж вы мелкие-то такие, ребята?
Хотите, я возьму вас на ладонь, поднесу вас к окну, покажу горизонт, дерево, небо.
То Саша Соколов оказался плохой, ватный Саша, то Леонид Юзефович выступил против генеральной линии, ну а Захар у них просто "наемник".
С каким удовольствием они перечисляют статьи Уголовного кодекса, по которым им хочется привлечь Прилепина.
А в органы не желаете ли заявление написать?
Хоть в родные, украинские, хоть даже в плохие, путинские.
Дорогой товарищ следователь!
Мы тут случайно узнали, что...
В общем, я в вас верю.
5. Разногласия всегда кажутся ужасно важными, когда люди ссорятся.
А потом неизменно выясняется, что важным было что-то другое.
Что ссорились - зря.
Это я к тому, что отношения между националистами и коммунистами, между Россией и Украиной, между приличными людьми и подлыми Байро... простите, наемниками русского мира, - это все, в конечном счете, лишь тема для занудной диссертации, которую, может, и оппонент перед защитой поленится прочитать.
А по-настоящему интересно - будет другое.
Прекрасный писатель.
Человек на войне.
Майор Захар.
А как же Уголовный Кодекс?
Владимир ВОРСОБИН
Я не хочу оценивать поступок Прилепина - не мое дело. Его личный выбор.
Да и пути Господни так неисповедимы - сам не знаешь, где лет через десять окажешься. Иногда врач становится байкером, юный либерал — Милоновым, а увлекшийся политикой писатель от нахлынувших чувств вдруг берет Калаш...
Но давайте попробуем рассудить без лишних эмоций, не тревожа по возможности на небесах ни Пушкина, ни Лермонтова, ни других писателей, с оружием в руках защищавших Отечество. Потому что времена нынче хитрые, интересные. Гибридные. Лермонтов, к примеру, точно знал, что на Кавказе вполне официально воюет за Россию. (Хотя она, «немытая», повторно отправила литературного смутьяна на фронт уже насильно, лично царским указанием: «держать на первой линии, задействовать в боях»).
На Донбассе же черт ногу сломит. Сначала там людей подначивали дать отпор бандеровскому Киеву, потом - идти в Россию, дальше под бомбежками сообщили, что рано. После минских соглашений - что возвращаемся в Украину. Затем — что будем самостоятельными.
Калек, вынесенных с поля боя, ветеранами в России не признают. Погибших там российских добровольцев вывозят и тихонечко хоронят. Потому что официально — это не наша война, а Украины. Гражданская. На земле иностранного государства. За которую Москва никакой ответственности не несет.
И писатель Прилепин создает в разоренном, замученном Донецке еще один батальон, по-фурмановски красиво получив должность замполита из рук местного Чапая — Захарченко.
Тут меня интересуют два вопроса. Первый.
Безусловно, Прилепин писатель романтический, эдакий Байрон. И его яркому примеру последуют его литературные, неокрепшие еще мозгом юные поклонники — насмотревшиеся репортажей с героическим писателем во главе. Поправив решительно очки, они тайком от родителей купят камуфляж и махнут в Донецк «защищать русский мир». Откуда — вполне может так статься - вернутся в гробах. Не спорю, это тоже будет их выбор. Но будь на месте Прилепина менее идейный и более рефлексирующий творец — почувствовал бы он тень хотя бы какой-нибудь вины?
И вопрос второй. Глупый. О законе Российской Федерации.
Статья 208 УК РФ. Цитирую: «... Участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законом данного государства, в целях, противоречащих интересам РФ, - наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет».
Я не хочу, чтобы бойца ДНР Прилепина посадили даже на день (по-моему он еще даже не убил никого). Непонятна позиция государства российского. Вот в Беларуси все просто: взял в руки незаконно оружие - иди в тюрьму (потому там сидят в разных камерах и бойцы ДНР, и «Правого сектора»). А у нас что?
Может, все-таки осмелятся прокуроры наши, выйдут к людям и объяснят — как эта жуткая, «анти-писательская», статья УК читается. И что такое вообще «интересы РФ» в юридическом понимании это слова? А то неровен час, сменятся эти «неуловимые интересы» и заработает Уголовный кодекс строго по букве, как в Беларуси. И запутаются все — и мы, в России, и украинцы, и Донбасс, и сам Прилепин уже окончательно, в отчаянном желании понять неисповедимые пути Москвы.