Из госпрограммы жилищной поддержки было исключено почти в два раза больше молодых семей, чем обеспечено социальной выплатой на жилье, отмечает Счетная палата. Причина — достижение одним из супругов предельного возраста 35 лет
За 2018–2020 годы число молодых семей, исключенных из программы жилищной поддержки, в 1,8 раза превысило количество таких семей, получивших соответствующую социальную выплату. Это следует из отчета Счетной палаты о реализации государственной молодежной политики в субъектах России, с которым ознакомился РБК. В нем госаудиторы проанализировали основные приоритеты молодежной политики и оценили результативность использования бюджетных средств, выделяемых, в частности, на жилищные программы для молодых семей.
За три указанных года, по данным палаты, субсидию на жилье получили почти 46 тыс. молодых семей, в то время как 84,4 тыс. такой возможности лишились в период ее ожидания. Основная причина исключения из программы — достижение одним из супругов предельного возраста 35 лет, указывают в Счетной палате. Семья перестает подходить под категорию «молодой» из-за продолжительного периода ожидания социальной выплаты. Ожидание может составлять от одного года до 5–10 лет и более, указывается в отчете. По информации, которая представлена Счетной палате субъектами Российской Федерации, 46–50% семей ожидают выплату от года до трех лет, 18–20% — от трех до пяти лет, 25–30% — от пяти до десяти лет (процент варьируется в зависимости от региона).
«Учитывая фактические объемы финансирования по обеспечению жильем за 2018–2020 годы, для обеспечения всех молодых семей, стоящих в очереди на получение социальной выплаты, потребуется около 13 лет», — отмечают в палате.
Счетная палата также пришла к выводу, что наиболее высокая вероятность не успеть воспользоваться субсидией до достижения предельного возраста существует у молодых семей с одним-двумя детьми или без детей. В большинстве муниципальных образований приоритетное право на выплаты получают многодетные семьи, а остальные семьи включаются в список «по остаточному принципу». Так, в 23 регионах доля многодетных семей, которые включены в сводный список, составляет от 50 до 100% от общего количества претендентов.
При этом формально численность молодых семей, которые стоят в очереди на получение выплаты, сокращается. По сравнению с 2018 годом очередь уменьшилась на 12,8%, отмечают в Счетной палате. «Наибольшее влияние на сокращение показателя общего числа очередников — участников мероприятия оказали факторы исключения из участия в мероприятии семей по причинам достижения предельного возраста (35 лет) и самостоятельного улучшения жилищных условий», — говорится в отчете.
Счетная палата, кроме того, обращает внимание, что установленные программой индикаторы «не в полной мере отражают фактическую ситуацию» по улучшению жилищных условий молодых семей. На данный момент показателем результативности программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» является количество семей, получивших выплаты, и доля молодых семей от общего числа нуждающихся на 1 января 2015 года.
Кто может претендовать на участие в программе социальных выплат молодым семьям
Молодые семьи, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, могут претендовать на социальную выплату для приобретения жилья или погашения ипотеки. Поддержка не подразумевает бесплатного предоставления квартиры — государство оплачивает лишь часть ее стоимости. Чтобы рассчитывать на эту субсидию, семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, но не малоимущей. В каждом регионе свои правила определения нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В программе могут участвовать молодые семьи. Молодой считается семья, в которой оба супруга находятся в возрасте до 35 лет (включительно) и состоят в зарегистрированном браке. Размер выплаты составляет от 30 до 50% стоимости жилья в зависимости от состава семьи, то есть количества детей.
В чем причина долгого ожидания выплат
По оценкам Счетной палаты, около 10% муниципальных образований ежегодно не могут принять участие в программе из-за отсутствия собственных средств в бюджетах. Это может привести к риску невыполнения целевых показателей, указывается в докладе.
Соотношение заявленной потребности регионов и объемов субсидий, предоставленных из федерального бюджета, начиная с 2018 года ежегодно снижалось, указывается в докладе. Если в 2018 году «полные» субсидии получили 22 субъекта (из 77 заявившихся), то в 2019 и 2020 годах — всего пять (из 83). Остальные регионы получили субсидии в размере от 5 до 90% заявленной потребности.
В отчете подчеркивается также, что действующая формула расчета субсидий не позволяет вычислить объем средств, необходимый «для ликвидации накопленной очереди» из молодых семей. Сейчас при расчете субсидии учитываются средняя рыночная стоимость жилья в регионе, предельный уровень софинансирования и количество молодых семей, включенных в сводный список.
«Применяемая формула расчета размера субсидии не учитывает общую численность молодых семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий в целом по Российской Федерации и в отдельном регионе», — указывают в Счетной палате. Таким образом, численность конечных получателей учитывается не в полном объеме.
Какие меры предлагает Счетная палата
По результатам исследования Счетная палата планирует направить в правительство свои предложения, среди которых поручение Минстрою дополнить формулу расчета субсидии показателем, который отражает общее количество молодых семей с учетом очереди.
В ноябре уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова предлагала увеличить возрастной ценз для тех, кто стоит в очереди за жильем в рамках государственной программы по улучшению жилищных условий молодых семей. Она отмечала, что программа «не достигает той цели, которая была задумана авторами для многих и многих молодых семей, которые стоят на очереди», и называла исключение из очереди из-за достижения предельного возраста «репутационной издержкой государства».
РБК направил запрос в Минстрой.
Также необходимо разработать механизм, позволяющий контролировать оформление жилья в общую собственность всех членов молодой семьи, подчеркивается в докладе Счетной палаты. Согласно условиям программы, приобретенное с помощью субсидии жилье должно быть оформлено на всех членов семьи, однако органы государственной власти не наделены полномочиями по контролю. Кроме того, не установлена ответственность за невыполнение этой обязанности, указывает Счетная палата.