Начинаю писать эти строчки, находясь в Шереметьевском аэропорту. Люди, видя на мне еще не снятую атрибутику (прыгнул в такси с чемоданом прямо у стадиона и полетел к друзьям, по недоразумению живущим на окраине страны и болеющим совсем за другую команду), спрашивают: «Как сыграли?»
И ведь правда, что интерес к дерби огромный – на 26-тысячном стадионе практически стопроцентный аншлаг. Знаю немалое количество людей, кто просто не смог в этот вечер попасть на арену. И ведь матч оправдал ожидания – жажда борьбы была ощутима с обеих сторон, но чуть успешнее были в стремлении ее утолить динамовцы. С 2008 года в чемпионатах они не выигрывали у «Спартака» дома. Были прошлогодняя победа в февральском матче в 1/8 финала кубка, когда вышедший на замену мало кому известный Тюкавин забил пяткой, но то был кубок, теперь же «Динамо» оказалось сильнее в домашнем матче чемпионата.
СЮТКИН БЕЗ ФАНЕРЫ
Динамовский клуб, если честно, не перестает удивлять. Да, он задает тренды, да, он первым устраивает матч-дэй в неведомом доселе формате. Но теперь вслед за ним стали приглашать звезд, селебов, устраивать концерты перед началом матча практически все. Кажется, ну как тут-то выделиться, как здесь снова оказаться на шаг впереди всех? Но «Динамо» может. Выступить в этот раз пригласили певца – ну, как бы это сказать… со стопроцентным попаданием. Валерий Сюткин. Хотя известно, что он болеет за «Спартак», но он вышел абсолютно в чёрном и спел «Московский бит», то есть был максимально уместен на стадионе в центре Москвы. Да и от политики Валерий максимально дистанцировался:
- Сочи и Магадан, Пенза и Ереван, - пел Валерий, а мы-то, олдскульные ведь товарищи и меломаны со стажем, помним, что в песне всегда было «Киев и Магадан»… Но, наверное, лучше вот так не вызывать никаких политических споров, чем вляпываться в них по уши.
Ну, и вы поняли уже – даже исходя из этой незначительной истории – что Сюткин пел вживую. Максимальный риск – и блестящий выход из проблемной ситуации. Стадион счастлив, взрывается аплодисментами. Никто не свистит – все подпевают.
Чуть позже, когда в перерыве общались с музыкантом, он пояснил:
- Я же артист, я должен дарить положительные эмоции. Да, гитара красная. Есть запасной вариант – в белых цветах. Но костюм черный целиком – брюки, рубашка, галстук. Кто-то может сказать, что я как старое «Торпедо».
Сюткин был не один, с ним была молодая красавица. Но перешёптываний не случилось – это дочь музыканта Виола Сюткина, между прочим – давно уже вполне себе серьезная девушка, заведующая труппой Театра на Малой Бронной, там, где трудится режиссер Богомолов.
- Я тут недавно понял, что моя жизнь прожита не зря, - веселит Сюткин актера Александра Лазарева. – Звонит Игорь Верник. Слушай, ну помоги мне: мне тут мероприятие надо провести одно, а твоя меня не отпускает!
Хоккеист Александр Овечкин, Юрий Маликов, его внучка Стефания Маликова, Лев Лещенко, Юлия Барановская, Илона Корстин, Анастасия Павлюченкова, режиссер Алексей Пиманов – боюсь, что сейчас начну перечислять всех знаменитостей, кого успел увидеть, не хватит места для рассказа о матче. В субботний вечер весь бомонд был именно в Петровском парке. А ждал их, как всегда, изящно запеченный поросенок, фаршированный гречкой. Нафаршировать соперника изрядным количеством моментов вышло, но самое главное – вышло запечь.
И НЕМНОГО О МАТЧЕ…
Ну, а теперь, давайте и об игре поговорим. Не понимаю фраз, которые часто приходится слышать в таких ситуациях: «Удача отвернулась от «Спартака». Если кому-то покажется, что «Спартак» больше контролировал игру, то вспомните, сколько моментов было у тех и у других ворот – «Динамо» попало в штангу в первом тайме, в стопроцентной ситуации в перекладину во втором. Бело-голубые и гол забили, но арбитр счел, что не коснувшийся мяча Моро находился в активном офсайде, так как мешал вратарю.
«Динамо» провело пока что лучший матч в начавшемся сезоне - игроки боролись на каждом участке поля, когда надо – стелились и бросались под мяч, когда надо – чутко воспринимали друг друга как единый организм, играли слаженно и внимательно. Да, единственный мяч был забит после ошибки Умярова (слова про карму не написал сегодня в соцсетях разве что ленивый), но весь остальной матч? Включая эпизоды, где «Динамо» умело включало подзабытый уже высокий прессинг, которым славилось в эпоху Шварца?
Нет, победа эта все-таки заслуженна.
ЦЕМЕНТ ДЛЯ ЗАЩИТЫ
Общался со многими коллегами, работавшими на матче «Динамо» – «Спартак». Все после игры признавались: – Ты знаешь, вот надо выдохнуть – настолько эмоциональными были эти два часа. Надо, чтобы всё улеглось – а потом уже анализировать и писать. А что именно анализировать – тут хватает с лихвой. С одной стороны, «Динамо» отдало мяч (75 процентов игрового времени в первом тайме мяч был у «Спартака») и довольно низко оборонялось. Если бы больше ничего не происходило, можно было бы рассуждать об «автобусе». Но с другой – несмотря на характер игры, красно-белые абсолютно точно не были острее. Славише Йокановичу удалось навести порядок в защитных редутах команды. Надо ли напоминать, что происходило ровно месяц назад, во время первой пары туров? Тогда казалось, что проблема центра защиты у бело-голубых – из решаемых небыстро. Тогда залетало всё – сейчас всё снимается. «Спартак» постоянно «грузил» мяч верхом – это ровным счетом ни к чему не приводило. Это тот самый, признаемся, что довольно редкий случай, когда от того, как играет команда в обороне, можно получать эстетическое удовольствие.
ПОДСТРОЙКА ПОД СОПЕРНИКА
С учетом того, что у Йокановича есть своя философия, и она никогда автобусной не была, можно предположить, что тренер сначала взялся за кричащие проблемы, зацементировал там, где реальные дыры. Вы же не будете всерьез рассуждать о том, каким надо делать пол, если в стенах и крыше дыры, через которые заливает? Так что со временем и атаку увидим иную. Важный нюанс: крайние нападающие у «Динамо» в этот раз располагались довольно близко друг к другу. Если так можно сказать – уже, чем обычно. А Лука Гагнидзе (совершенно потрясающий парень – не устаю любоваться, как он получает кайф от игры: так играют только во дворе, именно что кайфуя) и Даниил Фомин доигрывали по Хлусевичу и Денисову. То есть Йоканович, который любит играть первым номером, умеет и под соперника подстраиваться.
ГЕРОИ И АНТИГЕРОИ
Фернандес – точно герой матча. И выигрывал почти все единоборства, и блестяще чувствовал игру, каждый раз оказываясь в нужной точке и прерывая любой спартаковский креатив. Но и для многих других динамовцев минувший матч лучшим за ощутимый отрезок времени. Наверное, в этом календарном году. Потому что все проявили характер. Лучший матч в сезоне точно у Дмитрия Скопинцева. Конечно, еще и потому, что у Спартака был очень значительный перекос на левый фланг атаки. В обороне всю проигранную Димой борьбу подчистил Фернандес, в созидании Скопинцев был просто изумительно хорош. Антигерой – арбитр Кукуян. Как всегда, умудрялся просто не видеть целые эпизоды – и накладку на Соболеве у линии динамовской штрафной, и удар по лицу Джикии, и хамство со стороны Соболева, откровенно бьющего шипами в лицо. Абсолютный антигерой – как раз Соболев. Обидно, что подобные проступки уже не в первый раз в его биографии. И последнее. Наиль Умяров взял на себя вину за проигранный матч. И формально это ведь он так технически оплошал, что выдал пас на ногу Тюкавину, одиноко стоявшему возле ворот. Но если мы внимательно посмотрим на этот эпизод, то все будет уже не так однозначно. Помощи от партнеров, которые бы открылись и предложили Селихову себя, а не Умярова, не было вовсе. Так что и косяк тоже на всех.