Технологии движутся вперед семимильными шагами — если еще 15-20 лет назад пластиковая карточка вместо вороха наличных казалась символом прогресса, то сегодня им стали QR-коды. Используются они не только для оплаты, но и для получения информации — меню, инструкций или даже исторических справок о достопримечательностях. Навести камеру смартфона на черный квадратик и получить ссылку — что может быть проще? Правда, так считают не все. Корреспонденты «МК» разобрались в плюсах и минусах проникновения QR-кодов в разные сферы жизни.
Предполагается, что платежные QR-коды должны стать прямо-таки палочкой-выручалочкой в большом городе. Ну а что — удобно: не нужно носить с собой ни банковскую карточку, ни тем более кошелёк с наличными (уходящая натура!), а уж смартфон-то всегда с собой, у нормального современного человека это просто-напросто продолжение руки! Возможно. И даже отчасти оправданно.
Вот только тут есть нюанс, и имя ему — сноровка. Заодно и скорость. Судите сами. Хлопнуть карточкой по платежному терминалу — одно движение. Достать из кошелька купюру — тоже одно движение (второе потребуется, чтобы убрать сдачу, да). Ну а для того чтобы воспользоваться QR-кодом, необходимо:
- Достать и включить смартфон.
- Открыть специальную программу — сканер QR-кодов — или войти в мобильное приложение банка. Ввести пароль, подождать, пока загрузится (не у всех телефоны и эти ваши интернеты летают как птицы!).
- Отсканировать QR-код.
- Подтвердить операцию.
Итого: минимум четыре движения пальцами плюс зависимость от скорости интернета и технического потенциала родного телефона.
Впрочем, нужно быть самокритичными: возможно, это возраст. Наверное, уже давно живут и здравствуют те, для кого телефон — это и впрямь продолжение руки. Ну а люди, которые родились при ужасающем гнете аналоговых технологий, обречены ещё долго рассовывать по карманам монетки да купюры.
Медленнее и печальнее
Будем справедливы: иногда это действительно удобно. Например, если вы потеряли или забыли дома кошелек с наличными и карточками. А телефон — слава небесам — с собой и даже не разряжен. Тогда да — с мелкими торговцами-частниками поможет перевод по номеру телефона, а все, кто крупнее и «официальнее» частников, если и примут какую-то альтернативную оплату, то именно через QR-код Системы быстрых платежей (СБП).
Правда, есть тут оговорочка — для меркантильных и корыстных. Дело в том, что при оплате через СБП не начисляются ни бонусы, ни кэшбек, ни прочие приятные штуки, которыми нынче соблазняет клиентов почти любой банк. Такие условия игры. Зато продавец, в свою очередь, не оплачивает налог на эквайринг — обслуживание платежного терминала. Вуаля!
И эта оговорочка — не единственная. Принимать-то сетевые магазины QR-коды принимают. Но только если позволяет оборудование. А оно позволяет не всегда: новые терминалы для оплаты и мобильные кассы QR-код отображают, но есть ведь и устройства предыдущего поколения, с символьным дисплеем. Если вам попалась именно такая касса, а платить надо телефоном — придется страдать и искать ту «точку» (магазин, АЗС), где это возможно. Ну, или пользоваться более продвинутыми платежными системами (например, «Яндекс-заправки», коль скоро уж мы про АЗС); но тем, кто ими пользуется, и наши советы ни к чему.
Отдельный вопрос — с городским транспортом. Один из авторов этих строк на собственном опыте убедился, что проехать по городу, имея лишь смартфон и забыв дома кошелек — не так-то просто.
Смотрите: «Тройка», понятное дело, осталась в кошельке. Пустяки, можно купить новую и положить немного денег на «кошелек»! Да, но для этого нужно иметь наличные или банковскую карту. QR-коды платежные терминалы в метро, увы, не принимают.
Хорошо, но тогда есть альтернативная технология: платить через приложение «Метро Москвы», которое умеет «забирать» деньги с банковского счета (да, на смартфоне должно быть и банковское приложение). Благо, его не так уж сложно установить. Приложение генерирует на экране телефона QR-код, который нужно «показать» турникету — и всё.
Гладко это лишь на экране. Потому что, во-первых, непонятно, в какое отверстие турникета надо «демонстрировать» код. Страдаешь, создаешь очередь. Наконец, идешь к контролеру (они же теперь — Служба безопасности): куда, так сказать, засунуть? А во-он туда, в пятый турникет, с другими этот номер вроде не проходит. Там внизу есть небольшая светящаяся «дырочка» — вот туда и надо показывать.
Сначала не происходит ничего. Потом, когда повернешь экран смартфона под определенным углом, появляется надпись «Код читается, подождите» - секунд на 5-7. Потом да, можно пройти. Но согласимся: способ очевидно «аварийный», не быстрый даже по сравнению с проходом по банковской карте.
Самое же плохое, что в наземном транспорте этот фокус и вовсе не сработает: желтые терминалы в автобусах и электробусах не могут прочитать QR-код, им просто нечем это сделать. А вот показать код СБП они бы в теории могли — но такой опции нет. И, в принципе, понятно, почему: в отсутствие бумажных билетов верифицировать платеж для контролера оказывается невозможно.
Итак, в безвыходной ситуации QR-технология позволит доехать до нужного района города на метро, но удовольствия это вам не доставит. А идти в пределах района придется пешком. Так что с точки зрения транспорта кошельки оставлять дома пока еще рано (о виртуальной «Тройке» на NFC-чипе смартфона сейчас не будем).
Что подумал клиент, никто не узнал
Все чаще можно оказаться в ресторане, кафе или баре, где на столике не обнаружишь привычного бумажного меню — вместо него где-то на углу столешницы или, скажем, на салфетнице нарисован черный квадратик с завитушками QR-кода. Причем тут возможны два варианта: либо просто электронное меню, которое нужно изучить и затем озвучить свои пожелания официанту — либо полностью цифровизированная система, в которой QR-код привязан к конкретному столику, и клиенту остается только ткнуть пальцем в понравившиеся блюда (как при оформлении доставки).
Особенно по-дурацки получается, если соответствующая программа – сканер QR-кодов — есть в телефоне только у одного человека. У его спутников — по каким-то причинам нет: телефон старый, не было необходимости, неприятие QR-кодов на физиологическом уровне… да что угодно! Вот тут-то и начинается шоу. Двое (трое, четверо, двенадцать) взрослых людей сидят, склонившись над маленьким экраном одного телефончика, и пытаются осмыслить меню. Всё это сопровождается соответствующими репликами:
— Ой, вернись в горячие закуски!
— А у них хинкали с бараниной или с телятиной, я не разглядела?
— Посмотри, сколько тут «Цезарь» стоит?
— Ну не пролистывай ты рыбу так быстро, может, я её хочу?!
Даже самая прекрасная компания способна уже в этот момент вусмерть переругаться — и заранее испортить друг другу впечатления от ужина, который даже не успел начаться. Альтернативный вариант — читать меню вслух. С ценами и перечислением всех ингредиентов. Тоже потянет на шоу, причём долгое.
Ну и самое главное — меню с QR-кодами ну никак, ну ни под каким углом нельзя назвать более удобным для клиентов, чем обыкновенное бумажное. Максимум — сопоставимо, да и то с оговорками: с учетом возможных перебоев с Интернетом, зависающих телефонов да и просто мелкого шрифта, об который не всем удобно ломать глаза (ну не все зрячие орлы!).
Зато ресторанам удобно — вот вправду. Аргументов «за» тут несколько. Во-первых, QR-коды облегчают процесс обновления меню. Изменились ингредиенты или цены, перестали готовить какую-то закуску или придумали новый салат… в традиционном варианте пришлось бы печатать заново всю партию меню, ну а так рестораны могут легко обновить меню на своем веб-сайте и этим ограничиться. Правки в меню можно вносить моментально, и гость всегда будет сразу видеть актуальную информацию. Удобно! Во-вторых, рука об руку идут экология и экономия — ресторанам не нужно распечатывать меню для каждого столика да и еще следить, чтобы всем хватило. Традиционный вопрос «Вам меню оставить?» теряет актуальность. Тем более, бумажные меню пачкаются и рвутся, их нужно обновлять регулярно. Если этого не делать, можно сэкономить ресурсы и уменьшить количество отходов. Опять же, удобно!
Ну а что подумал клиент, никто не узнал. Потому что он был очень воспитанный.
Вам неудобно? Это ваша беда.
Многие помнят, как в 1990-х в нашу страну пришла культура рецептов с упаковки — порою довольно неожиданных, но интересных. Можно было, например, купить пачку кукурузных хлопьев для завтрака — и на обороте обнаружить инструкцию по изготовлению из них прикольного печенья с изюмом. Да и вообще подсказки в духе «Как это едят?» бывают весьма и весьма кстати, ведь никто не знает продукт лучше производителя. Вон, пожалуйста, на обороте бутылок с крепким алкоголем, вермутом или джином часто можно обнаружить полезные советы по изготовлению коктейлей на их основе. Ну а если речь идет о каких-то приправах — допустим, волшебной смеси для гречки по-купечески или гуляша по-венгерски — инструкции просто-таки необходимы. Вот только теперь — в формате, опять же, QR-кодов. Наведите сканер телефона на квадратик на обороте пачки и узнайте, как приготовить ужин. Если наводить нечего, будете действовать по наитию.
Это, впрочем, еще полбеды — ну не узнаешь ты, ретроградный консерватор без сканера QR-кодов в смартфоне, рецепт вкусного соуса для тефтелек, ну и сам виноват, ну и приготовишь что-то другое! Невелика потеря. Гораздо хуже, когда за QR-кодами спрятаны инструкции к каким-либо бытовым приборам, — а многие современные пылесосы, кофемашины, фены, миксеры и прочие блага цивилизации делают именно так. Опять же, причины вполне понятны — раньше инструкция представляла собой толстый фолиант, а теперь можно ограничиться парой страничек и примечанием «Подробнее — по QR-коду». И тебя действительно перебросит на сайт, где объясняется алгоритм замены фильтра в кофемашине или, скажем, создания буйных кудрей с помощью утюжка для волос. Листать книжечку было удобнее? Ну что же, тут впору перефразировать старое кино и признать, что техническая отсталость сэра Генри грозит бедой только сэру Генри.
Коннект не туда
По мере того как сканирование QR-кодов входит в привычку, эту технологию берут на вооружение и представители криминального мира. Благо, сформировать код, ведущий на любой адрес в интернете, вполне просто, к тому же бесплатно.
Этой весной российские туристы, например, столкнулись с QR-мошенничеством: в Сети создаются фальшивые страницы туроператоров, платежные коды которых уводят деньги на счета махинаторов. Вообще, технология оказалась весьма удобной для фишинга — сбора персональных данных, паролей и реквизитов с понятными целями.
Так, в Вологодской области полиция в этом году сообщила о поддельных QR-кодах, наклеиваемых на платежные «карточки» в ряде магазинов, ресторанов и заведений. Встречается такое и на дверях подъездов, где размещают объявления управляющие компании. Технология проста: внешне QR-код не отличишь от настоящего, зато ведет он либо на «анкету», заполнив которую жертва мошенников теряет контроль над банковскими счетами, либо просто на платежную страницу мошенников.
Аналогичным образом в почтовых ящиках порой появляются поддельные квитанции ЖКХ. «Коды не читаются невооруженным глазом, поэтому долгое время считались «в народе» защищенным средством транзакций, - говорит Ольга Крутова, специалист по информационной безопасности. - Но сейчас, когда сгенерировать код может любой, этот способ стал как раз наиболее рискованным: человеку предлагается ходить по ссылкам «вслепую».
Еще один способ криминала при помощи QR-кодов — размещение в «невинных» местах вместо ссылок на информацию адресов, например, магазинов, продающих наркотики. Не так давно подобные QR-коды обнаружили на панелях прокатных самокатов в Санкт-Петербурге — злоумышленники аккуратно заменяли оригинальные коды на свои.
А порой случается, что нанесенные несколько лет назад коды, которые изначально вели на осмысленные сайты, получают новое «содержание» — просто потому что те сайты были заброшены, а их домены перекуплены темными личностями. Сколько таких QR-кодов осталось в городе за полтора десятка лет распространения этой технологии!
Итак, действительно удобная вещь дозрела до по-настоящему массового использования — и приобрела свои недостатки. Видимо, уже в ближайшие годы придется выработать своего рода «этикет», а также правила безопасности для работы ней. Времена «диких QR-кодов» прошли — как и следовало ожидать.