Следующее немецкое правительство почти наверняка окажется «зеленым», и интересовать его будут в первую очередь вопросы климата и энергоперехода. Но для российско-германских отношений это вряд ли станет хорошей новостью. К старым противоречиям Москвы и Берлина добавятся новые – климатические, энергетические и углеродные.
Евросоюз вполне заслуженно можно назвать лидером мировой «зеленой революции», но экологические партии там никогда не пользовались большим политическим влиянием. Ни в одной стране ЕС они до сих пор не возглавляли правительство, а если и приходили к власти, то только в качестве младших партнеров других, более традиционных политических сил. «С десятью процентами голосов вы, конечно, получаете влияние, но они по-прежнему могут принимать решения без вас, что, собственно, и делают», – жаловался недавно на такое положение вещей глава объединенной фракции «зеленых» в Европарламенте Филипп Ламбертс.
Жизнь, впрочем, не стоит на месте, и в ближайшее время эта парадоксальная ситуация может быть исправлена, причем не где-нибудь, а в Германии. Через несколько месяцев Ангелу Меркель на посту канцлера, по всей видимости, сменит Анналена Бербок – сопредседатель немецких «Зеленых» и их главный кандидат на предстоящих выборах в бундестаг.
О том, что именно Бербок поведет их на выборы, «Зеленые» объявили 19 апреля, и уже на следующий день они вырвались на первое место в партийных рейтингах, оставив далеко позади прежнего фаворита – правящий консервативный блок ХДС/ХСС. Выдвинув в качестве кандидата в канцлеры женщину, «Зеленые», конечно, сыграли на гендерных предпочтениях избирателей. Но за рост своей популярности им стоит поблагодарить и консерваторов – те, кажется, сделали все возможное, чтобы сдать позиции конкурентам.
В тот момент, когда Бербок давала первую пресс-конференцию в своем новом качестве, ХДС и ХСС уже больше недели продолжали громко выяснять, кто же станет их претендентом на кресло канцлера – лидер христианских демократов Армин Лашет или баварский премьер-министр Маркус Зёдер. Этот спор, превратившийся в публичное шоу, закончился только днем позже. Кандидатом в итоге стал Лашет – непопулярный среди избирателей, но зато свой для партийного истеблишмента. Сразу после этого рейтинг ХДС/ХСС вполне ожидаемо обвалился.
До выборов остается еще достаточно времени, и консерваторы, естественно, надеются отыграться. Но вряд ли это получится – они с «Зелеными» сейчас находятся на расходящихся трендах. ХДС/ХСС явно идут вниз. На дно их тянут неудачи в борьбе с пандемией, недавняя череда коррупционных скандалов и просто усталость избирателей. Да и Меркель, самый популярный политик Германии, традиционно обеспечивавшая блоку электоральные успехи, теперь уже точно уходит и вряд ли сможет сильно помочь однопартийцам в избирательной кампании.
«Зеленые» же выглядят свежо, их лидеры молоды, они давно не у власти, и, кажется, им сейчас просто не обо что споткнуться. К тому же им симпатизирует пресса – немаловажное обстоятельство во время предвыборной гонки.
«Зеленая» внешняя политика
В Германии и ЕС сейчас гадают, какой будет внешняя политика «Зеленых», поскольку возможность проявить себя в международных делах последний раз у них была еще при канцлере Герхарде Шрёдере. Тогда «Зеленые» запомнились тем, что сначала под лозунгом «Не допустить повторения Освенцима!» одобрили участие бундесвера в войне против Югославии, а потом чуть не развалили правительство, когда восемь депутатов из их небольшой фракции отказались проголосовать за отправку войск в Афганистан. И чего ждать от «Зеленых» на этот раз, никто толком не знает.
Газета Frankfurter Allgemeine недавно пытала в интервью Анналену Бербок, задавая ей почти провокационные вопросы на разные внешнеполитические темы – от возможного вступления Украины в НАТО до вывода американского ядерного оружия с территории Германии. Но ничего интересного выведать у «зеленого» кандидата журналистам не удалось – Бербок отвечала либо уклончиво, либо в рамках общепринятой в Германии позиции. При этом она, конечно, говорила и о необходимости жесткого курса в отношении Москвы и Пекина, и о желании отказаться от политической поддержки «Северного потока-2». Откровением, однако, все это не стало – «Зеленые» в таком ключе высказываются давно, к тому же подобные мнения в Берлине сейчас разделяют не только они.
Впрочем, «Зеленые» рвутся к власти не ради внешней политики. Во время своего представления в качестве кандидата в канцлеры Бербок прямо заявила: направляющей линией следующего немецкого правительства должна стать климатическая нейтральность. И логично было бы ожидать, что именно через эту призму «Зеленые» станут смотреть на все остальные темы, в том числе и внешнеполитические.
Еще в январе Бербок вместе с сопредседателем «Зеленых» Робертом Хабеком выдвинула концепцию «трансатлантического альянса за климатическую нейтральность» – тесного союза ЕС и США в вопросах обеспечения собственного и глобального энергетического перехода. Немецкие «Зеленые» хотят вместе с американцами вводить общие «углеродные пошлины», а если получится, то и создать общую «климатически нейтральную торговую зону». Вместе устанавливать экологические стандарты в экономике и технике. Вместе убеждать Пекин взять на себя больше климатических обязательств и отказаться, например, от строительства угольных электростанций в Африке. Таковы внешнеполитические устремления немецких «Зеленых», и Бербок в интервью охотно рассуждает о том, какие перспективы откроются в случае подобного альянса с Вашингтоном.
Менее охотно «Зеленые» говорят о том, что все это, скорее всего, спровоцирует торговые войны как минимум с Китаем. Но к такому повороту они, похоже, готовы. С Пекином «Зеленые» рассчитывают взаимодействовать не только методом убеждения, но и принуждения тоже. Под их руководством ФРГ будет противодействовать «авторитарным» попыткам КНР подмять под себя рынки развивающихся стран, а также ограничит допуск китайских товаров в Евросоюз, если эти товары созданы с помощью принудительного труда, угрожают безопасности ЕС или подрывают конкурентоспособность европейских производителей, вставших на путь климатической нейтральности.
«Зеленые» перспективы
Декарбонизация, возобновляемая энергетика и связанные с ними экономические и технологические направления – именно здесь от «Зеленых» стоит ждать резких изменений курса. Планы у них достаточно амбициозные: снизить к 2030 году выбросы углерода на 70%, отказаться к этому же времени от угля и полностью перейти на выпуск электромобилей, перевести внутренние пассажиропотоки с авиарейсов на железнодорожный транспорт, а также форсировать производство «зеленой» стали в ЕС, для чего как раз и понадобятся «углеродные пошлины».
Не все, вероятно, удастся реализовать, но настроены «Зеленые» серьезно. Как говорит Бербок, «немножко защиты климата не бывает» – действовать надо по максимуму. Тем более что конъюнктура для «Зеленых» сейчас складывается предельно благоприятная. За то время, что они просидели в оппозиции, энергетический переход из отдаленной мечты превратился в актуальный вопрос большой политики и экономики. Его обсуждают на самых высоких уровнях, а суммы инвестиций в возобновляемую энергетику исчисляются сотнями миллиардов и триллионами евро. Для того чтобы добиться здесь осязаемых успехов, нужна, по большому счету, только политическая воля, а она у «Зеленых» есть.
К тому же в Вашингтоне очень кстати произошла смена власти, и новая администрация развернула климатическую политику США на 180 градусов. Джозеф Байден для немецких «Зеленых» может стать весьма ценным союзником, на что они, собственно, и рассчитывали, предлагая американцам «климатический альянс». Пока США эти ожидания оправдывают – в конце апреля, после некоторого периода колебаний, в Белом доме заявили, что президент «очень заинтересован» в рассмотрении вопроса об «углеродных пошлинах». И если Соединенные Штаты действительно решатся на этот шаг, то он станет первым в направлении той самой общей «климатической торговой зоны» с Евросоюзом.
На руку «Зеленым» сыграла и пандемия. Коронакризис серьезно ударил по углеводородному сектору – в прошлом году заметно снизилось не только потребление нефти и газа, но также инвестиции в отрасль и капитализация традиционных энергетических компаний. Спасать «традиционалов», впрочем, в Евросоюзе не торопятся. Наоборот, значительную часть антикризисных финансовых средств предполагается потратить на развитие возобновляемой энергетики.
За государственными инвестициями следуют и частные – как подсчитало недавно немецкое издание Handelsblatt, к 2030 году европейские энергокомпании планируют вложить в «зеленую» энергетику минимум 650 млрд евро, а то и весь триллион. Финансовый директор концерна RWE Маркус Креббер объясняет эти намерения предельно просто – европейская «зеленая сделка» и «коронавирусные» госпрограммы предоставляют возможность развить новую индустрию значительно быстрее, чем это произошло бы в обычных условиях.
Правящих сейчас в Германии консерваторов нельзя назвать противниками «зеленого» курса, но их вполне заслуженно критикуют как за недостаточную активность на данном направлении, так и за лоббизм интересов компаний, связанных с традиционной энергетикой. По подсчетам Вуппертальского института климата, экологии и энергетики, сейчас только 22% средств из немецкого антикризисного пакета предполагается потратить на «зеленые» цели, при этом 36% инвестиций могут негативно повлиять на энергопереход.
Когда однопартийцы Бербок получат власть, все эти недоработки, естественно, будут устранены. «Зеленые» уже сейчас говорят, что после окончания пандемии придется запустить чрезвычайную программу по восстановлению климата, и намереваются тратить на это дело ежегодно как минимум 50 млрд дополнительных евро.
Впрочем, то, что следующее немецкое правительство декарбонизация будет волновать больше, чем Украина, не значит, что российско-германские отношения останутся хотя бы на том же уровне, что сейчас. «Зеленые», конечно, с удовольствием обсудят с Москвой вопросы защиты климата и борьбу с экологическими катастрофами, но при этом вполне могут отказаться, например, от закупки водорода, произведенного с помощью атомной электроэнергии. И это не говоря про их резко негативное отношение к «Северному потоку» и к углеводородам в целом.
«Углеродные пошлины», введения которых «Зеленые» наверняка будут добиваться на уровне Евросоюза и в рамках трансатлантических отношений, затронут не только Китай – для российского экспорта в ЕС они могут оказаться тоже достаточно болезненны. А давняя неприязнь партии к российской внутренней политике точно не поспособствует налаживанию нормального диалога. Хотя Бербок и говорит, что все контакты с Москвой обрывать нельзя.
Так что следующие четыре года для отношений России и Германии вряд ли будут простыми. Но справедливости ради надо сказать, что тех «климатических» конфликтов, которые с большой долей вероятности начнут проявляться в ближайшее время, вряд ли удалось бы избежать при любом правительстве в Берлине – слишком далеко уже разошлись взгляды двух стран на энергетику и перспективы ее развития. Вопрос только в том, насколько острыми будут эти противоречия и удастся ли их решить относительно мирным путем.
В марте одним из главных участников форума «Берлинский диалог об энергетическом переходе» был спецпредставитель президента США по вопросам климата Джон Керри. В своем выступлении он хвалил немцев за их первопроходческую активность в возобновляемой энергетике и особенно положительно отзывался об их законе о возобновляемой энергетике – как об одной из главных «зеленых» заслуг Германии и хорошем примере для будущего. Между тем этот закон, положивший, по словам американского спецпредставителя, начало мировому буму ветряной и солнечной энергетики, был принят в 2000 году – в период первого и на данный момент пока последнего пребывания немецких «Зеленых» в правительстве.
Было ли это намеком на скорые перемены в Берлине, однозначно сказать невозможно. Но уже тогда, в середине марта, было понятно, что немецкие «Зеленые» если не возглавят следующее правительство, то точно получат там места. И Керри наверняка хорошо понимал, что их возвращение во власть выльется прежде всего в новые «зеленые» инициативы и форсирование климатической повестки. Тем более что условия для этого сейчас практически идеальны.