В "Основных направлениях налоговой политики" на 2017-2019 годы Минфин предложит Белому дому не изменять — по крайней мере в 2017 году, а по возможности на всю бюджетную трехлетку,— ставки подоходного налога и НДС, равно как и других налогов. Ставка Минфина в 2017 году — на новый госдолг и на увеличение табачных, винных и топливных акцизов. Для крупных компаний и консолидированных групп налогоплательщиков должна вырасти эффективная ставка налога на прибыль — Минфин запретит компаниям сокращать убытками прошлых лет базу для уплаты налога более чем на 30% прибыли текущего года.
Минфин склоняется к сохранению нынешней конфигурации налоговой системы РФ на ближайшие три года, следует из проекта "Основных направлений налоговой политики" на 2017-2019 годы, подготовленных ведомством в рамках работы над бюджетом. Напомним, сегодня "Основные направления" вместе с окончательным вариантом проекта бюджета должны быть внесены в комиссию по бюджетным проектировкам, а завтра — на заседание правительства. Из проекта ОННП (есть у "Ъ") следует, что в Белый дом будет вноситься базовый проект бюджета, основанный на неизменности налогового режима до 2018 года.
Обсуждавшиеся в Белом доме и Кремле как альтернативные возможности повышения ставок налога на прибыль и на доходы физлиц ("Ъ" писал о них 29 сентября) останутся нереализованными — как минимум еще год. Вариант с повышением НДФЛ, напомним, предполагал его рост на доходы сверх некоторого уровня до 20% с сохранением ставки 13% для большей части зарплат ниже медианного дохода в РФ. Вариант с повышением НДС до 20% обсуждался в двух версиях: быстрой, с 2017 года, и отложенной — с 2018 года. Третий вариант предполагал общий рост госдолга через эмиссию ОФЗ — вероятнее всего, финальная конструкция бюджета, которая должна попасть на заседание правительства 13 октября, базовый вариант, и будет компромиссом между вариантом "рост госдолга" и бюджетными проектировками, намеченными Минфином еще в июле 2016 года. При этом часть сокращения федеральных расходов будет реализована как чистым сокращением расходов (так, по данным "Ъ", Минфин намерен индексировать пенсии на 4% в год до 2019 года; социальный блок правительства настаивает на индексации в 2017 году на фактическую инфляцию прошлого года — 5,8%), так и за счет снижения денежных объемов госзакупок из-за быстрого падения темпов роста цен. Недостающее покроет увеличение госдолга.
Помимо этого, финансовое ведомство намерено сосредоточиться на повышении доходов бюджета за счет акцизов на табак и вино и налогов в нефтяной отрасли. В остальном ведомство сосредоточится на точечном решении наиболее чувствительных проблем налоговой оптимизации и повышении платежной дисциплины.
В частности, Минфин беспокоит "влияние действий консолидированных групп налогоплательщиков на региональные бюджеты" — и ведомство предлагает запретить таким группам сокращать свою налоговую базу за счет убытков участников более чем на 30% прибыли. Поручение решить вопрос с возвратом КГН излишне уплаченного налога на прибыль было дано премьер-министром Дмитрием Медведевым на совещании по проблемам региональных бюджетов в Пскове 16 августа (см. "Ъ" от 17 августа).
Губернаторы жаловались премьеру на перенос холдингами убытков на будущие периоды и перемещение их между субъектами — это сокращает выплаты по налогу на прибыль. Так, глава Марий-Эл Леонид Маркелов говорил, что только за квартал в его регионе холдинги предъявили к возврату из бюджета 500 млн руб. налога на прибыль, за два года сумма составила 1,8 млрд руб. Ранее совокупные потери бюджета от налоговой оптимизации КГН Минфин оценивал в десятки миллиардов рублей.
"Видимо, такая оптимизация уже переходит допустимые для Минфина границы, поэтому ведомство и вводит такое ограничение. Однако совсем запретить такую практику нельзя — иначе смысла в КГН не будет",— поясняет директор московского офиса международной консалтинговой компании TAX Consulting U.K. Эдуард Савуляк. По его оценкам, сумма платежей КГН от введения Минфином ограничения может вырасти более чем на 50% — эксперт говорит, что исходить нужно из того, что они существенно занижали налоговую базу и, даже потеряв значительные деньги, останутся экономически эффективными.
Изначально КГН вводились для более равномерного распределения налога на прибыль между регионами, чтобы налоговые платежи не оседали в Москве и Санкт-Петербурге, где находятся штаб-квартиры компаний, а шли в регионы, где компании работают, напоминает заместитель директора S&P Global Ratings Карен Вартапетов. По его словам, отчасти так и произошло — из Москвы ушли платежи "Газпрома" и других крупных плательщиков, но в регионы они так и не пришли. "Компании стали суммировать убытки с прибылями, в итоге прибыль схлопнулась и мало какие регионы оказались в выигрыше, по итогам 2013 года поступления по налогу на прибыль упали",— говорит господин Вартапетов.
Другой проблемой для регионов оказалась низкая предсказуемость поступлений по этому налогу, так как решения в рамках КГН корпорации принимали, не информируя регионы. По его словам, логично, что Минфин хочет выровнять эту практику — нововведение снизит гибкость групп по оптимизации налога на прибыль и может повысить прогнозируемость сборов для регионов. Отметим, изменяющаяся Минфином схема распределения налога на прибыль — 17% региону и 3% центру против прежних 18% и 2% — в силу роста валового сбора налога не должна привести к потере регионами номинальных сумм сборов по нему.
За повышение же дисциплины налогоплательщиков Минфин, согласно проекту ОННП, намерен также бороться повышением пеней почти вдвое — с 1/300 до 1/180 ставки рефинансирования ЦБ при одновременном "улучшении условий для своевременной уплаты налогов и сборов". Это "коснется абсолютно каждого — налоговые органы без доначислений ниоткуда не уходят",— отмечает Эдуард Савуляк, подчеркивая, что в первую очередь изменение может сказаться на крупных налогоплательщиках, например на тех же КГН. "Начисления могут вырасти примерно на 15-20%,— говорит он,— но нужно понимать, что сумма фактических сборов может быть значительно ниже — в лучшем случае она повысится на 5-7%".
Впрочем, хотя, по данным Счетной палаты, на начало 2016 года объем задолженности по налогам и сборам в РФ составлял 1,2 трлн руб., около 1 трлн руб. из них — это безнадежная задолженность. Сумма, которую ФНС все же рассчитывает взыскать, колеблется в диапазоне 200-300 млрд руб. в год. При повышении пеней их сборы за просрочку этих платежей за квартал составят порядка 15 млрд руб. вместо 9 млрд руб., как сейчас.