Власти планируют за семь лет увеличить аудиторию российских digital-сервисов - от десятка процентов до нескольких раз в зависимости от ресурса. Такие цели указаны в дорожной карте развития общесистемного программного обеспечения (ПО) в России до 2030 года. "Известия" ознакомились с полной версией документа, принятого правительством в середине декабря. Аудитория соцсетей и мессенджеров должна вырасти на 25%. до 120млн человек, RuTube - более чем в четыре раза, до 48 млн, а число пользователей онлайн-кинотеатра Wink "Ростелекома" - более чем в девять раз, до 83 млн. Эксперты говорят, что для социальных сетей и мессенджеров такой сценарий можно реализовать. Но раскрутить подобным образом отдельно взятый онлайн-кинотеатр будет сложно из-за высокой конкуренции в этом сегменте рынка.
Российские digital-сервисы до конца десятилетия ожидает бурный рост: их аудитория может увеличиться на десятки процентов и даже в разы. Это следует из утверждённой правительством в середине декабря 2022 года дорожной карты "Новое общесистемное программное обеспечение" (НОПО). С документом ознакомились "Известия".
По прогнозам его авторов, число пользователей отечественных коммуникационных платформ (соцсетей и мессенджеров) к 2030 году должно увеличиться по сравнению с 2022-м до 120 млн, то есть пример но на 25%.
Видеохостинг RuTube, принадлежащий "Газпром-Медиа", должен подрасти почти вдвое - до 48 млн пользователей (их базу в прошлом году составители документа оценили в 25 млн). А входящий в тот же холдинг сервис коротких видео Yappy может увеличить аудиторию почти в 4,5 раза - до 18,5 млн подписчиков.
Наиболее оптимистичный сценарий развития, приведённый в дорожной карте, у онлайн-кинотеатра "Ростелекома" Wink - в 2030 году его аудитория может вырасти в девять раз, до 83 млн абонентов. Для сравнения:у крупнейшего в РФ онлайн-кинотеатра ivi. ru, по данным разработчиков карты, в 2022-м было чуть менее 35 млн пользователей. В Wink будет "создана и модернизирована экосистема развлечений", добавлены облачные игры, музыка, пользовательский контент, рекламная монетизация (то есть бесплатный просмотр за рекламу), говорится в документе. Предусмотрена и персонализация под каждого пользователя посредством машинного интеллекта.
"Известия" направили запрос вМинцифры.
Вместе с НОПО правительственная комиссия по цифровому развитию утвердила и другую софтверную дорожную карту - "Новое индустриальное программное обеспечение" (НИПО), сообщала пресс-служба кабмина в декабре. В разработке карт участвовало около 200 компаний, которые предложили более 300 проектов, отмечал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Среди этих компаний в правительстве называли Объединённую судостроительную корпорацию, ГК "Калашников", аэропорт Шереметьево, "Транс-машхолдинг", "Русагро", "М.Видео", "НОВАТЭК", "Лукойл", "Северсталь".
Проекты дорожных карт на общую сумму более 200 млрд рублей будут реализованы за счёт собственных средств компаний, в том числе в рамках заключения соглашений с правительством о создании условий по обеспечению гарантированного спроса на продукты, говорится в сообщении кабмина. Остальные проекты предполагают привлечение кредитных (около 20 млрд рублей) и грантовых (более 23 млрд рублей) средств.
"Ростелеком" намерен поддерживать высокие темпы роста Wink - в 2022 году он впервые вошёл в топ-3 российских онлайн-кинотеатров по общему числу зрителей и вышел на второе место по пользователям, которые оформили платную подписку, отметил представитель компании. Цифра, фигурирующая в дорожной карте, - это техническая ёмкость видеосервиса, то есть сколько абонентов он сможет обслуживать.
- Это могут быть смарт-ТВ, компьютеры и ноутбуки, смартфоны, планшеты, ОТТ-приставки. С учётом развития у одного клиента может быть не менее двух и до пяти устройств, на которых он может просматривать Wink, - объяснили в "Ростелекоме".
"Газпром-Медиа Холдинг" делает всё возможное для выполнения планов на 2023 год, сообщили в его пресс-службе.
-Для этого укрепляем инфраструктуру и активно работаем над улучшением функционала наших платформ. По данным "Яндекс.Метрики", по итогам ноября аудитория RuTube составила 41 млн уникальных пользователей, аудитория Yappy, по внутренним данным, - 8 млн пользователей, - отметили в холдинге.
Очевидно, что заявленные показатели для российских соцсетей и мессенджеров вполне достижимы - в первую очередь речь идёт о мессенджере VK, поскольку иных достойных российских конкурентов западному софту не наблюдается, считает директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков.
По его мнению, рынок на пороге конкуренции между VK и Telegram - обе компании стремятся сделать свои сервисы более удобными для пользователей, наполнить большим количеством дополнительных услуг. Но у VK
есть важное конкурентное преимущество - углубляющаяся интеграция с порталом госуслуг, что делает их предпочтительнее, к примеру, при авторизации доступа к тем или иным сервисам органов власти, считает эксперт.
Директор Института исследований интернета Карен Казарян поставил под сомнение достижение показателей, приведённых в дорожной карте НОПО, в первую очередь из-за уже существующей конкуренции между сервисами и той, что возникнет в будущем по мере появления новых. Не следует забывать и о конкуренции с иностранными сервисами, напомнил он.
- Сложно, к примеру, представить российский онлайн-кинотеатр с аудиторией более половины нынешнего населения РФ, ведь есть множество альтернативных ресурсов, - отметил эксперт.
Сдерживающим фактором может стать вероятный запрет на использование рекомендательных алгоритмов, отметил источник "Известий", знакомый с менеджерами нескольких digital-компаний. Именно они позволяют, к примеру, сервисам коротких видео, аналогичным TikTok, быстро привлекать пользователей - без этих алгоритмов блогеры начнут уходить на другие платформы, предупреждает собеседник "Известий".
В общем описанные в дорожной карте показатели вполне достижимы, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Правда, в сегменте онлайн-кинотеатров есть свои нюансы: их аудитория может заметно увеличиться, но рост в несколько раз числа именно тех пользователей, которые платят за контент, вряд ли возможен, считает он.
Главное, чтобы пользователи и зрители могли сами выбирать, каким сервисом им пользоваться, - развитие тех или иных проектов за счёт привлечения административного ресурса было бы неоправданным шагом, заключил эксперт.