Современные женщины уверяют, что на 8 Марта лучше не получить никакого букета, чем формальный. И мужчины все чаще к ним прислушиваются. Однако тактика «мы его слепили из того, что было» распространена среди работников цветочных магазинов ничуть не меньше, чем среди желающих поздравить «для галочки». Именно так они сами характеризуют букеты, собранные к празднику. А самое печальное начинается на следующий день, когда невезучие продавцы понимают: торговля не пошла, и осталось огромное количество нераспроданных букетов...
«МК» решил узнать: какова же судьба цветов, на которые в праздничный день и накануне не позарился никто из покупателей?
Как рассказали «МК» флористы, сотрудничающие с небольшими салонами, в ход идет все — даже вывалившиеся из букетов цветы, поднятые с пола. Испачкался лепесток — оторвем, обтрепался стебелек — обрежем, если стебель совсем сломали — значит, вставим в готовую композицию только бутончик, а если он совсем отвалился — прикрепим к стеблю зубочисткой... На цену такая тактика не влияет — собранные буквально «из отбросов» букеты готовы продавать за немалые деньги: авось спешащий домой пристыженный муж не пожадничает, а на качество внимания не обратит.
Опытные мужчины, бывалые поздравляльщики, знают: хочешь нормальных цветов — для семьи ли, для женского коллектива ли, — езжай утром к Киевскому вокзалу или на Рижский рынок, там наберешь врассыпную цветочков по оптовой цене. Может быть, не самых изысканных, зато свежих и красивых. Но не все готовы делать крюк — и спешат в ближайший салон. Где может ждать сюрприз, как приятный, так и не очень.
— Цветов перед праздниками завозится огромное количество, так что они не помещаются в салон, выставляются за дверью, где жарко для них. Обязательно под поток выставляются старые цветы из прошлых поставок — их продают первыми. Выставляют максимальные цены. Покупателей море, поэтому сразу скажу: после 8 Марта мало чего остается. Розы, которые не удалось реализовать, списываются. Но по сравнению с доходом праздничных дней потери от списания мизерны, призналась в беседе с корреспондентом «МК» сотрудница одного из сетевых цветочных магазинов.
Мелкие цветочки иногда пытаются пристроить хоть как — например, невостребованные тюльпаны распределяют по объемным букетам, а непроданные мелкие розочки (те самые кустовые, что принято дарить юным девам) и вовсе могут отдать кому-то даром.
Как рассказала «МК» флорист Евгения Александрова, на крупных базах обычно делают скидку на поставки, если много цветов осталось — ведь если торговля на праздник по каким-то причинам шла плохо, то убыток будет налицо. Однако цветы могут простоять достаточно долго, если они свежие, поэтому самое логичное: не проданные в Международный женский день розы и лилии реализовать 9–10 марта. Ведь если вынести за скобки тех, кто цветы покупает лишь раз в году, люди не перестанут рождаться, умирать, жениться и праздновать какие-либо события. Так что и цветы невостребованными не окажутся.
— Конечно, часть попадает под списание. Особенно если цветы были закуплены отдельно, а букета для них не нашлось. Среди тех, кто готов потратить деньги на красивый букет, по-прежнему популярно направление растрепышей, то есть свободных букетов, в составе которых можно встретить довольно непривычные для среднего обывателя цветы и зелень: ранункулюсы, брунию, пионовидные розы, шамелациум, вибурнум... Также популярны цветы в шляпных коробках и коробочки с цветами и сладостями — это мило и вкусно. Оригиналы заказывают необычные букеты — например из еды. Они могут быть ягодно-фруктовыми или из всяких бургеров и колбас. Однако остается много тех, кто довольствуется тремя красными розами в целлофане или пятью тюльпанами. И то ворчит: а чего, мол, так дорого?! — добавила Александрова.
Кроме того, популярный вариант судьбы букета — все-таки быть врученным в честь 8 Марта, но уже через пару дней. По словам сотрудников цветочных лавок, многие организации предпочитают поздравлять коллег-женщин не до календарного праздника, а после — и далеко не все из них заботятся о том, чтобы заказать цветы заранее... Вот они-то и есть покупатели-спасатели! Не до капризов — успеть бы!
Непосредственно 8 марта рассчитывать на милости от флористов не приходится. Несмотря на шутки про феминисток и актуального нынче Ждуна в розовом платьице, букеты на 8 Марта не перестают быть востребованными никогда. Причем сложнее всего найти тот, который реально можно купить, и не только из-за дороговизны (хотя наценка составляет примерно 300 рублей за букет).
— У нас в семье принято праздновать 8 Марта полноценно. Накануне вечером я отправила сына-студента в магазин, чтобы купил три букета — бабушке, своей девушке и нашей тете, которая придет в гости. Парень вернулся с невразумительными одинаковыми белыми розочками: говорит, на все красивые букеты бронь, их отложили для оптовых покупок, для корпоративов, — пожаловалась читательница «МК» Алёна.
Кстати, московские власти впервые заявили, что импортозамещение добралось и до цветочных лавок: каждый третий проданный букет собран из выращенных в России цветов. По данным столичного Департамента экономической политики и развития, в марте продажи по сравнению со среднегодовыми значениями увеличиваются более чем вдвое. Лидером продаж в течение всего года традиционно являются розы, а самые популярные цветы марта — тюльпаны. При этом 35 процентов проданных в столице цветов выращено в Подмосковье, Тульской и Калужской областях, а также в Краснодарском крае, Санкт-Петербурге, Мордовии, Пензе, Ижевске, Екатеринбурге.
Однако флористы говорить о триумфе российского цветоводства не торопятся. В нашем климате совершенно не приживаются экзотические цветы. У нас растут только самые неприхотливые плюс в Сочи — мелкие кустовые розочки. Поэтому про «импортозамещенные тюльпаны» еще можно говорить, а вот более редкие цветы на наш рынок привозят из Кении, Эквадора, Израиля и Голландии.