Создатели приложения MSQRD Сергей Гончар и Евгений Невгень живут в Лондоне, но пандемия коронавируса застала их в Белоруссии. «Мы в Минске, приехали провести время с командой. У нас здесь офис разработки Loóna», — говорит Евгений Невгень, усаживаясь в черное геймерское кресло напротив экрана компьютера. С Forbes предприниматели созваниваются через Zoom. Гончар и Невгень — партнеры по венчурной студии Bratte, которую создали после того, как продали MSQRD Facebook и отработали в социальной сети три года. Через Bratte они уже инвестировали в календарь женского здоровья Flo, запустили проект для вечерних медитаций Loóna. А теперь вместе с Натальей Водяновой и ее партнером Тимоном Афинским готовят к запуску благотворительный проект Locals.org, в который уже вложили более $1 млн. Какие проекты строят создатели MSQRD после ухода из Facebook?
Гончар и Невгень родились в Гродно и с детства интересовались технологиями и информатикой. Познакомились они в 2008 году еще школьниками на городской конференции по информатике, куда Невгень принес несколько проектов. Гончара заинтересовало выступление Евгения, и он завалил докладчика вопросами. После школы приятели решили поступить в Гродненский государственный университет и стать программистами. На младших курсах подрабатывали, программируя социальные игры, порталы и форумы. «Я тогда зарабатывал $1200 в месяц, мог себе позволить на такси ездить и пирожками всех угощать», — вспоминает Гончар. Талантливого студента-второкурсника быстро заметили, и бывший сотрудник студии Лебедева Иван Дембицкий в 2011 году предложил Сергею переехать в Черногорию — работать над стартапом по 3D-визуализации Realaxy. «Мне хотелось погрузиться в мир гаражных стартапов, где двое чуваков садятся, что-то пилят, придумывают идею, а потом этим пользуется весь мир», — вспоминает Гончар. Поэтому предложение переехать он принял не раздумывая. В Черногории его ждал пятиэтажный дом у моря с офисом на первом этаже. Все жили и работали вместе, как в фильмах про Кремниевую долину. Невгень в Черногорию не полетел, решил работать удаленно и доучиться в Белоруссии. Но уже через несколько месяцев перебрался из Гродно в Минск. «Я приехал с одним рюкзаком и в первый же день попал на хакатон, где познакомился с создателями платформы для благотворительного аукциона встреч «МаеСэнс» Денисом Кондратовичем и Михаилом Карпицким», — вспоминает Евгений. У стартапа уже были пользователи, в команду нужен был талантливый дизайнер, и партнеры позвали Невгеня. «МаеСэнс» работала по принципу
аукциона: на платформе публиковались лоты на встречу, любой желающий мог сделать ставку, вырученные деньги шли на благотворительность. По словам Невгеня, за полтора года сервис вырос до 100 000 пользователей, команда задумалась о выходе в США, но этот выход провалился. «Нам не хватило опыта. Я решил пойти куда-то еще», — рассказывает Невгень. В 2012-м он стал первым сотрудником PandaDoc (автоматизация документооборота) Микиты Микадо, а в 2013-м создал собственный проект SplitMetrics вместе с партнером Максимом Курниковым. Главный продукт SplitMetrics — сервис
аналитики мобильных приложений. Среди клиентов, по словам Невгеня, были крупные IT-компании уровня Facebook, Google и Uber. К 2015 году проект, в котором работал Гончар в Черногории, так и не вышел на рынок. И Сергей решил вернуться в Минск. У Невгеня дела шли в гору — SplitMetrics вышел на безубыточность и обслуживал около 1000 крупных клиентов. За годы, пока друзья жили в разных странах, они стали меньше общаться, но не потеряли связи. «Все это время я тосковал по Сергею, своему ближайшему другу и партнеру. И вот он приезжает, и я понимаю: надо что-то придумать. SplitMetrics тогда был на пике, а Серега был вообще без компании», — вспоминает Невгень.
Эпоха маскарада Весной 2015 года друзья начали искать, в какой нише они могли бы создать совместный проект. По опыту общения с клиентами SplitMetrics Невгень понимал, что компании стараются разрабатывать мессенджеры типа WhatsApp. «Тогда мы задумали сделать усилитель эмоций для видеосообщений», — вспоминает Гончар. В сети нашли приложение, созданное студентами Пекинского университета, в нем можно было наложить виртуальную маску на лицо. Партнеры решили его усовершенствовать и стали рисовать свои маски. Запускаться решили в ноябре 2015-го на хакатоне. «К началу хакатона у нас не были готовы все маски-эмоции. Мы решили сделать приложение, в котором люди просто могли бы сыграть роль, например стать космонавтом», — вспоминает Гончар. Невгень признается, что задумал все это, чтобы у друга появилась своя компания. «А я мечтал вместе с ним строить большую историю», — говорит Гончар. Уже через месяц после запуска MSQRD (маскарад) набрал 1 млн пользователей. Невгень уверяет, что проект так быстро рос, что пришлось переключиться со SplitMetrics на MSQRD. Приложение заработало полноценно в декабре 2015 года. По словам Гончара, партнеры ничего не вкладывали в маркетинг и рекламу, а раскрутиться им помог вирусный эффект — в новогодние праздники люди показывали друг другу фильтры с масками символов года. На второй месяц работы у «Маскарада» было уже 10 млн пользователей, еще через месяц — 40 млн. Несмотря на быстрый рост, партнеры не спешили с монетизацией. «Мы хотели построить большую долгоиграющую историю, как, например, после нас сделал «Тик-Ток», — вспоминает Невгень. «Маскарад» заметили не только пользователи. По словам Гончара, уже через несколько месяцев им с Невгенем стали поступать предложения о сотрудничестве от крупных компаний из США, Израиля, России. «А мы мечтали получить предложение от тогда самой «секси» компании — Facebook. И на удивление получили», — говорит Невгень.
Цукерберг позвонил Когда партнеры поняли, что интерес к приложению растет, стали искать человека, который мог бы помочь с roadshow по США. Им стал партнер фонда Gagarin Capital Николай Давыдов, с которым Гончара и Невгеня познакомил их ментор, основатель maps.me Юрий Гурский. «Я заметил их среди победителей хакатона в Минске и написал Жене», — рассказывает Давыдов. Невгень уверяет, что поначалу общение с Facebook не было целью поездки в США — ехали, чтобы осмотреться и пообщаться с другими компаниями. Гончар рассказывает, что представители Facebook вышли на них через посредников, не напрямую, так как «корпорации такого уровня вынуждены быть крайне осторожными на стадии предварительных переговоров». После первой встречи с Facebook события развивались стремительно. «Переговоры по сделке прошли очень быстро, за пару-тройку недель. Саму сделку закрыли за три дня», — рассказывает Михаил Тавер, партнер Давыдова по фонду Gagarin Capital, который сопровождал сделку. В США компанию MSQRD зарегистрировали 19 января 2016 года, а 9 марта Facebook объявил о покупке. Невгень и Гончар обосновались сначала в лондонском офисе соцсети, а затем Невгень переехал в Менло-Парк. Сумму сделки партнеры и Тавер не раскрывают, ссылаясь на соглашение о конфиденциальности. По оценке нескольких венчурных инвесторов, опрошенных Forbes, MSQRD мог быть оценен в «десятки миллионов долларов». По условиям этого же соглашения оба основателя должны были проработать в корпорации 4,5 года, чтобы полностью интегрировать технологии внутри Facebook. Но сделали это за два года и заскучали. «Нам хотелось быть причастными к миру стартапов. У нас уже были какие-то деньги от продажи компании. Мы стали инвестировать в другие проекты, чтобы общаться с фаундерами», — рассказывает Невгень. В 2019-м оба основателя MSQRD объявили об уходе из Facebook: «У нас было ощущение, что мы впитали все, что могли. Мы решили отказаться от денег, которые могли получить, если бы отработали 4,5 года по контракту. У нас много энергии и идей. Нам хочется двигаться дальше», — объясняет Гончар.
Новый «МаеСэнс» Впрочем, в Минск партнеры не вернулись: Гончар остался в Лондоне, а Невгень сначала обосновался в Калифорнии, а затем тоже решил переехать в Великобританию. В апреле 2019 года Сергей Гончар объявил о новом совместном с Невгенем проекте — вместе со «старой гвардией MSQRD» они запустили венчурную студию Bratte, которая создает компании «с фокусом на мобильный пользовательский рынок». Через Bratte партнеры инвестировали в мобильный календарь женского здоровья Flo с белорусскими корнями. Один из первых собственных проектов студии — Loóna, приложение для подготовки ко сну, которое предприниматели запустили вместе с Андреем Янчуревичем и Дмитрием Дориным, бывшими сотрудниками MSQRD.
Приложение вышло на платформе iOS на английском языке в начале 2020 года. Сейчас, по словам Невгеня, у Loóna уже «сотни тысяч пользователей» и проект начал генерировать выручку (точных цифр он не раскрывает). Инвесторами в Loóna выступают сами сооснователи MSQRD, а также ряд венчурных фондов из Долины и бизнес-ангелов, включая модель, филантропа и инвестора Наталью Водянову. Водянова также партнер Невгеня по инвестициям во Flo. Переехав в Лондон, Евгений хотел возродить белорусский проект «МаеСэнс». «После успеха Flo стало понятно, что бизнес может и должен нести социальную миссию. Мне уже неинтересно делать бизнес ради денег», — говорит Невгень. Еще в 2017-м в Лондоне через основателя Prisma Алексея Моисеенкова он познакомился с Тимоном Афинским, партнером Водяновой, и рассказал ему о благотворительных аукционах «для своих». Афинский идеей загорелся. «Мы постоянно говорили с Женей и Натальей о «МаеСэнс». Но было не время, потому что Женя еще был в Facebook и был бы конфликт интересов. А мы с Натальей были полностью поглощены нашим собственным благотворительным приложением Elbi», — рассказывает он. Партнеры ударили по рукам только в июле 2020-го. У проекта Locals.org четыре сооснователя: Невгень, Гончар, Наталья Водянова и Тимон Афинский. Доли в проекте они не раскрывают. «Я очень верю в идею Locals.org. Даже до пандемии было понятно, что будущее как раз за локальным общением и времяпрепровождением», — говорит Водянова. По задумке Невгеня, в отличие от «МаеСэнс», в Locals. org любой человек сможет предложить любую сумму за встречу или совместный опыт и деньги не будут решающим фактором. С кем именно встречаться и каким будет времяпрепровождение, будет решать «хост» (человек, за встречу с которым идет борьба). Кроме того, «хост» сможет закончить прием заявок в любой момент и сделать встречу групповой. 80% средств от встреч пойдет на благотворительность, а 20% — на разработку платформы и рост сообщества. В разработку платформы партнеры, по словам Невгеня, уже инвестировали больше $1 млн собственных денег, сторонних инвесторов в проекте нет. Наталья и Тимон привлекли ресурсы, наработки и сотрудников Elbi. «Восемь лет с выхода из «МаеСэнс» я мечтал, что у нас появится время, деньги, знания и связи и мы вернемся к этой теме, чтобы сделать ее глобальной. Именно поэтому на самом деле мы ушли из Facebook», — поясняет Невгень. Проект уже работает для сообщества в Лондоне, в его закрытом Instagram-аккаунте 6297 пользователей. Стратегия продвижения будет не такая, как c MSQRD. «Здесь нам не нужен рост пользователей в геометрической прогрессии», — говорит Гончар. До осени сообщество запустится в Лондоне. В команде Locals.org 12 человек, они работают в Минске, Лондоне и США. Монетизировать платформу партнеры собираются на комиссии за транзакции. Позднее появятся платные опции. «Какова бы ни была социальная миссия, нужно, чтобы бизнес окупался, был конкурентным и мог быстро расти. Вместе мы строим социально ответственный и при этом устойчивый бизнес», — говорит Невгень.