На небосклоне отечественного кинематографа Михаил Пореченков светит уже не как звезда, а как отдельная вселенная. Он сыграл более сотни ролей в кино и давно заработал репутацию народного любимца. Среди недавних его героев — Витя-Мясник из комедийного сериала «Полярный», вчерашний бандит из 90-х, при этом борец за справедливость и практически почетный гражданин маленького северного городка. 20 ноября проект вернется на ТНТ с третьим сезоном. Накануне премьеры «ТН» встретились с Михаилом и выяснили, что (и кто!) ждет Витю в новых сериях. А заодно поговорили о том, что для Пореченкова важно: семье, юморе как оружии в любых ситуациях и лучшем театре на планете.
— Совсем скоро на ТНТ выходит третий сезон сериала «Полярный». Каким он получился, на ваш взгляд?
— Я считаю, что на такой вопрос сможет ответить только зритель. Например, вот вы спрашиваете артиста: «Ну, как сегодня спектакль?», а он вам говорит: «Да, что-то не пошло…». И зачем с таким отношением артист работает?! Во время работы над «Полярным» мы со своей стороны сделали максимум, выжали все и из сценария, и из сюжета, и из каких-то сцен. На мой взгляд, должно получиться весело и озорно.
Мне бы еще хотелось сказать о том, какая у нас замечательная команда. Режиссер Илья Аксенов всегда прислушивается к тому, что мы говорим, как пытаемся вести эту историю. Кроме того, он трогательно и трепетно относится ко всем участникам процесса. Дима Малина (шоураннер и один из сценаристов. – Прим. ред.) — мой большой приятель, мы обязательно находим общий язык. Актриса Маша Кравченко, наша Манечка, просто прекрасная. С Яном Цапником вообще в одном институте учились, давно знакомы. Сережа Козик — мой дорогой Товарищ. Именно Товарищ, с большой буквы «Т». С Иваном Иванычем Охлобыстиным сто лет общаемся. А Катя Шпица? Мы столько вместе играли. Это прекрасная партнерша, тонкий человек, все видит и понимает. Карину Звереву знаю еще с Петербурга, целых тридцать лет! Те, кого забыл упомянуть, пусть не обижаются. На этом проекте я ни про кого не могу сказать плохо. Все работали профессионально, весело, хотя иногда и случались трудности.
— Какие?
— Порой просто бывают тяжелые съемки.
— Это связано с тем, что «Полярный» снимается на севере, да еще и в холодное время года?
— Нет, мы работали в Кировске, в этот раз вообще попали на хорошую погоду, но иногда не успевали договорить по некоторым объектам на натуре, поэтому смены переносились. В этом был и положительный момент: у меня появилось время, чтобы поработать с текстом для спектакля «Вальпургиева ночь» в МХТ им. Чехова. Тьфу-тьфу, в итоге с «Полярным» все сложилось удачно. Надеюсь, зритель примет этот проект правильно. Там хороший герой, плюс с ним случаются интересные перипетии.
— В новых сериях Витя-Мясник станет мэром Полярного…
— Да, но свои привычки он не поменяет. Останется таким же парнем из 90-х, справедливым, пусть и немножко резковатым.
— Что, на ваш взгляд, можно назвать движущей силой Вити?
— Справедливость! Он за людей, плюс считает, что все должно быть по совести. Вот есть закон, но его можно трактовать так или иначе, а как по совести будет? По сердцу? Витя радеет за товарищей, он переживает за город, за всех его жителей. Короче говоря, Витя — наш парень!
— В третьем сезоне у него две сюжетные линии. С одной стороны у Вити появляются мэрские обязанности, а с другой — к нему приезжает теща. Что для него сложнее — управлять городом или находить общий язык с матерью Полины?
— И то, и другое непросто! Вот и увидим, как Витя выйдет из всех ситуаций, отобьется от всех.
— Мне уже удалось посмотреть первую серию. Теща там с характером, не дай Бог никому такую!
— Да, ее играет Лена Лебенбаум (широкой публике актриса известна как Елена Воробей. — Прим. ред.). Кстати, мы с ней тоже вместе учились, у нас почти все питерские. Я считаю, что Лена прекрасно справилась с ролью. Думаю, многие узнают своих тещ в ней, очень уж это близко к истине! (Смеется.)
— Как вы думаете, существует ли универсальный рецепт, как находить общий язык со сложными родственниками? Все же это люди, от которых мы никуда деться не можем.
— Только любовь поможет, нужно обязательно искать точки соприкосновения и взаимопонимания. Плюс всегда спасает юмор! Знаете, хорошая шутка помогает в любых сложных ситуациях. Я уверен в том, что без юмора человек жить не может. Вот иногда даже смотришь какой-то драматический фильм, где все очень плохо, но в какой-то момент здесь тоже нужно пошутить. Всегда должно быть место для смешной реплики, иначе не бывает, человек просто не выдерживает.
— Ваш герой Витя говорит, что у него есть «секретное оружие». А какое у вас «секретное оружие», спасающее в трудную минуту?
— Мое «секретное оружие» – это юмор! Оно всегда при мне, и никто его не отнимет.
— Не знаю, согласитесь ли вы с таким определением, но ваш герой кажется таким большим ребенком…
— Да, как и я сам!
— Как вы считаете, может ли такой человек повзрослеть?
— А зачем?!
— Сейчас говорят о том, что все должны быть взрослыми, осознанными.
— Да, конечно, и еще с очень серьезными лицами. Знаете, самые большие гадости делают именно такие люди, а дети, если и шалят, то по-доброму. Мне кажется, что лучше оставаться большим ребенком, тем более артисту. Чем ты легче, тем лучше тебе дается то, что в этой профессии заложено. Если ты легкий, можешь добиться многого, у тебя будет получаться. Возраст и опыт все равно отпечаток наложат, но дальше-то что? В могилу? Нет, пока не хочется.
— Что вам помогает сохранять легкость?
— Не знаю. Наверное, любовь близких людей. Это и мама, папа, дяди, тети, даже коты и собачки. Все те, кто когда-то меня любили, и дали эту легкость, а я теперь ее трачу.
— Интересно, что вы говорите про легкость, а зрители вас воспринимают вас как очень брутального мужчину.
— Да, такая вот несостыковка, но у актеров подобное нередко случается. Говорят же, что самые мрачные и сложные люди — это комики. Например, про Луи Де Фюнеса пишут, что он был ужасно тяжелым человеком, и при этом ужасно смешным на экране.
— Мы с вами только что обсудили, что ваш герой Витя становится мэром Полярного. А если бы у вас появилась возможность возглавить какой-нибудь город, вы бы ей воспользовались?
— Ни в коем случае! Нет, нет и еще раз нет! Это отдельная профессия, где нужно работать и с людьми, и с кучей документов, при этом нести огромную ответственность. Каждый должен заниматься своим делом, а это точно не мое дело.
— В этом году исполняется 20 лет с тех пор, как вы начали играть на сцене МХТ им. Чехова…
— Нет, больше! С 2000-го началось сотрудничество с театром, а с 2002-го официально в труппе.
— Насколько плотно вы сейчас заняты в репертуаре?
— Нормально. Играю примерно четыре-пять спектаклей в месяц. Мне этого вполне хватает.
— Что для вас эта сцена?
— Это лучший театр на планете!
— Громкое заявление. Почему вы так считаете?
— Во-первых, он самый знаменитый. Во-вторых, мне нравятся и атмосфера, и художественный потенциал, и прекрасная труппа. Да, мне просто очень нравится этот театр! Не помню, чтобы у нас в принципе были какие-то скандалы или, может быть, я их не замечал. В любом случае никогда не происходили такие ситуации, чтобы, например, труппа восстала против режиссера, мы живем достаточно дружно. У тех, кто работает в МХТ, сложились семейные отношения.
— Со стороны кажется, что еще Олег Табаков создал там совершенно уникальную атмосферу.
— Да, Олег Павлович Табаков — это великий человек. Знаете, вот уже сколько лет прошло, но я ему по-прежнему очень благодарен за то, что в свое время он нас заметил и пригласил в труппу этого самого великого театра планеты.
— Два года назад художественным руководителем МХТ им. Чехова стал Константин Хабенский, с которым вы знакомы уже очень много лет. Каково работать под началом у друга?
— Прекрасно! Это же замечательно, когда твой друг — начальник. Что вы мне сказали? А у меня начальник — друг, сейчас пойдем и разберемся. Конечно, я шучу. Какие бы должности кто из нас не занимал, мы всегда останемся теми же Хабой и Поречей. Я — Пореча, он — Хаба, если что. Сейчас называем друг друга Константин Юрьевич и Михаил Евгеньевич, но наши отношения не изменились. При встрече мы всегда рады, обнимаемся. Я спокойно захожу к нему в кабинет, чтобы попить кофе, посмеяться или, наоборот, поговорить о каких-то серьезных вещах. Мое отношение к нему не стало другим, его ко мне тоже. Поэтому все отлично.
— Вы очень опытный актер. Многие ваши коллеги сейчас набирают свои курсы, преподают. Не думали попробовать себя в роли педагога?
— Иногда меня просят проводить какие-то мастер-классы, я это делаю, общаюсь со студентами, но преподавать на постоянной основе в данный момент не хочу. Это очень большая ответственность, кроме того, такая деятельность занимает слишком много времени. Мне пока хочется самому поиграть. Еще не все сделано!
— В прошлом вы говорили, что спорт — это такая же важная часть вашей жизни, как работа и семья. Сейчас ничего не поменялось?
— Давайте расставим все точки над i: речь идет не про спорт, а про физкультуру. В моем понимании спорт — это когда люди отдают ему всю свою жизнь, стремятся достичь вершин, что точно не про меня. Я занимаюсь физкультурой и стараюсь делать это каждый день, хотя не всегда получается. Выбрал то, что мне подходит. Например, по дорожке бегать я не могу, совершенно не моя история. А вот бокс — это мое. Стараюсь продышаться, ручками-ножками помахать, по «лапам» постучать, может, на ринг с кем-то вылезти, но без фанатизма. Это не серьезные бои, а просто фитнес, чтобы подвигаться и разогнать кровь. Моя нагрузка — бокс и силовые упражнения, насколько позволяет возраст. Но к этому точно нельзя относиться серьезно.
— Очевидно, что вы очень занятой человек. Если выдается время для самого себя, чем скорее займетесь?
— Я бы уехал на рыбалку, конечно. Чаще всего времени на это как раз не хватает, но в этом году два раза получилось. Я действительно люблю охоту и рыбалку.
— А если мы говорим о выходном дне в Москве?
— У меня дома два пса, много гуляю с ними. Можем куда-нибудь сходить с друзьями или с супругой. Например, в кино или в театр.
— В «лучший театр на планете»?
— Да, но не только. Иногда мы ходим на балет или в оперу.
— Опера — достаточно сложное искусство для восприятия. Получается ли находить с ним общий язык?
— С чем-то получается, а с чем-то не очень… Опера — это великое искусство, но действительно бывают тяжелые произведения, особенно когда подходить к ним без должной подготовки. Мы с женой стараемся смотреть, слушать и понимать.
— Какие еще знаки внимания вы оказываете супруге? Дайте совет недогадливым мужчинам, которые не умеют ухаживать.
— Первое: женщин нужно любить! Это основное и самое главное! Второе: даже если женщины говорят, что не хотят никаких подарков, их нужно делать, насколько позволяют ваши финансы. И при небольшом бюджете знаки внимания необходимы. Запомните: цветы должны присутствовать в жизни!
— Как часто?
— Я работаю в театре, поэтому мне в этом плане легче. (Смеется.) Обязательны также совместные выходы, нужно проводить время именно вместе. Я всегда говорю, что маме и папе требуется условно такой маленький автомобиль, куда не поместятся дети. И вот на этой машине мама и папа должны уезжать только вдвоем. Взяли две сумки, сели и уехали. В браке должна быть отдельная зона мамы и папы, куда детям доступа нет.
— У вас пятеро детей, и хотя они достаточно взрослые, но очевидно, что родителям по-прежнему хочется проводить с ними побольше времени. Насколько это удается?
— Получается. Иногда они собираются все вместе, и это очень весело. Мы накрываем большой стол, дети порой приходят со своими друзьями. Это может быть даже половина курса ВГИКа или кто-то из Школы-студии (сын Михаил учится во ВГИКе, а дочь Мария в Школе-студии МХАТ. — Прим. ред.). Мы общаемся, и у нас всегда находятся темы для разговоров.
— Насколько для вас сложно отпускать детей во взрослую жизнь?
— Я к этому достаточно спокойно отношусь. Считаю, что одновременно ты должен дать им возможность быть самостоятельными, но все же нужно предотвратить фатальные ошибки. Какие-то ошибки, конечно, случаются, но от серьезных важно уберечь. Потому что некоторые из них потом будет сложно разгрести, а есть такие, которые в принципе невозможно разрешить.
— Существует две точки зрения, как можно вести себя со взрослыми детьми. Можно их поддерживать, в том числе и финансово, пока они окончательно не станут на ноги. Или второй вариант: выросли, а дальше уже все сами. Какая позиция ближе вам?
— Считаю, что нужно максимально поддерживать. Я не хочу, чтобы мои дети бросали семью. Для меня семья — это общность родных людей, которая должна находиться вместе как можно дольше. Это система мироздания, опора и возможность видеть, что с тобой будет дальше. Вот ты смотришь на своих стареющих родителей, бабушек и дедушек, и понимаешь, как жизнь скоротечна. Поэтому и нужно стараться избегать фатальных ошибок. Иногда говоришь с людьми постарше, и они признаются в том, что жалеют о чем-то. А почему? «Вот, если бы мне тогда сказали, объяснили» — слышишь в ответ. Чтобы сказали и объяснили, как раз нужна семья. Семья — это святое, и нужно максимально поддерживать с ней связь.
— Вы сыграли огромное количество ролей в кино и на сцене, сделали жизни очень многое. Что еще хочется успеть, попробовать, какие горизонты для себя открыть?
— Тьфу-тьфу, у меня все идет хорошо. Нужно просто жить и быть готовым к любым новым впечатлениям. Знаете, иногда к тебе приходят вещи, к которым ты не готов. Это могут быть и роли, и какие-то испытания. Следует принимать их как должное, справляться и получать опыт, а потом тратить его в своей профессии. Потому что твой опыт — это и есть твоя работа, инструментарий, с которым будешь двигаться дальше. Это важно не только для актеров, а для всех. Нужно быть легким и быстро принимать новое. Неповоротливого человека такие испытания могут сломать. Легче надо быть, легче!