Давным-давно...
У каждой сказки есть предыстория. И у этой тоже... Давным-давно предки Николь Кидман жили в Шотландии и Ирландии, а потом пересекли весь земной шар и оказались в Австралии, чтобы пустить в ее выжженную солнцем и высушенную ветрами землю свои корни. В 1960-х годах потомки этих переселенцев — Энтони Дэвид Кидман и Джанелль Энн Гленни, влюбленные друг в друга студенты из Сиднея, снова пересекли несколько меридианов, чтобы оказаться в США. Они приехали в Штаты по студенческим визам, чтобы заниматься научно-исследовательской работой. Энтони изучал биохимию и клиническую психологию, был приглашен в Национальный институт психического здоровья США. Его молодая жена, медсестра по профессии, занималась тем, что всячески способствовала мужу в его научных изысканиях и позднее помогала писать и редактировала его книги. Когда Джанелль была беременна их первым ребенком, семью молодых ученых направили на Гавайи, где Энтони стал аспирантом Гавайского университета в Маноа. Именно в столице этих тропических островов Гонолулу появилась на свет их малышка Николь. Первое имя, данное ей еще до крещения, было гавайское: Hklani — Небесная звезда. И до трех лет, пока семья Николь жила на Гавайях, девочку чаще всего звали этим сказочным именем.
Когда малышке было три года, Николь впервые увидела землю с высоты. Она буквально не отлипала от стекла иллюминатора в самолете, который за несколько долгих, но нескучных часов перенес ее на родину предков — в Австралию. Для обычной школы Николь была еще мала, и родители отвели ее в балетную! Ни в одном интервью Николь Кидман не будет говорить, что хотела когда-то стать танцовщицей балета. Это была история не про будущую профессию, а про красоту, музыку и смелость выйти к людям, выйти на сцену.
Именно в балетной школе маленькая Николь поняла, что хочет стать актрисой. Чтобы играть, а не танцевать. Удивительно, что в детстве она, как и многие актеры первой величины, страдала от природной стеснительности и даже заикалась. Мягко, но верно это ее качество родители пробовали лечить занятиями балетом, выступлениями на сцене и театральным кружком. А еще отец, профессиональный психолог, посоветовал Николь вести дневник. И записывать в него не только что было, но и то, что будет, давать свободу своей фантазии. Николь так втянулась, что какое-то время на вопрос, кем бы она хотела стать, когда вырастет, отвечала — писательницей. Интересно, что с написанием текстов, а точнее с журналистикой связала свою жизнь ее младшая сестра Антония. Но вы чувствуете ключевую разницу во взгляде на действительность у писателя и журналиста? Николь не собиралась описывать то, что есть. Ей хотелось писать о том, что может быть... Как в сказке!
Но все изменилось как по мановению волшебной палочки, когда однажды маленькая Николь посмотрела старый голливудский фильм 1939 года — ленту «Волшебник страны Оз» режиссера Виктора Флеминга. Отныне и навсегда милая, изящная девочка с копной рыжих вьющихся волос решила стать актрисой. Чтобы непременно сыграть... нет, не Дороти, не какую-то принцессу Диснея — а Злую ведьму Запада из страны Оз! Актерская игра некрасивой, но очень харизматичной Маргарет Хэмилтон в этом черно-белом фильме сказочным образом заколдовала Николь. Когда не так давно уже абсолютную голливудскую звезду, киноактрису первой величины и значимости Николь Кидман спросили, осталась ли несыгранная роль, которую она все еще мечтает исполнить, она не задумываясь выпалила: «Злая ведьма Запада из страны Оз! Я хочу сыграть ее!»
Если посмотреть на фильмографию Кидман, мы увидим в ней несколько сказок, в которые актриса попала. И ни в одной из них не выбрала для себя (а уже давно она и только она выбирает роли) образ доброй, милой сказочной красавицы. Очень красивая, но совершенно безжалостная Миллисент в «Приключениях Паддингтона» и миссис Колтер в «Золотом компасе», которая с милой улыбкой на лице хладнокровно похищает детей. Николь признается, что после просмотра этих фильмов в компании своих детей ей потом несколько дней приходилось доказывать, что мама на самом деле добрая и хорошая, настолько убедительной была ее игра со злом.
Еще подростком Николь с головой ушла в театральное искусство. Попав на занятия в Австралийский театр для молодежи, она нашла там свой новый дом и лучшую подругу Наоми Уоттс, также ставшую успешной актрисой. Николь все чаще ради репетиций и постановок спектаклей прогуливала уроки, а вскоре и вовсе решила оставить школу. Тем более ей предложили самую настоящую Роль! Да еще в полнометражном ремейке классического австралийского фильма «Рождество в буше» (который, как у нас «Иронию судьбы, или С легким паром!», принято пускать в телеэфир на зимние праздники). Николь было 16 лет, и посоветовавшись с родителями и своим дневником, которому она доверяла самые заветные мечты, девушка приняла решение, о котором, судя по всему, ни разу не пожалела...
Но как в любой сказке, еще не раз темные силы будут испытывать героиню. Стоило только Николь порадоваться, что ее актерский талант заметили, стоило только получить серьезную роль и первые весточки популярности, как гром среди ясного неба прогремел диагноз матери — рак груди. Все могло сложиться как в сказке про Белоснежку: мать героини умирает, а отец женится на злой мачехе. Но нет! Чтобы помочь Джанелль выкарабкаться из смертельной болезни, Николь оставила на время актерскую карьеру и устроилась работать медсестрой-массажисткой, получив возможность иметь заработок и быть всегда рядом с мамой. Когда-то на заре карьеры ее отец, доктор Кидман, занимался исследованием раковых клеток в Вашингтонском университете. Он использовал все имевшиеся у него связи с ведущими специалистами по изучению и излечению рака. И матери Кидман удалось побороть недуг. Ее болезнь произвела неизгладимое впечатление на Николь, которая является активным участником общества по борьбе с раком груди, а на вопрос: «Если бы не актрисой, кем бы ты хотела стать?» с серьезным лицом отвечает: «Ученым, который сумел бы найти лекарство от тяжелых болезней, таких как рак».
В 1988 году Николь Кидман возвращается к своей мечте о карьере большой актрисы. И получает роль в фильме «Изумрудный город» по пьесе Дэвида Уильямсона, за которую будет удостоена номинации на премию Австралийского института кино как лучшая исполнительница роли второго плана. А в 1989-м на экраны выходит австралийский телесериал «Бангкок Хилтон», сделавший Николь популярной и узнаваемой. Зрители по всему миру (сериал показали даже по российскому ТВ), затаив дыхание, следили, как белокожая, с невероятной копной рыжих волос австралийская туристка Катрина, приговоренная в Таиланде к смертной казни по ложному обвинению, отчаянно пытается вырваться из тюрьмы на свободу. Именно телефильмы превратили Николь в принцессу австралийского кино: она сыграла в мини-сериале «Вьетнам, до востребования» и ленте «Мертвый штиль», который в кинотеатрах пройдет неудачно, с провальной кассой, но после телеэфира по всему миру соберет поклонников таланта Николь. В их числе будет Том Круз, который признается однажды, что именно в этом фильме заметил эффектную рыжеволосую красотку. Это он настоит на том, чтобы 22-летняя Николь прошла кастинг на роль врача, которая будет исцелять его героя-гонщика в ленте «Дни грома» — их первом совместном фильме, с которого началась новая история в ее жизни. И как ей тогда казалось — настоящая сказка.
Гном по имени Том(самый маленький)
Итак, если в сказке есть Белоснежка, должен появиться хотя бы один гном. Да простит нас Том Круз (это же сказка!), он был действительно настолько ниже Николь, что она опасалась, что именно из-за разницы в росте ее не утвердят на первую голливудскую роль в карьере... Но Том был непреклонен, заявив дуэту продюсеров (одним из которых был всемогущий Джерри Брукхаймер), что в этой роли он видит только Николь и уж проблема режиссера и оператора сделать так, чтобы они смотрелись на экране гармонично! Трюк сработал — они действительно сложились в красивую пару.
«Увидела Белоснежка королевича и тут же в него влюбилась...» Да, говорят, это была любовь с первого взгляда. Николь так описывает их первую с Томом встречу на прослушивании к фильму «Дни грома»: «Помню, как я вошла, и Том первый встал и протянул мне руку для рукопожатия. И словно электрический разряд прошел через меня». Это был стремительный и страстный роман, и уже в канун Рождества того же 1990 года Том и Николь сыграли свадьбу. Не остановило их то, что на момент встречи Круз еще состоял в браке с Мими Роджерс, а Николь была помолвлена с австралийским актером Маркусом Грэмом.
Теперь их называли самой красивой парой Голливуда. Но для идеальной картинки на страницах журналов не хватало милого розовощекого ребенка на коленях у родителей. Первая беременность Николь оборвалась внезапно и трагично. И супруги решили, что не готовы проходить еще раз через такой стресс. А если им не хватает для счастья детей — то есть дети, которым так же не хватает родителей. В семье Круз — Кидман появилась сначала кудрявая малышка Изабелла, которую они удочерили, а вскоре и темнокожий мальчуган Коннор.
Оба продолжали строить свои карьеры. Том Круз был уже суперзвездой, а Николь все была «не своей» в Голливуде и, несмотря на эффектную внешность и несомненный талант, проснуться кинодивой у нее все не получалось. Хотя, став миссис Круз, она определенно могла рассчитывать теперь на участие в фильмах с актерами первой величины. С тем же Томом Крузом, с которым они еще раз снимутся вместе в ленте «Далеко-далеко». Но у Николь росло вполне понятное стремление выбраться из тени знаменитого мужа и доказать всем, что она и сама по себе талантливая актриса.
И вот, казалось бы, счастливый случай: корифей американского кинематографа Стэнли Кубрик приглашает супружескую чету Кидман — Круз вместе сняться в его новом масштабном фильме, признавая в каждом из них равновеликую по яркости звезду. Но желая превратить семью Николь и Тома в противоречивый союз главных героев ленты «С широко закрытыми глазами», Кубрик сыграл не как волшебник, а словно колдун, добиваясь от актеров максимально подлинных чувств в их экранных ссорах, ревности, подозрениях, изменах. Съемки длились 400 дней, и все это время режиссер сталкивал двух звезд, высекал из них искры, добивался ярости и ревности. Минутную постельную сцену с участием Кидман он снимал шесть дней, и все это время ее мужу Тому Крузу нельзя было показываться на площадке. Он все увидел уже на показе фильма, который стал настоящим испытанием для супружеской четы. Испытанием, которое они не выдержали.
Кубрик умер раньше, чем картина вышла на экраны, оставив Тома и Николь самих разбираться со шлейфом исполненных ими ролей. Режиссер не предполагал и наверняка не планировал, но разрушил этот казавшийся сказочно красивым брак. О том, что Том Круз разводится с ней, Николь узнала из новостей. Это стало для нее шоком, предательством, ударом в спину. В прессе писали, что в то время она, по слухам, якобы была на третьем месяце беременности, когда в прессу просочилась информация, что у Тома Круза роман с его партнершей по фильму «Ванильное небо» Пенелопой Крус. И — ха-ха, какое совпадение! — у влюбленных звезд даже похожие фамилии.
Николь было больно и ни капельки не смешно. Каково это — бережно вынашивать долгожданного ребенка, хранить хрупкую раннюю беременность и читать такие новости? Это дитя потерянной ими любви так и не появилось на свет... Николь не сразу смогла сообщить об этом Тому: он всячески скрывался от нее, избегал разговора, не отвечал на телефонные звонки. В декабре того года они должны были праздновать десятилетие своего брака. Никому не хотелось портить скандальными новостями все еще иллюзорно счастливые журнальные заголовки. Официально Том Круз объявил о разводе в феврале 2001-го.
Ох, как же ей было тогда нелегко, как больно! Волна сплетен, догадок, провокационных вопросов обрушилась на Николь Кидман. От нее хотели знать про все, о чем она предпочитала молчать: о ее первой неудачной беременности и о том, как муж бросил ее ровно тогда, когда их мечта о совместном ребенке почти уже сбылась. Ее расспрашивали о его увлечении сайентологией: не стало ли это причиной раскола семьи? О том, случайно ли их брак распался ровно тогда, когда по американским законам она получала право на половину имущества? И каково ей жить теперь без него? Каково начинать все сначала? Николь позволила себе в ответ только бессильно-злобную шутку: «Зато теперь я снова могу ходить на каблуках!»
В мае 2005 года в студии Опры Уинфри Том Круз устроил настоящее шоу: он так бурно выражал свои чувства к новой подруге, молодой актрисе Кэти Холмс — запрыгивал на диван, скакал по студии и даже театрально припадал на колено... Николь выключила телевизор и бросила пульт в стену. И вспомнила, как за год до их развода, о котором тогда никто и подумать не мог, она, вот так же рассказывая о своем браке с Томом, тоже восторженно и искренне говорила: «Я счастлива, что замужем. Я счастлива, что рядом со мной есть человек, который будет со мной всегда». А потом... Всего год спустя она была глубоко несчастлива. И даже не была уверена, сможет ли снова, после всего пережитого, продолжать быть актрисой и играть, выходить на сцену и появляться на публике — казалось, все только и делали, что шушукались про их с Томом расставание. Тогда ее спасли слова мамы: «Не забывай, что в сегодняшнюю газету завтра будут заворачивать рыбу». Так и в жизни. Сегодняшняя трагедия завтра будет казаться чем-то очень далеким и давно пережитым. «Все проходит, все учит нас чему-нибудь очень важному».
А в мае 2006-го журнал Ladies’ Home Journal цитировал тщательно подобранные Николь слова: «Том многое для меня значил и значит сейчас. Для меня он был просто Томом, а для всех остальных — звездой. Он был добр ко мне, я любила его. И до сих пор люблю». И всего через месяц после этого интервью Николь сыграет свадьбу с другим — такая вот лучшая пилюля для разбитого сердца!
Гном по имени Алехандро(самый тихий и молчаливый)
Ее отношения с Крузом вынужденно продолжались и после того, как они расстались: «Голливуд слишком мал, чтобы скрыться в нем», — признавалась Николь. К тому же Том выступал сопродюсером фильма Алехандро Аменабара «Другие», в котором ей предстояло исполнить главную роль. Отказывать она не собиралась! Ей был обещан гонорар в 7 миллионов долларов и, по сути, ее первая самостоятельная роль в статусе экс-миссис Круз. Это был шанс заявить о себе самой. Материал для работы над этим фильмом Николь предоставила сама жизнь: на экране мы видим несчастную мать, находящуюся в постоянном эмоциональном раздрае. Эта роль стала своего рода лекарством для Кидман. Выплеснув все на камеру, женщина наконец смогла успокоиться. В этом смысле Алехандро Аменабар выступил в роли «доброго ангела» или психотерапевта, кому как больше нравится.
«После моего развода я стала отдавать предпочтение ролям сильных героинь, которые сами решают свою судьбу. Вероятно потому, что, будучи разведенной женщиной и матерью двоих детей, я пересмотрела свое отношение к миру. И в самом деле, до этого я не знала, кто я. Профессия стала смыслом моей жизни», — скажет Николь в одном интервью. Но так или иначе, она снова готова была жить дальше. Очевидным свидетельством этого стало то, что они оба — Том и Николь — появились на американской премьере фильма. Конечно, не поцеловались при встрече и демонстративно не смотрели в сторону друг друга, но и гадостей не говорили. Фильм же был более чем благосклонно принят и публикой, и критикой (редкое явление!), после чего стало совершенно очевидно — миру явилась настоящая, набирающая обороты великолепная актриса. То, что многим казалось концом, оказалось всего лишь драматической прелюдией к богатой во всех смыслах этого слова жизни.
Гном по имени Баз(большой фантазер)
Вы знали, что Баз — имя любимого плюшевого мишки Николь? Ее мама всегда была стойкой феминисткой и категорически запрещала своим дочерям играть с куклой Барби. Но речь пойдет о другом Базе — Лурманне, пожалуй, самом талантливом австралийском режиссере. После невероятно изобретательно пересказанной на новый лад шекспировской трагедии в фильме «Ромео + Джульетта» он как раз решился взяться за помпезный мюзикл «Мулен Руж!». Конечно, это должен быть не просто мюзикл, а феерия! На главную роль куртизанки Сатин Лурманн приглашает свою уже довольно именитую соотечественницу Николь Кидман.
Эти съемки стали абсолютным наслаждением для Кидман. Роль, о которой актриса может только мечтать! Есть что играть. Есть чем самовыражаться. Кидман в этом фильме отчаянно хочет делать все сама! Сама поет и танцует канкан, сама выполняет цирковые трюки на трапеции. А еще ей доверили носить во время съемок самое дорогое ожерелье в истории кино — его цена составляла миллион долларов! Все ради нее! И можно все! Николь так увлеклась, что, переусердствовав в самостоятельности на площадке, сломала ребро и повредила колено (повторная травма позднее вынудит ее отказаться от съемок в «Комнате страха» Дэвида Финчера, где ее спешно заменит Джоди Фостер). Но останавливать съемки из-за сломанного ребра — она и не такую боль терпела! К тому же в мае ленту Лурманна ждали в Каннах. Во спасение был придуман трюк не хуже циркового фокуса, когда в кадре мы видим крупные планы Николь: пока ее лицо работало, травмированное тело покорно сидело в кресле-коляске.
За роль в «Мулен Руж!» Кидман была удостоена престижной награды «Золотой глобус» как лучшая актриса, но самое главное — этот фильм дал толчок к еще одному проявлению ее таланта — пению. Ее голос и раньше можно было услышать с экрана: в фильме «Другие» она тихонько напевала песню. А в «Мулен Руж!» уже пела во весь голос, от души! Исполненный ею вместе с Юэном Макгрегором дуэт Come What May для саундтрека к фильму был выпущен синглом и попал на вершины чартов. В том же году Кидман запишет еще один дуэт: на сей раз с Робби Уильямсом они перепоют старый хит Somethin’ Stupid, когда-то исполненный Фрэнком и Нэнси Синатра. Песня прозвучит в саундтреке фильма «Именинница», а снятый для нее видеоклип подольет масла в огонь — у Кидман и Уильямса роман?
Съемки в «Мулен Руж!» преподнесли Николь еще один приятный «бонус». Лурманну как раз предложили снять для модного дома Chanel рекламный ролик самых известных духов в мире Chanel № 5. И он предложил Кидман украсить собой это видео. За съемки четырехминутного ролика актриса получила гонорар 3,71 миллиона долларов. Таким образом, за минуту экранного времени она заработала 928 тысяч — рекордный в истории рекламы гонорар! Ну разве не волшебство?!
Тогда же Баз загорелся своей масштабной по размаху и смелости идеей — снять эпическое полотно про его с Николь родину, Австралию. Экранным партнером для Кидман был выбран тоже австралиец — Хью Джекмен. За время съемок «Австралии» Николь побывала в таких уголках своего континента, куда бы она сама никогда не попала, и была потрясена красотой природы и полна впечатлений. Во время съемок она вела специальные заметки, которые впоследствии собиралась опубликовать (ведь с самого начала Николь думала о карьере писателя). Но очень скоро записки приобрели слишком личный характер, и теперь Кидман с загадочной улыбкой говорит, что может быть когда-нибудь, через много-много лет, она все-таки решится обнародовать это свое литературное творчество.
Гном по имени Ленни(самый громкий)
Когда в начале 2000-х годов Николь Кидман переезжает в Нью-Йорк, то к удивлению для самой себя обнаруживает, что с головой уходит не только в работу, но и в сумасшедшую жизнь города, который никогда не спит. И почти сразу находится достойный спутник для нашей высокой белокожей красавицы. Рок-музыкант афроеврейского происхождения Ленни Кравиц по части своеобразия и интеллекта составлял достойную пару Николь. Начиная с 2003 года они проводили все больше времени вместе: отрывались на закрытых вечеринках, посещали секретные бутики и баловались в звукозаписывающей студии. Пение — страсть Николь. И страсть к певцам — как ее побочный эффект.
Но настоящим сюрпризом для журналистов стало известие о том, что Кидман перевезла свои вещи в квартиру Кравица! Скорые на язык и руку репортеры уже обсуждали неминуемо грядущую скорую свадьбу. Кто-то шушукался о помолвке, хотя прошло всего два года после болезненного развода Николь с Томом Крузом. К тому же Николь все чаще повторяла в интервью как мантру фразу «Самое главное для меня — это семья». И как она мечтает вновь стать любящей женой. Ленни Кравиц, конечно, был хорошим вариантом для нее и даже ее карьеры, но только одно «но» перечеркивало для Кидман все плюсы сразу: его отношения с другими женщинами. Как только Николь стали очевидны измены бойфренда, на их романе был поставлен крест. По иронии судьбы через несколько лет жизнь сведет Николь на одной съемочной площадке сериала «Большая маленькая ложь» с дочерью Ленни Кравица, Зои. Будем честны: если бы Николь не захотела, девушки не было бы в кастинге фильма. А раз она была, значит, расставание Николь с ее отцом прошло нетравматично. Когда репортеры интересовались у Зои, каково это — сниматься в одном фильме с кинодивой, которая чуть не стала твоей мачехой, та призналась: «Она настолько хороша, что порой это отвлекало от работы. Потому что после каждого дубля мне хотелось сделать паузу и сказать: «Вау!»
Гном по имени Оскар(самый золотой)
Этот крошечный, но очень желанный мужчина в жизни Николь появился год спустя после «Мулен Руж!» и ее первой номинации на самую престижную в мире кинопремию. Когда в торжественной обстановке Кидман вручили позолоченную статуэтку, любовно называемую просто «Оскаром», она стала первой в истории австралийской актрисой, получившей эту награду в номинации за лучшую женскую роль. «Наверное, вы были тогда на седьмом небе от счастья?» — спросят ее позднее журналисты. И будут обескуражены ответом звезды: «Когда я выиграла свой первый «Оскар», мне было даже не с кем разделить эту радость. Это был, пожалуй, период самого сильного и отчаянного одиночества в моей жизни».
Николь получила «Оскар» за роль в фильме «Часы», в котором сыграла роль писательницы Вирджинии Вулф. Решив пригласить на эту роль Кидман, режиссер Стивен Долдри предоставил ей потрясающие возможности для актерской работы. Николь осознавала это, но не понимала, как ей перевоплотиться в столь далекий от нее самой образ. Начиная с того, что она — левша, а в фильме будут сцены, где надо писать правой рукой, как делала писательница. И как быть с внешностью? Она ведь совершенно, совершенно не похожа на Вулф! Николь чуть было сама не отказалась от роли, принесшей ей «Оскар». И вот еще почему... «После разрыва с Томом я действительно не хотела сниматься в «Часах», — вспоминала те дни Кидман. — Моя личная жизнь разлетелась в клочья, мне было грустно, я чувствовала себя плохо, мне не хотелось сниматься вообще. Но мне не удалось разорвать уже подписанный контракт и пришлось всецело погрузиться в роль, которая помогла прийти в себя. Я прочла все книги Вулф и сама сконструировала образ своей героини. В течение двух часов, пока гримеры колдовали над моим лицом, я слушала музыку. А когда этот патрицианский накладной нос был готов, я полностью ощущала, что в кресле меня больше нет — в нем сидит Вирджиния Вулф».
Чтобы разрушить устоявшийся стереотип кинокрасотки с яркой внешностью, ставший залогом ее успеха на экране, Кидман позволила гримерам до неузнаваемости «изуродовать» себя. Нет больше эффектной красавицы — осталась только актриса, которая играет роль! «Я человек, который любит принимать вызов, а он есть в каждой новой роли. Ты словно получаешь кожу другого героя, надеваешь ее на себя и пробуешь в ней жить. Это смело, рисково, и мне это нравится».
Кинокартина «Часы» начинается со сцены самоубийства главной героини, а заканчивается полным триумфом актерского мастерства Кидман. На афише «Часов» она была рядом с Джулианной Мур и Мерил Стрип. Равная им. Вносите «Оскар»!
«Подчас приходится ущипнуть себя, чтобы поверить в то, что со мной происходит. Правда! Я вспоминаю в такие минуты слова моей героини Вирджинии Вулф из «Часов», когда, отправляясь в Лондон, она стоит на перроне и говорит сама себе: «Как могло так случиться, что я веду жизнь, которую отнюдь не хотела вести... — признается в интервью Николь Кидман, для которой после выхода ленты «Часы» на экраны мира началась новая жизнь. — Когда эта сцена снималась, мне было очень больно произносить эти слова. Они имели для меня особый смысл после развода... А сегодня я понимаю их иначе. Ибо недавние, весьма тяжелые события сделали меня сильнее. И я чувствую себя счастливой. Удивительно, как одна и та же фраза за короткий промежуток времени может радикально поменять свое внутреннее содержание».
Гном по имени Ларс(самый злобный)
Неутолимая тяга Николь Кидман ко все более сложной актерской работе не могла не привести ее к самому провокационному и, прямо скажем, неоднозначному европейскому режиссеру ХХ века, датчанину Ларсу фон Триеру. Кидман находилась уже в том статусе, когда могла сама позвонить режиссеру с просьбой взять ее сниматься. Как было с американским интеллектуалом Гасом Ван Сентом, у которого она захотела сняться и снялась в главной роли в фильме 1995 года «Умереть во имя». Но теперь она поступила иначе. «Несколько лет назад я посмотрела «Рассекая волны», и фильм меня потряс. Просто сбил с ног! Я обожаю эту историю абсолютной любви и жертвенности. Мне нравится, что героиня — женщина, которая сама себя уничтожает своей любовью. И тогда во всех своих интервью я начала говорить, что хотела бы работать с Ларсом фон Триером», — делится фирменным рецептом попадания на радары внимания режиссера Николь.
Агенты фон Триера тут же ухватились за возможность поработать с голливудской актрисой первой величины. Но реакция профессионалов киноиндустрии на участие Николь в возможных съемках у Ларса была неоднозначной: «Да она с ума сошла? Ей грозит катастрофа. После «Оскара» ее ждет провал!»
Сама Кидман во всех интервью до выхода фильма «Догвилль» только и говорила, что об уникальном опыте, который предоставляет всем актерам Ларс фон Триер. Она была восхищена, что сценария как такового не было, что ее героиня практически списывалась с нее самой. Правда, замечала она деликатно, ей кажется, что это уже чересчур, что она не готова на такой душевный стриптиз. Триер, сумев из кинофильма сделать театральную постановку, оставил на монтажном столе все свои манипуляции, когда он вкрадчиво и нежно залезал человеку глубоко в душу, а потом неожиданно брал и выворачивал ее наизнанку — и тут же снимал реакцию.
«Этот человек может быть необыкновенно нежным и очень строгим, — вспоминала Николь. — Во время съемок я часто плакала, но ему удавалось моментально меня успокоить. Напряжение ощущалось, но оно было продуктивным, творческим. Метод Ларса не имеет ничего общего с бессмысленной манипуляцией артистами или жестокостью, свойственной иным режиссерам. Он ставит настоящие художественные задачи».
Но о том, как сложились в итоге их взаимоотношения с режиссером, можно судить по тому факту, что во второй части снялась уже другая актриса... Говорят, Николь не захотела повторения съемок «С широко закрытыми глазами», когда по воле режиссера ей пришлось вывернуть себя наизнанку, докопаться до самых глубин своих потаенных темных мыслей. Еще раз она бы это точно не вынесла. Когда ее попросили прокомментировать причину отказа от дальнейшей работы с Ларсом фон Триером, Кидман ограничилась загадочной фразой: «Иногда мы делаем что-то не для себя, а для следующих поколений. Так вот, теперь я могу заявить актерам следующих поколений: если вы можете разбежаться с такими режиссерами, сделайте это!»
Гном по имени Кит(самый милый)
На одном из приемов в честь самых знаменитых граждан Австралии в январе 2005 года Николь мельком познакомили с кантри-певцом Китом Урбаном. Они мило улыбались друг другу, пока другие произносили торжественные речи, сделали совместное фото, на котором оба выглядят как влюбленные старшеклассники, наивно пытающиеся скрыть от взрослых очевидное. Да, он сразу показался ей милым и приятным парнем. Чем-то похож на Тома, не находите? А еще и поет, играет на гитаре — у Кидман ведь особая симпатия к поющим мужчинам.
«Я не из тех женщин, которые первыми начинают знакомиться», — загадочно улыбается Николь в ответ на просьбу рассказать, как малоизвестному кантри-певцу так быстро удалось покорить сердце прекрасной, но холодной Белоснежки? И вспоминает, как долгие четыре месяца после их первой встречи ждала, что Кит позвонит ей. Он до сих пор смеется, слушая этот ее рассказ. И не верит самому себе, что набрался-таки храбрости и действительно первым позвонил самой Николь Кидман. Yes! Он сделал это!
Почти год они присматривались друг к другу. «В то время мне совершенно не хотелось делить свою жизнь с кем бы то ни было. Но Кит — это судьба!» Николь понравился его мягкий характер и то, что Кит совершенно не имеет диктаторских наклонностей и дает ей полную свободу быть собой. Том терпеть не мог ее высокие каблуки, а Кит, тоже будучи ниже ее ростом, совершенно не комплексует по этому поводу и всякий раз, когда она становится на шпильки, в удвоенном размере осыпает ее комплиментами. В общем, они подошли друг другу сказочно: оба хотели иметь дом, детей и надежный тыл — все остальное у них уже было. «Наш брак с Китом похож на мягкие домашние тапочки», — сказала в одном интервью Николь Кидман, очевидно наслаждающаяся своим статусом миссис Урбан.
А тогда, в июне 2006 года, наши герои закатили действительно сказочную свадьбу! «Молодым» было уже далеко за тридцать, когда их обвенчали в католической часовне на территории поместья Святого Патрика — бывшей резиденции архиепископа Сиднейского. На последовавшее за этим празднование было приглашено 230 гостей, среди которых самые близкие друзья Николь: Наоми Уоттс, Расселл Кроу, Баз Лурманн и Хью Джекмен. Небольшой штрих для понимания, кто такой Кит Урбан и что в нем нашла Николь. Вместо бриллиантов он преподнес невесте в подарок первое издание ее любимой книги — «Грозового перевала» Эмили Бронте, которое выкупил на аукционе Sotheby’s за кругленькую сумму в 200 тысяч долларов. Всем богатым и знаменитым гостям молодожены заявили, что никакие подарки лично им не нужны, а суммы, которые гости рассчитывали потратить, лучше передать в различные благотворительные организации.
Но самый главный подарок рыжеволосой Белоснежке судьба преподнесла в белом, полном дыхания жизни конверте: вскрыв его и прочитав одно-единственное слово, Николь поняла: седьмой гном по имени Кит — это и есть самый настоящий Принц из ее детской сказки.
А слово это было «любовь»...
И жили они долго и счастливо...
Кто знает, что случается дальше, когда сказка заканчивается, книга закрыта и остается только жизнь?
Всего через два года после свадьбы Николь и Кита случилось самое настоящее чудо: Кидман снова смогла забеременеть и впервые выносила своего первого ребенка. В июле 2008 года на свет появилась очаровательная девочка, которую счастливые родители назвали Санди Роуз — Воскресная Роза. Кит и Николь с радостью поясняют ее имя: во-первых, воскресенье — это их любимый день, в который они всецело принадлежат друг другу. Во-вторых, Санди — это имя известнейшей австралийской галеристки Санди Рид, и отец Николь как-то сказал дочери, что это подходящее имя для ребенка. А Роуз звали бабушку Кита.
Еще через два года в семье появился второй ребенок. Но в этот раз Николь с Китом решились на суррогатное материнство, потому что снова пройти через беременность для здоровья Николь, которой было уже за сорок, становилось небезопасно. Но вспоминая время ожидания появления их ребенка, которого вынашивала суррогатная мать, Николь признается, что ей было нисколько не спокойнее, чем во время собственной беременности: «Ты так же волнуешься, все ли хорошо с малышом. Так же беспокоишься, каким он родится, будет ли здоров. Ничуть не меньше». И потом, это такой же их с Китом ребенок, который стал новым человеком по имени Фэйт Маргарет. Фэйт, «вера» — потому что они очень верили в ее приход в этот мир! «Я думаю, любовь — главная эмоция нашей жизни, без нее я не могу жить, — признается Николь. — А когда у тебя появляются дети, приходит и ощущение, что ты можешь отдать за них жизнь. И это чувство — самое сильное из всех существующих. Оно меняет тебя и все вокруг».
А ведь поначалу на брак Николь с Китом Урбаном никто не делал больших ставок. Но именно он дал ей настолько надежный и теплый тыл, что сегодня она может себе позволить быть кем угодно в своей сказке. Они живут семьей на своем ранчо в Нэшвилле, где Николь выращивает лаванду и розы, собирает фрукты в саду — лимоны, сливы, абрикосы, из которых сама делает домашние джемы, а потом угощает друзей семьи. На лугу поместья пасутся коровы породы блэк ангус — той самой, что дает мраморную говядину для самых вкусных и дорогих стейков, а домашние курочки обеспечивают семейные завтраки свежими яйцами. И скажите, когда вы в последний раз читали газетную утку про роман Кидман с кем-то на стороне? Никогда! Похоже, она нашла в жизни то, что всегда искала — в сказках, в мечтах, в кино. Все сбылось! Но когда посетивший ее ранчо журналист одного глянцевого журнала захотел завершить свой репортаж в стиле голливудскго хеппи-энда и спросил Николь: «Признайтесь, сегодня вы абсолютно счастливы?» — та вдруг ответила: «Не совсем. Слишком большую цену я заплатила за это счастье...
Моя мама всегда внушала нам с сестрой, что мы должны быть самостоятельными и независимыми, чтобы ни в ком не нуждаться. Но лет с семнадцати я мечтала выйти замуж и стать матерью. Когда мой первый брак распался, я была в отчаянии. Но отец сказал мне тогда: «Что случилось, то случилось. Назад пути нет, так что иди вперед». Для меня идти вперед значило работать. И я отдавалась кино со всей страстью. В этом смысле после нашего с Китом бракосочетания ничего измениться не должно. У меня впереди семь фильмов, и я собираюсь сниматься до тех пор, пока мне будут предлагать хорошие роли».
Сегодня Николь Кидман занимает одно из самых высоких мест в пантеоне голливудских кинозвезд. Она сама выбирает роли — и сумма гонорара не играет для нее решающей роли. Еще в 1995 году, снявшись в фильме «Бэтмен навсегда», она получила свой первый миллионный гонорар размером в 2,5 миллиона долларов. За съемки у Стэнли Кубрика ей заплатили 6,5 миллиона. Сегодняшнее состояние Кидман оценивается в 250 миллионов долларов. Деньги ее больше не волнуют! Пора экспериментов «что я могу и могу ли?» тоже давно прошла: она уже доказала всем, и себе в том числе, что Николь Кидман — гениальная актриса, способная влезть в шкуру любой из своих героинь и слиться с нею. Перевоплотившись в Вирджинию Вулф, она курила сигарету за сигаретой и разговаривала сама с собой, точно как ее героиня, страдающая психическим расстройством. Она выдержала пресловутые 50 дублей одной сцены у Кубрика и сидение на цепи на съемочной площадке у Ларса фон Триера. Бывало, организм не выдерживал перевоплощения, как после съемок в «Портрете леди», когда Николь две недели провела на больничной койке с диагнозом «эмоциональный стресс». Но вот награда за такие реальные страдания ради эфемерного искусства — в 2020 году авторитетное издание The New York Times в своем списке величайших актеров ХХI века поместило имя Николь Кидман на пятую строчку. В ее фильмографии — более 80 фильмов за 40 лет! И среди них нет неудачных, провальных ролей. Есть слабые режиссерские работы или гениальные, но актерская игра Кидман почти всегда на высоте. К этому приучил ее балет: нельзя ничего делать вполсилы — стопа всегда натянута, спина ровная, руки изящные. Только так, иначе зачем? Но в дни свободы от съемок, которых у нее с годами не становится меньше — два, три, четыре больших фильма в год (минимум дважды за год она живет не своей жизнью), Кидман с милой усталой улыбкой произносит: «Все-таки такая жизнь изматывает... Когда-нибудь все это для меня закончится — все эти съемки, этот кинематограф».
«Мне интересно, сколько еще ролей мне отведено. Знаете, я расплакалась, когда на церемонии вручения «Оскара» встретила французскую актрису Эмманюэль Рива, номинированную за роль в фильме Михаэля Ханеке «Любовь». В то время ей было 86 лет. И я подумала тогда: «А что впереди у меня? Сколь долгий путь передо мной?»