– Николай Николаевич, вам часто приходилось играть именно в новогодних сказках?
– Несколько лет мне посчастливилось участвовать в праздничных новогодних постановках во Дворце пионеров. Для тех спектаклей сюжеты специально писались на артистов, которые будут заняты в представлении. В ТЮЗе было по-другому. Когда подходили новогодние праздники, нас просили сделать специальный новогодний спектакль. Но мы тогда пришли к общему мнению, что это нецелесообразно – ставить разовый спектакль. Мы придумывали некую игру, интермедию около елки... Потом появлялся Дед Мороз, поздравлял с Новым годом и говорил, что он сейчас сделает главный подарок детям – это спектакль. Необязательно новогодний. Мы могли подарить «Конька-Горбунка», «Неделю, полную суббот», «Ивана Царевича, Милолику и Кощея бессмертного», «Маленького принца» – в зависимости от возраста ребят. В интермедии тоже ориентировались на возраст. Например, если утром приходили младшие школьники, делали одну интермедию. Со старшими школьниками совсем по-другому шел разговор. В общем, были вариации. И после спектакля ребята получали подарки. Но спектакль всегда становился главным подарком.
– Вы всегда говорили, что для детской аудитории играть интереснее. Наверное, потому что взрослым не хватает доверчивости и открытости?
– Сказочные спектакли, как правило, адресованы младшим ребятам, а часто и вовсе тем, кто приходит в театр впервые. Например, «Конек-Горбунок» долгое время показывался на празднике первого посещения. Уже потом, взрослея, ребенок осваивал новый репертуар. Или, можно сказать, репертуар взрослел вместе со зрителем.
На протяжении 25 лет работы с Зиновием Яковлевичем Корогодским мы старались, чтобы не было так называемых культпоходов. Конечно, с одной стороны, это удобно – в классе есть о чем поговорить, но с другой – в театр попадают ребята, которым это вовсе не надо. Завладеть вниманием зрителей, которые попали в театр случайно, а не по велению сердца, практически невозможно. Тогда спектакль бессмыслен и для зрителей, и для артистов, которые в такой ситуации вынуждены подавлять зал. Это беда. Нужно, чтобы учителя, которые ведут к нам детей, тоже были заинтересованы. Но часто учителя идут пить кофе в буфет, пока дети смотрят спектакль. А вот когда на спектакли приходят семьями или с друзьями, выбирают именно ту постановку, которую хотели бы посмотреть, – счастье играть такой спектакль и думать только о том важном, что хочешь сказать от имени своего персонажа.
Мне гораздо интереснее играть в моем родном театре, чем во взрослом, хотя опыт работы для взрослой аудитории у меня есть. Во взрослых театрах тоже иногда играют сказочные спектакли, но я знаю, что там актеры этого не любят. А мы – любим.
В этом году мы сыграем новогоднее представление «Проделки Бабы-яги», что напоминает некий развернутый поэтический анекдот.
– Какой-нибудь случай, связанный с новогодними праздниками, вам запомнился?
– Друзья рассказали. Родители пригласили Деда Мороза и Снегурочку, чтобы пришли к ним домой и поздравили ребенка. Но малыш убежал от них с криком: «Это не настоящие! Не настоящие! Вот вчера в ТЮЗе был настоящий Дед Мороз!»... В моего Деда Мороза дети верят.
В музыкально-драматическом театре «Буфф» все без исключения артисты каждый год разыгрывают истории с участием главных зимних персонажей. Алексей ГУРО уже пятнадцать лет исполняет роль Деда Мороза.
– Алексей, не сомневаюсь, что вы каждый раз придумываете что-то новое. В каких сказочных обстоятельствах окажется ваш Дед Мороз в этом году?
– К школьным каникулам мы создаем новые постановки на всех наших сценах. На Большой сцене поставили «Стойкого оловянного солдатика», а в «Буффиках» пофантазировали на тему приключений Аладдина. В этом спектакле, который поставила молодой режиссер Катя Соболева, и появляюсь я – Дед Мороз.
– Зачем в восточной сказке символ русской зимы?
– Стоит прийти и посмотреть! В этом интрига. Представьте, у нас получилась новогодняя сказка про Аладдина – «Аладдин и джинн Лед». Сначала мы думали, что Дед Мороз, возможно, здесь не нужен, потому что много других персонажей. Но решили, что у нас есть елочка, детям обещан Новый год, а значит, Дед Мороз обязательно должен появиться и, по традиции, раздать всем подарки.
– Традиционный вопрос: можете припомнить чудесные случаи, происходившие в театре под Новый год?
– Постоянно что-то происходит, всего и не упомнишь! Все время случается что-то неординарное, потому что все дети непредсказуемые: приходят малыши 4 – 5 лет, ребята постарше – 6 – 7-й класс – и по-разному реагируют. Но мы стараемся, делаем все по-настоящему. Детей не обманешь, приходится выкладываться на двести процентов.
– А где-нибудь помимо родного театра приходилось подрабатывать Дедом Морозом?
– Бывало... В любом случае актеры вынуждены искать дополнительный заработок, так в любом театре. Новогодняя пора – возможность заработать, то, что называется халтурой. Только мне слово «халтура» не нравится, оно уничижительное. Это ведь та же работа, но не в условиях театра, а в условиях жизни. И Дедом Морозом доводилось подрабатывать, и проводить корпоративный вечер... Все это связано с импровизацией, с маленькими накладочками, которые я складываю в копилку своего актерского опыта.
– Вы волнуетесь перед тем, как выйти на сцену с мешком подарков?
– Да, и пока у меня в голове только одно – перевоплотиться в Дедушку Мороза, вызвать доверие и доставить радость.
В Санкт-Петербургском государственном детском драматическом театре «На Неве» уже более двадцати лет Деда Мороза играет заслуженный артист России Вячеслав ВАВИЛОВ, ведущий актер труппы. Он признался, что эта роль в какой-то степени определила его судьбу.
– Вячеслав Викторович, вы помните, когда впервые облачились в кафтан Деда Мороза?
– В 1992-м, когда Татьяна Аркадьевна Савенкова пригласила меня в детский театр «На Неве» и предложила попробовать сыграть Деда Мороза. Опыт у меня к тому времени был большой: я восемнадцать лет проработал в ТЮЗе, и в детских, и во взрослых спектаклях. И Деда Мороза тоже однажды играл, но то была комическая интермедия в спектакле «Открытый урок». Он весь состоял из актерских наблюдений, и в моем наблюдении Дед Мороз был уставшим артистом «Ленконцерта» – приходил поздравлять ребенка с Новым годом и тут же снимал бороду, торопясь на следующий вызов... То была всего лишь шутка. Здесь же, в театре «На Неве», я начал учиться – а роли Деда Мороза надо учиться, это не так просто. И теперь, уже много лет, получаю от участия в новогодних праздниках большое удовольствие.
– Неужели не надоедает каждый раз в зимние праздники...
– Ни в коем случае! Это же праздник для души! В нашем театре есть традиция – каждый раз под Новый год мы делаем новое шоу. В прошлом году была «Сказка о Василисе Прекрасной». Оказалось, что можно придумать много нового и в этой знакомой сказке. В этом году мы сделали спектакль «Приключения озорной девчонки, или Красная Шапочка». Я на сцене многое повидал, но и то удивился! Оказывается, Красная Шапочка – озорная клоунесса, мама у нее пляшет фокстрот, бабушка – цирковая артистка, Лиса выдает классный джаз, а Волк просто невероятный! И елки танцуют – я попал в страну чудес! Словом, Дед Мороз чуть не растаял.
– Вы воспринимаете жизнь как чудо – это счастье.
– Просто я благодарен тем людям, которые меня поддерживают и укрепляют мою веру в чудеса. Я восемнадцать лет отработал в ТЮЗе, которым руководил мой учитель Зиновий Яковлевич Корогодский... Но после его кончины многое изменилось. В 1992 году меня пригласили в театр «На Неве», и открылась дверь в волшебную страну. И я понял, что наконец-то на своем месте. Не могу выбрать одну любимую сказку, они мне все дороги. Ни в одной нашей истории нет трагического финала – они все призывают к действию, к торжеству добродетели. Благодаря нашим сказкам я сам становлюсь лучше. Вот что для меня главное.