Повторение без кольца
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Ирина Цырулева, Александр Волобуев, Евгения Перцева. Известия
Уход главы "Автодора" связывают со срывом сроков строительства ЦКАД
Смена главы госкомпании "Автодор" вряд ли позволит форсировать сроки завершения строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), считают опрошенные "Известиями" эксперты. Их срыв источники "Известий" называют главной причиной отставки председателя правления ГК Сергея Кельбаха. 500-километровая трасса, которую должны были сдать еще в 2018-м, по последним данным, не будет открыта раньше 2020-2021 года. Процесс затягивается в том числе из-за проблем с выделением земель под стройку и низкой заинтересованностью инвесторов. Чтобы его ускорить, нужны корректировки законодательства. Смена руководства "Автодора" проходила на фоне проверок правоохранительных органов.
ТРУДНАЯ ЦКАД
Распоряжение об отставке главы "Автодора" премьер-министр Дмитрий Медведев подписал 5 февраля, но известно об этом стало на следующий день. Сергей Кельбах руководил госкомпанией с конца 2011-го. А до этого, в 2009-2011 годах, занимал пост первого зампреда правления.
Новым главой "Автодора" назначен 59-летний Вячеслав Петушенко, который с августа 2018 года занимал должность первого зампреда правления госкомпании. По данным источника "Известий", близкого к ГК, "новую команду, в частности Вячеслава Петушенко, привел в компанию министр транспорта (Евгений Дитрих. - "Известия") и его поддерживает".
Источник в одном из профильных ведомств сказал "Известиям", что причиной отставки Сергея Кельбаха стал срыв сроков строительства ЦКАД.
О том, что к работе "Автодора" есть большие вопросы, стало известно еще в 2017 году. В отрасли предрекали его отставку после проверок Счетной палаты (СП), которая обрушилась на госкомпанию с критикой именно по поводу срыва сроков. В проект ЦКАД планировалось
вложить 300 млрд рублей. Заказчиком стал "Автодор", который должен был организовать государственно-частное партнерство.
Сдать ЦКАД планировалось в 2018 году. В 2014-м были разыграны первые лоты. В апреле 2017 года СП вынесла предписание "Автодору" в связи со срывом сроков строительства третьего и четвертого участков. Сообщалось, что в отношении госкомпании может быть принято решение о приостановлении всех видов операций по счетам.
Ранее коллегия СП также рассмотрела результаты проверки использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование ЦКАД. Для строительства дороги из ФНБ в 2015 году было выделено 21,7 млрд рублей. На 30 ноября 2016 года по пусковому комплексу № 1 стоимость принятых работ составила 1,03 млрд рублей, 2,1% объема работ, предусмотренных долгосрочным инвестиционным соглашением. А по пусковому комплексу № 5 - 2,9 млрд рублей, или 6,8% объема работ. В целом было отмечено, что "Автодор" не выполняет сроки проведения конкурсов и подрядчики также не выполняют свои обязательства
в срок. За несколько лет проект подорожал на 13,5 млрд рублей.
Осенью 2018 года на проблему обратил внимание Владимир Путин, он поручил Генпрокуратуре, Следственному комитету и СП "провести проверку соблюдения интересов Российской Федерации при заключении и выполнении государственных контрактов и обоснованности увеличения стоимости строительства ЦКАД".
В начале этого года госкомпания попросила Минтранс в очередной раз перенести сроки завершения работ. "Мы подготовили предложение в правительство РФ. Сегодняшнее состояние не позволит нам сдать участок ЦКАД-4 в декабре 2020 года. Сейчас срок - это октябрь 2021 года. Что касается первого, третьего, пятого (участков) - это октябрь 2020 года", - сообщал ранее Вячеслав Петушенко.
В Минтрансе и ГК "Автодор" отказались от комментариев по поводу того, сможет ли смена руководства компании повлиять на сроки строительства ЦКАД.
Госкомпания также не успела сдать в срок еще один свой крупный проект - трассу МП Москва - Санкт-Петербург. Дорогу длиной более 600 км
должны были открыть к ЧМ по футболу, в итоге ее обещают сдать в 2019 году. Стоимость проекта - около 450 млрд рублей.
ПО ЗАДАННОМУ ВЕКТОРУ
Директор ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов сказал "Известиям", что и Сергей Кельбах, и Вячеслав Петушенко - профессионалы. Однако он считает, что при новом руководстве не стоит ждать "никаких изменений в работе над крупными проектами", так как их фактически невозможно скорректировать.
- Для примера: у инвестиционного цикла серьезная протяженность во времени, то есть от идеи до подписания строительного контракта проходит
пять лет. Поэтому развитие будет идти по уже заданному вектору. Отойти от намеченного пути вряд ли удастся, - отметил Кирилл Иванов.
Схожего мнения придерживается и председатель общественного совета при Минтрансе Михаил Блинкин. Он считает, что, для того чтобы ускорить строительство крупных инфраструктурных проектов, нужно кардинально изменить законодательство. По словам эксперта, в США и Европе планирование таких проектов начинается задолго до их начала - иногда за несколько десятков лет.
- И законодательство за рубежом позволяет запретить строить что-либо на этих территориях (зарезервированных под дорогу. - "Известия"). В России действующие нормы не позволяют запретить стройку, для этого нужно внести изменения в Земельный, Градостроительный, Гражданский кодексы и в другие акты. У нас чрезвычайно плохо решен вопрос с землеотводом для самых важных федеральных строек. Мы принимаем штучные законы - например, для строительства к Олимпиаде в Сочи, но на системном уровне проблема не решена, - отметил Михаил Блинкин.
В целом, по его мнению, "Автодор" свои задачи выполнил: были созданы структуры, позволяющие строить платные дороги на основании государственно-частного партнерства (ГЧП).
Еще одна причина затягивания сроков - безответственное поведение концессионеров.
- Обычно компания, участвующая в концессии, больше заинтересована в соблюдении сроков, чем подрядчик, поскольку вложены частные средства. Но в России вклад частного концессионера очень маленький, поэтому и мотивация низкая,-указал Михаил Блинкин.
Ранее Счетная палата отмечала: по состоянию на ноябрь 2018 года объем внебюджетного финансирования ЦКАД составил всего 14 млрд рублей. То есть инвесторы не выполняют свои обязательства, что "не соответствует принципам ГЧП".
НАЗНАЧЕНИЕ С ПРОВЕРКОЙ
Так совпало, что в день назначения в офис к Вячеславу Петушенко, который тогда еще был первым зампредправления госкомпании, пришли правоохранительные органы. Это подтвердил "Известиям" источник, близкий к "Автодору".
- Приходили представители правоохранительных органов, беседовали с ним, задавали вопросы, - отметил он.
Предмета беседы собеседник не назвал, как не раскрыл и других подробностей. Представитель "Автодора" отказалась от комментариев, но подчеркнула, что проверяющие органы приходят в компанию регулярно и "Автодор" всегда сотрудничает с ними. Сообщалось, что проверка была связана не с работой Вячеслава Петушенко в госкомпании, а с его прежней деятельностью.
По данным источника "Известий", близкого к силовым структурам, у правоохранительных органов к нему действительно есть вопросы. В частности, Вячеслав Петушенко "подозревается в участии в ОПГ, похищавшей лес в Шатурском районе Московской области".
- Ориентировочный ущерб от незаконной вырубки - более 1 млрд рублей, - отметил он.
Вячеслав Петушенко с марта 2006 года работал в структурах Росавтодора, занимая должности сначала первого заместителя гендиректора, а затем гендиректора ФКУ "Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербурга Росавтодора". В 2014- 2015 годах - замминистра транспорта Республики Крым, после - советник руководителя Федерального дорожного агентства.
Директор ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов сказал "Известиям": проверки силовых структур не говорят о наличии вопросов к деятельности руководства госкомпании.
- У силовиков такая работа - приходить и что-то проверять, в любом госучреждении есть отдельное помещение для подобных проверок. Это абсолютно рабочая ситуация. Сам факт проверки еще мало о чем говорит, - подчеркнул он.
Куда перейдет на работу Сергей Кельбах, в "Автодоре" не говорят. Представитель компании лишь отметила, что "у него есть предложения". Ранее "Ведомости" допустили его назначение на должность заместителя гендиректора РЖД. Подтверждений получить не удалось, представитель РЖД отказался от комментариев.
Источник "Известий", близкий к РЖД, отметил: в повестку ближайшего совета директоров компании, который должен пройти на следующей неделе, вопрос о назначении Сергея Кельбаха на руководящую должность не внесен.
Справка "Известий"
"Автодор" управляет федеральными трассами М4 "Дон", МЗ "Украина", Ml "Беларусь", скоростной автодорогой МП Москва - Санкт-Петербург. Задача госкомпании - развивать платные автодороги в рамках государственно-частного партнерства и управлять ими. В частности, в рамках концессионных соглашений с частными инвесторами были построены выход на МКАД с автомобильной дороги М1 в обход города Одинцово и участок автодоро -ги Ml 1 от МКАД до Солнечногорска. На всех перечисленных выше трассах есть платные участки, больше всего их на М4.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.