Владимир Путин и Си Цзиньпин провели в сумме около восьми часов на переговорах во время визита китайского лидера в Москву. Его результаты призваны закрепить "стратегическое взаимодействие" между странами, как охарактеризовал его председатель КНР. Прежде всего, речь об углублении экономического сотрудничества.
В Москве было подписано 14 документов в области экономики, информации, технологий, культуры и туризма. Важнейшими следует считать "Совместное заявление об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху" и "Совместное заявление о плане развития ключевых направлений экономического сотрудничества до 2030 года". Также можно выделить "Меморандум о взаимопонимании между Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством коммерции КНР об углублении инвестиционного сотрудничества в области освоения и использования лесных ресурсов" и "Комплексную программу долгосрочного сотрудничества в области реакторов на быстрых нейтронах".
России и КНР есть чем похвастаться в сфере экономических связей. Товарооборот за 10 лет (которые Си Цзиньпин у власти) вырос более чем на 100%, достигнув в прошлом году 185 млрд долларов, причем с профицитом в пользу России, что для китайской внешней торговли нехарактерно. Следующая планка - в 200 млрд - будет скоро преодолена. Это, конечно, меньше, чем совокупный товарооборот в 1,5 трлн долларов КНР с ЕС и США (примерно 800 млрд и примерно 700 млрд, отсюда неизбежные оглядки Пекина на угрозы вторичных санкций со стороны Запада), однако важна динамика.
В основе российско-китайского сотрудничества по-прежнему лежит энергетика, роль этой составляющей в прошлом году еще более усилилась на фоне санкционной войны Запада. При этом Китай, разумеется, не забывает и о собственной выгоде, отношения в этой сфере носят коммерческий характер. Россия вынуждена переориентироваться на Восток в условиях "экономической войны", что приводит к "сопутствующим потерям", которые окупятся не сразу.
Россия уже заняла место стратегического поставщика энергоресурсов в КНР. По данным китайской таможни, импорт сырой нефти в Китай из России подскочил на 8% в 2022 году, до 86,25 млн тонн (1,7 млн баррелей в день), хотя общий нефтеимпорт в КНР сократился на 0,9% из-за замедления экономики. Это дало России 17% доли китайского нефтяного рынка. В этом году по объемам текущих поставок Россия впервые опередила Саудовскую Аравию. Да, нефть продается с дисконтом, на чем китайские нефтепереработчики сэкономили около 5,5 млрд долларов с апреля 2022 года по январь 2023 года. Однако дисконт - это обычная бизнес-практика, когда речь о начальном этапе отношений. По мере выхода китайской экономики из застоя цены на энергоносители вырастут. Мы тут в "одной лодке": российские поставки с дисконтом "выручат" китайцев, но в обмен Россия получает возможность получить - транзитом или напрямую - доступ к тем товарам и технологиям, на которые Западом наложено эмбарго. При этом российские компании-экспортеры вовсе не работают себе в убыток. По прогнозам, уже по итогам марта доходы от экспорта российской нефти могут вырасти за счет падения цены фрахта (идет отладка новой логистики) и повышения спроса в Китае и Индии.
Поставки в Китай стали во многом "спасением" для российских угольщиков после введения (летом прошлого года) европейского эмбарго. Поставки российского угля в 2022 году выросли на 20%, а импорт коксующегося угля удвоился, до 21 млн тонн. Если бы не узкие места в пропускной способности российских железных дорог на востоке, импорт мог бы быть еще выше. Средние импортные цены на российский коксующийся уголь составляли около 217,33 доллара за тонну в 2022 году. Что сопоставимо со средним показателем в 364,66 доллара за тонну австралийского коксующегося угля премиум-класса. Но надо учесть, что Китай нарастил импорт угля из России на фоне сокращения общего его импорта.
Импорт СПГ в Китай из России вырос более чем на 40% за 2022 год. И тоже несмотря на то, что общий объем импорта СПГ КНР в прошлом году упал на 19,5%. Китай платил в среднем чуть менее 20 долларов на миллион британских тепловых единиц (мм БТЕ) на тонну импортируемого российского СПГ, по сравнению со средней азиатской спотовой ценой на СПГ в размере 38,80 доллара/млн БТЕ в 2022 году.
По трубопроводному газу переориентация на восток предсказуемо идет труднее. Если удастся окончательно пробить (а Путин заявил, что согласованы уже практически все параметры) газопровод "Сила Сибири-2" (Китай до недавнего времени проявлял определенный скепсис по данному вопросу), то это даст увеличение поставок на 50 млрд куб. м газа в год. Совокупный объем экспорта трубопроводного газа из России в КНР по "Силе Сибири-1" составил в прошлом году около 15,5 млрд кубометров (на почти 4 млрд долларов). В нынешнем году планируется довести его до 22 млрд кубометров и до 38 млрд кубометров к 2027 году. В феврале 2022 года Китай также согласился закупать до 10 млрд кубометров газа в год к 2026 году по трубопроводу с Сахалина. Это, конечно, скромнее, чем некогда рекордные 177 млрд кубометров, поставленные в Европу в 2018-2019 годах, но Европа не оставила нам выбора (хотя поставки туда в прошлом году все еще составляли 62 млрд кубометров). На войне как на войне, даже если она энергетическая.
Важен и постепенный переход на торговые расчеты в нацвалютах, - этот курс будет продолжен, стало быть, будет снижаться зависимость от "токсичных валют", которые в любой момент могут быть заморожены. Владимир Путин заявил, что Россия в торговле со странами Азии, Латинской Америки и Африки будет переходить на расчеты в юанях. Хотя Индия, у которой не очень хорошие отношения с Китаем, предпочитает дирхамы ОАЭ. Доля юаня в расчетах за российский экспорт уже выросла с 0,5% в 2021 году до 16% на начало 2023-го.
Важно создание совместной группы по "Северному морскому пути". Притом что Китай придает повышенное значение мега-проекту "Один пояс - один путь", это можно считать шагом навстречу Пекина Москве. Как и договоренность о расширении сотрудничества в области освоения космоса, где КНР ведет себя в последнее время весьма "эгоистично", избегая лишних международных контактов, но где российский опыт и технологии могут быть весьма полезны.
В целом же визит Си Цзиньпина показал, что Китай не собирается отказываться от сотрудничества с Россией, даже несмотря на растущее давление на него Запада по этому вопросу. Такая позиция второй экономики мира для России сейчас, в период адаптации к жизни под санкциями, крайне важна.