В новой российской системе высшего образования будет три ступени. В подробностях о модернизации высшего образования на расширенном заседании Совета Российского союза ректоров рассказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Итак, каждый выпускник российской школы получит возможность выучить в вузе "базу" - то, что раньше делилось на бакалавриат и специалитет, а теперь будет называться "базовое высшее образование".
Срок обучения по "базе" - от 4 до 6 лет. Это будет соответствовать бакалавриату или специалитету. В презентации министра отмечено: этот уровень обеспечит "междисциплинарный, практико-ориентированный подход к подготовке кадров".
- Сегодня часто противопоставляют бакалавриат и специалитет. Думаю, куда плодотворнее будет уйти от противопоставления в сторону обсуждения гибкости сроков обучения, - пояснил Валерий Фальков. - Очевидно, что нужен баланс между фундаментальностью и применимостью знаний. При этом одна и та же программа может быть реализована в разные сроки. Это будет зависеть от характера профессиональной деятельности выпускника. Именно это отправная точка.
При этом точные сроки обучения будут устанавливаться исходя из потребности рынка труда и после консультаций с работодателями и так называемыми регуляторами.
- Этот механизм еще требует "шлифовки". Не должно быть монополии, - подчеркнул министр. - Мы должны учитывать мнение вуза, работодателей и тех министерств, которые отвечают за отдельные отрасли: минтранс, минсельхоз, минздрав и т. д.
Второй уровень - магистратура или специализированное высшее образование. В презентации о нем говорится следующее: оно обеспечит углубленную подготовку кадров и, что важно, доступ к нему будет открыт только для тех, кто получил базовое высшее образование. Сроки обучения -1-2 года, но также по запросу работодателей. До сих пор в магистратуре учились фиксированные 2 года.
- Раз уж у нас базовое образование с гибкими сроками, то и углубленное тоже. Тем более что уже сегодня есть мнения из вузов, где готовят инженеров и "айтишников": по некоторым направлениям магистратуры этих специалистов точно можно подготовить за год, - добавил Валерий Фальков.
Говоря о магистратуре, министр отметил, что это не обязательный вектор в получении образования. Более того, нужно сделать так, чтобы человек с базовым высшим образованием мог свободно строить карьеру и без диплома магистра.
- Надо поработать с рынком труда и работодателями, чтобы квалификационные требования в отраслях претерпели изменения, чтобы человек, окончивший школу и получивший базовое высшее, мог комфортно себя чувствовать на протяжении всей жизни.
Третий уровень образования - аспирантура (адъюнктура). Это уровень профессионального образования, направленного на подготовку научных и научно-практических кадров.
Кто сможет поступить? Те, кто получил базовое высшее образование, но со сроком обучения не менее пяти лет, или выпускники магистратуры.
Изменения в системе образования, конечно, коснутся не только формы и сроков занятий. Перемен будет много. Например, министр акцентировал: потребуется серьезно пересмотреть соотношение платных и бесплатных мест в магистратуре.
Сейчас, как высказался министр, там "море безбрежное" платников. Такого быть не должно, ведь магистратура - престижное образование.
Потребует обновить и процедуру приема в магистратуру.
- Здесь мы очень осторожно пока лишь предполагаем, что по ряду приоритетных направлений нужно будет обсудить вопрос соотносимости базового и специализированного высшего образования, - пояснил Фальков. - Есть такие магистратуры, куда без базы по тому же направлению поступить нереально. Согласитесь, странно поступать с программы "креативные индустрии" на направление "ядерная физика".
Также в ближайшее время будут переработаны и перечни специальностей и направлений подготовки в высшем образовании.
- Очевидно, что с учетом перехода к новой системе высшего образования перечни образовательных программ будут переработаны в самое ближайшее время, - отметил Валерий Фальков.
Что предлагается изменить?
Квалификация должна отражать область профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник вуза, по каждому направлению логично указать срок обучения исходя из потребностей экономики и с учетом требований рынка труда. Также наименования образовательных программ и направлений надо привести в соответствие с передовыми представлениями в области науки и техники.
Изменится и сам диплом. Сейчас в нем есть лишь уровень образования, например, "бакалавр" и направление подготовки. Срок обучения не указывается. Работодатели теряются, так как не получают от диплома необходимой информации о выпускнике. По-новому, в дипломе необходимо будет указывать количество лет обучения студента по тому или иному направлению.
Министр представил и образец нового документа - на примере диплома выпускника первой ступени образования. На образце написано: "Диплом о получении базового высшего образования. Документ об образовании и о квалификации". Далее - направление подготовки, например, "Информатика и вычислительная техника" и срок обучения, к примеру, 6 лет. А ниже - присвоенная основная квалификация, в нашем случае "инженер-программист". Далее - дополнительная квалификация, допустим, "педагог". Становится гораздо понятнее, чего ждать от выпускника. Есть все шансы, что диплом снова станет не просто "корочкой", как его сегодня воспринимают многие работодатели, а информативным документом, по которому можно будет судить об уровне и знаниях выпускника университета.
Мнение
Виктор Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова, академик:
- Срок обучения для фундаментальной подготовки высококвалифицированного специалиста должен быть не менее пяти лет. Преимущество специалитета для фундаментальных и приоритетных направлений очевидно - это непрерывность процесса обучения. Сейчас при переходе из бакалавриата в магистратуру образуются временные и качественные потери. Последний семестр 4-го курса бакалавриата практически не содержит часов теоретического обучения, а отводится на преддипломную практику и итоговую аттестацию. Летние месяцы полностью посвящены поступлению в магистратуру, - отметил ректор МГУ. - Теряется как минимум одна практика, что особенно критично для "полевых" факультетов. Традиционный специалитет должен стать основой подготовки специалистов, отвечающих современным потребностям экономики и социальной жизни России.