Концепция «тикток-дома» уже существовала в США. Например, 19 блогеров из объединения Hype House (только официальный аккаунт дома насчитывает сейчас 18 млн подписчиков) вот уже девять месяцев живут в огромном поместье с бассейном в Лос-Анджелесе. Их видео набирают в TikTok по 100 млн просмотров, благодаря чему они зарабатывают сотни тысяч долларов.
«Тикток-дом» – это своего рода кибуц для зумеров.
Участники объединения проводят вместе все время: работают, отдыхают, придумывают идеи для роликов и челленджей, ездят на экскурсии. Влюбляются тиктокеры тоже в соседей по дому (на радость всем фанатам, которые увлеченно следят за личной жизнью кумиров). Блогера, который ленится и не проявляет достаточно активного участия в жизни команды, могут выгнать коллективным решением. Таким же путем голосования приглашают и новых жильцов дома.
В России TikTok пока не так популярен среди пользователей и рекламодателей, как в США. Тем не менее только ленивый не слышал, что тиктокеры каким‑то образом рубят сумасшедшие деньги на дурацких танцах под русскую попсу. «TikTok не является основным источником дохода, но очень мощно увеличивает аудиторию. Из TikTok пользователи переходят в Instagram и YouTube блогера, где он уже зарабатывает деньги. Потому что пока все рекламодатели ориентируются именно на эти платформы», – объясняет Ярослав Андреев. С Даней все сработало именно по такому сценарию: он набирал популярность в TikTok, а параллельно рос и его аккаунт в Instagram. Другие популярные тиктокеры Аня Покров и Рахим Абрамов начинали с Instagram, но настоящую популярность тоже обрели, только когда скачали новую соцсеть.
Аня рассказывает, что вообще стала тиктокером совершенно случайно: «Я в Instagram наткнулась на видео из Mscly – так изначально назывался TikTok. Скачала себе приложение, сняла видео про актуальную тогда Диану Шурыгину, потом сделала еще пару роликов в Mscly, выложила их в Instagram, и они стали хорошо заходить. У меня уже было больше миллиона подписчиков, когда я соглашалась продвигать треки артистов за 3000 рублей, потому что просто не знала, какие цены озвучивали другие блогеры».
Реклама песен – основной способ заработка в TikTok. Пока международные бренды с осторожностью испытывают новую платформу, российские исполнители с удовольствием покупают у топовых блогеров услуги продвижения треков. «Реклама джингла – самый популярный вид интеграции. Это может быть какая-то музыкальная дорожка, ассоциирующаяся с брендом, или просто композиция любого исполнителя, который хочет продвинуть песню. Блогер снимает видео под этот трек, чтобы его прорекламировать. Стоимость одного такого поста – около 20–30 тысяч рублей», – делится инсайдами Андреев.
Фактически получается, что для блогеров TikTok – это трамплин и источник популярности, а для рекламодателей – идеальная платформа для размещения вирусной рекламы. Вполне возможно, вы не фанат Моргенштерна, но стоит вам провести в TikTok 15 минут, как вы начнете узнавать все его главные хиты. И стоит эта эффективная реклама значительно дешевле, чем постоянная ротация на радио или федеральном телевидении.
Крупные спецпроекты, которые участники Dream Team делали совсем недавно, например, с Pepsi и Honor, стоят, конечно, значительно дороже. Но эти доходы все равно не идут ни в какое сравнение с Instagram. «Это мой основной источник дохода, как и у всех. Благодаря этой соцсети я зарабатываю не меньше миллиона в месяц. Но у всех нас подписчиков в TikTok больше. Эта платформа влияет на нашу популярность и узнаваемость.
Даже блокировка социальной сети в США и во всем мире не повлияет на наши доходы.
Нас уже все знают благодаря TikTok. А зарабатывать мы можем где угодно», – считает другой популярный тиктокер Рахим Абрамов, написавший вирусный трек этого лета Fendi.
И он прав. Одна из самых популярных участниц Hype House Эддисон Рэй недавно разорвала контракт с объединением блогеров. Теперь она тесно дружит с кланом Кардашьян и запускает свой собственный косметический бренд Item Beauty. Учитывая, с какой маниакальной преданностью за ней следят ее 54 млн подписчиков, сомнений в том, что они сметут с онлайн-полок любые товары имени Рэй, нет никаких. Когда Рахим выпустил трек Fendi, около миллиона человек перешли на сайт бренда. Знакомые и друзья Абрамова присылали ему фотографии покупок из бутика.
При этом к своей популярности и сумасшедшим по меркам России заработкам ребята относятся крайне просто, как будто источник лайков и денег не иссякнет никогда. Например, Милохин все заработанное тратит на одежду. Только у нас на съемке он купил себе лук Off-White и худи Gucci. «Я еще недавно не хотел покупать машину, но передумал. Теперь хочу. У меня друг купил автомобиль, вроде Audi, я посмотрел на него и теперь тоже загорелся. Только мне нравится Corvette. А когда заработаю разом миллионов двадцать пять, обязательно куплю себе участок и построю дом», – планирует свои расходы Даня.
Рахим большую часть средств вкладывает в творчество: арендует студию на «Флаконе», снимает клипы и доводит до совершенства посты в соцсетях. «Я пока ни на что не коплю. Деньги, которые остаются, трачу на шмотки. Машину я уже себе купил, пока глобальных планов нет. Ну и я параллельно помогаю семье».
Аня тоже тратит часть гонораров на родителей. «Мама с папой видят, сколько я зарабатываю в соцсетях, и поддерживают меня. Хотя они изначально были всегда за меня, только боялись, что буду отвлекаться от учебы. Я не транжира, как Даня. Я коплю деньги. Бывает, что Даня столько шмоток себе купит, что ему приходится занимать бабки у меня. А я недавно купила папе машину. Сейчас коплю на автомобиль, хочу Mercedes. Не знаю, правда, зачем он мне в Москве, я боюсь тут водить».
Аня приехала в столицу только в марте этого года. До этого она жила в Волгограде с родителями. «Весной меня позвали в Dream Team. Ничего толком не объяснили. Ну, я взяла билеты на неделю. Подумала, что поживу там чуть-чуть и вернусь. Я была в первой четверке. На вокзале меня встречали Даня, Настя Усеева и мой менеджер Никита. В итоге я вернулась в Волгоград через четыре месяца, чтобы обнять родителей и уехать обратно».
Но быть успешным тиктокером можно и без участия в каком-либо объединении. Например Рахим, хоть и сотрудничает с WildJam, не относится ни к одному из домов, которые ведет агентство. Он независимый блогер, который сам сочиняет треки, придумывает челленджи (в TikTok это преимущественно танцы) и планирует контент. При этом он постоянно сотрудничает с другими тиктокерами. Участники Dream Team снимают видео под трек Рахима Fendi, а он поддерживает хиты Дани «Подонок» и «Я дома» и песню Ани «Не игра в «Симс».
Создание музыкальной композиции – главный сегодня тренд для всех тиктокеров. Собственная песня и вирусный танец под нее существенно влияют на популярность блогера. Во время режима самоизоляции трек «Я дома» Милохина стал настолько известным, что Даню позвали в эфир «Вечернего Урганта» и пригласили записать совместный трек Тимати и Джиган. Разумеется, скептики и критики скажут, что называть песни тиктокеров музыкой – это кощунство, но тем не менее запись даже такого простого на искушенный взгляд трека – это деньги, время и усилия. «Мне нравятся люди, которые пишут, что мы дебилы, зарабатывающие бабло тем, что пляшем под дурацкие песни. Вот эти ребята – явно большие молодцы, тратят время с пользой.
Для нас сейчас TikTok – это работа. Это раньше все было просто, весело и забавно.
А сейчас нам приходится рано вставать, целый день работать допоздна, ездить на съемки, развиваться, думать над контентом», – говорит Даня, которого на следующий день после нашей встречи ждут бесконечные съемки для телевизионного проекта.
«Кажется, что TikTok – это просто, но там приходится очень много раз переснимать видео, прежде чем оно тебе понравится. Например, в Instagram все гораздо проще: запостил красивую картинку, рассказал историю в сторис, и все. С TikTok же в принципе работать становится сложнее. Он уже не дает таких просмотров, как раньше. У меня сейчас набирается по миллиону, иногда по два, но поначалу можно было легко срубить и пять, и шесть миллионов просмотров. Сейчас подняться в рекомендациях гораздо тяжелее, – считает Аня. – Но даже когда окончательно устану быть блогером, не пропаду. Я вообще почти получила режиссерское образование, сейчас на четвертом курсе, оканчиваю университет. Не знаю, как буду совмещать учебу с жизнью в Москве и соцсетями, но ради мамы получу диплом режиссера театрализованных представлений и праздников. Если что, буду потом тамадой!»
Даня и Рахим тоже устают от TikTok и постоянного создания контента, но пока не задумываются, что будет, если блогерство надоест им самим или всему миру в целом. Абрамов планирует активно заниматься музыкальной карьерой, а Даня уверен, что после TikTok появится новая социальная сеть, в которой они смогут активно развиваться. «Не понимаю, как можно рассуждать о своей работе и популярности в формате «надоело или нет». Я хотел добиться того, что имею сейчас. Мне повезло. И это значит, что я должен продолжать работать и развиваться».
Фактор везения в TikTok крайне важен. Рахим, как и Даня, верит, что просто взломать алгоритм платформы и как-то искусственно попасть в рекомендации невозможно. «У TikTok два важных преимущества: во-первых, это самая «залипательная» платформа, где можно часами смотреть ролики, а во-вторых, популярным в этой соцсети может стать любой человек. Когда я был маленьким, жил в Сибири и шатался по подъездам, у меня не было такой платформы, чтобы внезапно стать знаменитым. А у современных детей есть». И никакие запреты и блокировки не смогут остановить зумеров, которые готовы зарабатывать миллионы рублей и долларов, чтобы просто жить красиво и покупать все, что придет в голову.