Корреспондент «АиФ» побывала в Крыму в отпуске и решила поделиться своими впечатлениями и найденными ей способами экономии.
«Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Эта цитата Вуди Аллена в последние годы из-за пандемийных и иных ограничений стала невероятно актуальной. А уж мою жизнь она описывает в полной мере.
Если бы кто-то рассказал мне, что я буду проводить все свои отпуска в Крыму, еще 3 года назад, я бы рассмеялась в голос. Крым — это моя вторая Родина. Здесь родилась моя мама, здесь я проводила у бабушки каждые летние каникулы. Но родственников давно нет в живых, и Крым оставался милыми детскими воспоминаниями. Отпуск наша семья традиционно проводила в Италии, с которой связан муж. Но сперва 2-летняя пандемия, теперь логистические проблемы — вылететь из РФ реально можно только через Стамбул или ОАЭ. Понятно, что все, рвущиеся в ЕС и остальные страны мира, летят с пересадкой там. И понятно, что цены за один билет туда стартуют от 30 тысяч. А если в семье трое детей? Так в жизни семьи опять возник Крым.
Дорога
В Крым едут поездами компании «Гранд Сервис Экспресс». Билетов до середины августа в Симферополь найти уже почти нельзя. Но недавно был запущен дополнительный состав Москва — Ялта. Поезд доезжает до Керчи, и там пассажиров пересаживают в автобусы. Заявленное время в пути 1 д. 15 ч. 30 мин. Такие билеты пока доступны.
Заявленное время в дороге на автобусе из Москвы — 27-36 часов. Наверняка этот способ подойдет для молодежи, но с детьми да в жару я б лично не рискнула.
На машине от Москвы до полуострова через Крымский мост 1800 км пути. Существенная часть дороги лежит по платной магистрали «Дон», а также уже в Крыму по «Таврии». Там ехать одно удовольствие — скорость нормальная, пробок нет, покрытие новое. Часть пути — от Ростова-на-Дону до окрестностей Крымского моста — по дорогам, где в каждую сторону идет только по одной полосе. То есть если перед тобой едет фура или трактор, обогнать медленное средство передвижения — дело небыстрое. Дороги эти идут прямо через станицы и поселки, где тоже ограничение движения в 40 км в час. Дорога живописнейшая, но скорость небольшая, и это не на пользу общему времени, которое приходится провести в пути. Как назло, именно на этом участке дороги — в Краснодарском крае — самое дикое пекло. Если в Ялте было +26, то в станице Ольховской, где мы останавливались на ночлег, было в этот же день +36.
Многие умудряются проехать весь путь без остановок, но мы не захотели рисковать ночным переездом, который как раз бы и пришелся на узкие проселочные дороги Краснодарского края. Кто-то заезжает в Ростов-на-Дону. Там, конечно, комфортнее, но это как минимум плюс 2-3 часа к общей дороге. Да и цены в «городских» отелях на нашу компанию начинаются от 4000. Мы предпочли остановиться в придорожной гостинице. Цена ночи в «нашем» придорожном отеле с чистым бельем и кондиционером — 2300 рублей на пятерых.
Стоимость платного проезда в одну сторону — 2000-2300 рублей в зависимости от дня недели или времени суток. Платные трассы сменяют одна другую, и заранее добытый транспондер сэкономил нам минимум час времени.
Бензин в одну сторону обошелся нам в 7000 рублей. Тут обязательно нужно экономить, заранее скачав в мобильный приложение одной, а лучше двух заправок. Мы пользовались Шелл, которая, вопреки всем разговорам, вовсе никуда не ушла с рынка, а также Роснефтью. Но на дороге есть заправки на любой вкус. Благодаря маленькой хитрости потратили где-то на 1000 меньше.
Еды в дороге полно — и на заправках, и в массе гостиниц и столовых. Но такие остановки — тоже трата как денег, так и сил. На самом деле отсутствие движения и монотонная езда не прибавляют аппетита. И многим достаточно иметь с собой термос с чаем или кофе, а также контейнер с домашней едой.
Что изменилось на трассе в этом году? Помимо традиционных фур, которых, кстати, стало существенно больше — видимо, они теперь активно везут турецкие товары из порта Туапсе — немалое количество военной техники с буквой Z на борту. Едут в обе стороны. Везут гаубицы и танки, крытые машины, видимо, снаряды. Туда и особенно обратно много авто с солдатами. Все это каким-то непостижимым образом нормально вписывается в мирный пейзаж с колосящимися и вьющимися сельхозкультурами, в немеренное число машин из самых разных регионов, забитых, как и наша, детьми. Задние стекла краснодарских, ростовских и крымских легковушек очень часто также украшены Z.
Отношения местных к военным и войне скорее не «ура-патриотичное», а мирно-дружественное. Здесь как раз как-то очевидно начинаешь ощущать, что для местных дилеммы — поддерживать спецоперацию или нет, даже не стояло. Это для них само собой разумеющееся и явно долгожданное событие.
На дорогах много легковушек с номерами ДНР, ЛНР, Абхазии и тут же — украинские. Все едут вместе, легко общаются на бензоколонках и на многочисленных придорожных ярмарках, покупая в дорогу клубнику по 100 рублей, горох по 150, арбузы, орехи, мед.
Проживание
За 4 последних поездки мы проверили несколько вариантов возможного проживания. Расскажу коротко о каждом.
Дорогая гостиница
«Мрия», «Ялта Интурист», «Порто Маре», «Ривьера Санрайс»
Вопреки расхожему и, если честно, во многом правдивому мнению, что Крым, в отличие, скажем, от Сочи, глубочайше провинциален — здесь, безусловно, есть свои островки цивилизации. С нормальным шведским столом, хорошим ремонтом, бассейнами с морской водой, приятными пляжами, анимацией и даже концертами неких реальных звезд.
Очень дорогие. В самом модном местном отеле ночь на пятерых еще год назад стоила от 50 тысяч. Сейчас цены несколько снизились — «спасибо» отсутствию самолетов. Человек, готовый выложить такую сумму, точно не станет трястись к месту отдыха в разваливающемся автобусе без туалета. Цены стали чуточку адекватнее, но нельзя сказать, что упали донельзя. В начале июня еще были скидки, но сейчас их уже нет.
Санаторий
«Ай-Петри», «Мисхор», «Славутич», «Айвазовское»
Туда сейчас едут не только за лечением. Санатории в абсолютном большинстве поняли, что на соцпутевках им не выжить, и стали принимать обычных отдыхающих. Как правило, в этих советских корпусах сделан нормальный косметический ремонт, еду превратили в сносный шведский стол, местные ребята с большим азартом работают аниматорами, предлагая дамам в возрасте аквааэробику, а детям — танцы на пленэре. Плюс к тому желающие могут прямо на месте приобрести лечебные программы или отдельные процедуры. И врачи с медсестрами здесь работают профессиональнейшие.
Частный сектор
Многим памятны, если не по собственному детскому опыту, то по советским фильмам, сдаваемые в Крыму койки и сараюшки. Так вот, печально, но факт. Весь современный частный сектор — отношу сюда не только сдаваемые в личных домах и квартирах комнаты, но и частные отели — это все тот же самый глубочайший «совок». Но такой отдых — с обедами в городских столовых, с городскими пляжами, забитыми под завязку потными телами, с маленькими захламленными старой мебелью «номерами» — до сих пор привычен и понятен нашим людям, не избалованным даже турецким сервисом. Ну а раз приезжающим ок, то какой смысл хозяевам этого частного сектора улучшать сервис?
Еда
В Крыму нет привычных нам сетевых ретейлеров. Есть свои сети, но существенная часть магазинов продуктов больше напоминает сельпо. Зато и продукты там сделаны по еще советским стандартам качества. Поэтому хлеб пахнет хлебом, а молоко — молоком. Там невероятное число закусочных и ресторанов на любой вкус и кошелек. Не попробовать местные чебуреки — это просто преступление. Цены, если не брать реально пафосные места, ниже московских и существенно.
Про спецоперацию
Крым вовсе не живет военной операцией. Да, здесь празднично встречают героических моряков и ВДВшников. Здесь на 2 года посадили бабку, посмевшую надругаться над могилой погибшего в спецоперации бойца. Здесь мэр Севастополя буднично отчитывается о том, что хлопки, которые слышали горожане, это проверка работы служб ПВО. И жители не ахают от каждого такого сообщения, а спокойно продолжают работать. Кто-то строит новые отели для будущих отдыхающих. Кто-то смешивает сладкие коктейли для детей на пляже или катает их по морю на бананах. Кто-то продает клубнику из Херсона по 50 рублей за кг. Здесь течет размеренная южная жизнь. И здесь очень надеются, что уже совсем скоро никаких страхов отдыхающие испытывать не будут. И вспомнят наконец о красоте Ласточкиного гнезда, Долины Привидений, о куче музеев — в большинстве своем заботливо сохраненных — помнящих и Максимилиана Волошина, и Антона Чехова, и членов императорской семьи, и Сталина с Рузвельтом.
Крым в цифрах (расчет в рублях)
Дорога в одну сторону
Автомобиль — 9000-10 000 (2000-2300 платные дороги + от 7000 бензин).
Автобус — 4200-5000.
Поезд:
- плацкарт — 4500-5500;
- купе — 7200-10 000;
- СВ — 20 000;
- люкс — 100 000.
Самолет:
Этот путь недоступен — аэропорт в Симферополе пока закрыт.
Проживание (2 взрослых и 3 детей, неделя)
Дорогая гостиница — 110-130 000.
Санаторий — 60 000.
Апартаменты или частная гостиница — 35-50 000.