Торговлю обяжут указывать стоимость продукции за килограмм или литр. Как выяснили "Известия", такой законопроект получил поддержку правового управления Госдумы и может быть принят уже в октябре. Это поможет избежать случаев, когда продавцы снижают вес товара при сохранении размера упаковки и отпускной цены, а также уменьшают количество продукта в упаковке без изменения цены -например, продавая девять яиц в упаковке вместо десяти.
Госдума в октябре рассмотрит в первом чтении законопроект "О внесении изменения в ст. 10 закона РФ "О защите прав потребителей". Им предлагается обязать торговые сети и магазины указывать цену за единицу измерения товара - за килограмм или литр. Законопроект получил положительный отзыв правового управления ГД и рекомендован к рассмотрению, следует из документа, с которым ознакомились "Известия".
В профильном комитете по промышленности и торговле подтвердили: законопроект будет рассмотрен в осеннюю сессию и может быть принят в первом чтении в октябре.
- Россияне привыкли по традиции покупать эталон объёма или веса товара - например, литр кефира или определённое количество яиц в упаковке. Однако сегодня можно увидеть, что цена за товар не меняется или становится немного дешевле, а вот количество продукции сокращается. Например, вместо десяти яиц в упаковке продаётся девять, вместо 1 л - 900 или 800 мл, - пояснил необходимость принятия законопроекта его автор, вице-спикер Госдумы Борис Чернышов.
По его словам, такая ситуация вызывает раздражение и недоверие потребителей.
- После принятия законопроекта мы будем вносить изменения в КоАП, чтобы предусмотреть наказание за невыполнение данного закона, - отметил депутат.
Обязательство магазина указывать не просто цену за товар, но и стоимость пропорционально весу, объёму или количеству повысит информированность потребителей, полагает зампред комитета по бюджету и налогам Каплан Панеш.
- Людям будет проще выбирать ту или иную марку исходя из соображения цена-качество. Условно два пакета молока стоят одинаково, но в одном ровно литр, а в другом 950 мл. Значит, вторая марка дороже. Но с первого взгляда это неочевидно. Так что указывать кроме стоимости товара и цену за конкретный объём - логично, - сказал депутат "Известиям".
Он обратил внимание на то, что некоторые торговые сети и так это делают, хотя пока закон их и не обязывает.
- Полагаю, что у тех производителей, которые пытаются хитрить с ценами, намерение узаконить такую практику вызовет критическую реакцию. Но на работе добросовестных предприятий это отразиться не может. Люди как покупали хлеб, молоко, мясо, макароны и другие продукты, так и продолжат вне зависимости от фасовки. Но потребители будут более осознанно выбирать торговую марку. Проиграют лишь те, кто хочет обмануть, - подчеркнул Каплан Панеш.
"Проект федерального закона направлен для подготовки официального отзыва в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти", - сообщили "Известиям" в пресс-службе кабмина.
Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев сообщил, что в Ассоциации компаний розничной торговли в курсе данной инициативы.
- Действующее законодательство РФ по защите прав потребителей и правила продажи товаров уже регламентируют порядок информирования покупателей о стоимости товара, его характеристиках. А для непродовольственных товаров и товаров, отпускаемых на вес, те же нормы требуют указывать стоимость за единицу веса или объёма. Применение предложенных норм приведёт к усложнению информации о ценах для покупателей и росту издержек розничных операторов, - заявил он "Известиям".
По его словам, предприятия торговли получают готовые к продаже продукты от производителей в упаковке и по стоимости веса, указанного на ней.
- В связи с этим представляется весьма затруднительным пересчитывать вручную в абсолютные килограммы и литры стоимость товаров в мелкой упаковке непосредственно на предприятии торговли. Это приведёт к значительному удорожанию процессов выкладки товаров и изготовления ценников, - отметил Игорь Караваев.
Он обратил внимание на то, что крупные торговые сети для дополнительного привлечения потребителей и так размещают на ценниках расфасованных продовольственных товаров цены за единицу товара и за килограмм такой продукции. Также на этикетках расфасованных и упакованных продовольственных товаров, например кондитерской, овощной, колбасной, мясной, рыбной продукции и так далее, производителями и продавцами зачастую указываются и цена за килограмм, объём и стоимость единицы расфасованного товара.
- Полагаем, что и в дальнейшем подобная практика не должна быть обязательным требованием, а может использоваться в качестве конкурентных преимуществ для привлечения потребителей, - сообщил он.
"Известия" направили запросы в крупнейшие торговые сети страны, в том числе в "Ашан", "Ленту", "О'кей", Х5 Group и другие.
Председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ заявил, что инициатива заслуживает поддержки.
- Мы этого добивались от правительства, когда только готовились правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи. Это был конец 2020 года. Была очень серьёзная дискуссия по этому вопросу в рамках рабочей группы по "регуляторной гильотине" в сфере торговли. Тогда представители бизнеса проголосовали против этого и убедили не вносить эти изменения, - пояснил он "Известиям".
По его словам, в итоге в правилах сейчас говорится, что на товаре необходимо указывать его наименование, вес, цену за единицу измерения товара или вес, дату фасования и срок годности.
- А мы добивались, чтобы вместо "или" было "и". Так делали в финской сети гипермаркетов Prisma, пока она не ушла из России, а также в "Ашане". Ведь для потребителя очень удобно, когда есть возможность сравнивать, потому что всё больше людей сегодня выбирают то, что дешевле. Как правило, они покупают привычные продукты, например, я всегда покупал масло 200 г в пачке, но сейчас оно уже есть и по 170-180 г, - отметил эксперт.
При этом Пётр Шелищ убеждён, что если норма появится в законе, а не в правилах, то это требование будет сложнее игнорировать.
Другой точки зрения придерживается глава "Общественной потребительской инициативы" Олег Павлов.