Бесплатный беспроводной интернет в метро появился в 2013 году сначала только на одной Каховской линии, затем — на Кольцевой, а уже через год Wi-Fi был доступен во всей подземке. Это один из многочисленных проектов, который удалось реализовать команде мэра Москвы Сергея Собянина за последние пять лет. По статистике, сегодня каждый четвертый пассажир ежедневно пользуется беспроводным доступом в Сеть.
Идею охватить все московское метро бесплатным интернетом скептики поначалу раскритиковали. Зато сейчас эксперты называют этот проект революционным. Он не имеет аналогов в мире. Во-первых, потому что данный сервис абсолютно бесплатный для пользователей. Во-вторых, при его реализации не привлекались бюджетные средства — это полностью коммерческий проект. Его окупаемость достигается исключительно за счет рекламы пользователям Wi-Fi.
Технически беспроводная сеть московского метро выглядит следующим образом. В каждом вагоне установлен Wi-Fi-роутер, который раздает пассажирам доступ в интернет. Такими устройствами сейчас оборудован подвижной состав на всех линиях подземки. В свою очередь, сам роутер получает доступ в интернет от базовых станций, которых по всему следованию поездов установлено около тысячи, расстояние между ними — примерно 450-900 м.
Причем саму систему беспроводного интернета постоянно расширяют и модернизируют. Так, в сентябре этого года Wi-Fi стал доступен на двух пересадочных узлах: «Бульвар Дмитрия Донского» и «Улица Старокачаловская», а также на станциях «Деловой центр» и «Выставочная». На этих переходах пассажиры теперь имеют возможность подключиться к Сети в вестибюлях, на эскалаторах и платформах.
Это очень удобно пользователям, которые подключились к Сети в вагоне поезда, а потом вышли на станцию, или наоборот. Получается, им уже не нужно проходить повторную авторизацию. По словам генерального директора компании оператора Wi-Fi в метро «МаксимаТелеком» Бориса Вольпе, по просьбам пассажиров в рамках проекта была реализована так называемая бесшовная авторизация, благодаря которой не требуется переподключение к Сети при переходе между станциями.
«Пока никаких ограничений по количеству или времени сессий для пользователей на станциях нет, — объяснил Вольпе. — Первое время вместе с коллегами из Московского метрополитена мы будем собирать обратную связь и анализировать пользование Сетью пассажирами, чтобы посмотреть, насколько этот сервис востребован и целесообразен».
Кроме того, недавно новые пользователи получили возможность регистрироваться в Сети через Единый портал госуслуг — такая функция идентификации в беспроводной сети, по словам представителя компании — оператора Wi-Fi «МаксимаТелеком» Ильи Грабовского, работает на всех линиях метрополитена. Он также добавил, что с помощью одной учетной записи на портале можно пройти идентификацию на пяти различных устройствах — достаточно только один раз пройти упрощенную регистрацию, указав номер мобильного телефона или электронную почту. «Благодаря нововведению процесс входа в сеть Wi-Fi занимает меньше времени», — отметил Грабовский.
Следующая ступенька в развитии системы беспроводного интернета в столице — это установка Wi-Fi в наземном общественном транспорте. По словам руководителя департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова, сейчас готовится конкурсная документация на установку Wi-Fi в автобусах, троллейбусах и трамваях и к концу этого года в них уже должен появиться беспроводной интернет.
Сделать город максимально комфортным для горожан — это одна из приоритетных задач, которую поставили столичные власти. Масштабные работы по обновлению и строительству транспортной инфраструктуры активно проводятся последние пять лет. Они включают как реконструкцию вылетных магистралей, строительство метро — согласно планам столичных властей, в 2020 году протяженность метро будет составлять 466 км линий, из них 161 км — новые, — так и обновление подвижного состава.
Составы с новыми современными вагонами курсируют сегодня по всем линиям метро. Также активно обновляется автобусный парк: около 60% автобусов и 70% троллейбусов в прошлом году заменили на современные низкопольные.
«Подвижной состав должен быть удобен для горожан и соответствовать самым строгим параметрам экологичности и безопасности, — считает генеральный директор «Мосгортранса» Евгений Михайлов. — В общей сложности на закупку нового транспорта мы направили 2,35 млрд рублей из собственных средств».
«Нам часто задают вопрос, насколько городской транспорт готов к увеличению пассажиропотока, если часть автомобилистов решит отказаться от машин, — рассказал Ликсутов. — Так вот, наземный городской транспорт, и метрополитен, и железнодорожный транспорт готов к увеличению объемов перевозок, мы не видим никакой проблемы, чтобы еще 10-15% пассажиров могли легко воспользоваться городским транспортом».
Штрихи
Ежедневно в сети Wi-Fi регистрируется более 1,1 млн уникальных подключений и более 8 млн подключений в месяц. В среднем дневной пассажиропоток Московского метрополитена составляет порядка 8,5 млн человек, из которых беспроводным интернетом пользуются более 25%.