До того, как науки о естествознании начали обособляться в отдельные дисциплины, все они были объединены в рамках единого предмета – «натурфилософии». Ее основоположником считается знаменитый мудрец Фалес Милетский, живший в VII-VI вв. до н. э. в Малой Азии. Фалес и другие античные мыслители начали объяснять явления природы, исходя из материального, а не сверхъестественного начала. Сам Фалес считал первоосновой вещей воду, его младший современник и земляк Анаксимен – воздух, а, к примеру, космолог Ферекид (V в. до н. э.) – землю. В свою очередь, ученику Фалеса и учителю Анаксимена Анаксимандру Милетскому принадлежит первое из дошедших до нас высказываний об устройстве земной коры. Анаксимандр рассуждал, что «земля, ссыхаясь вследствие чрезвычайной сухости сильной жары или размокая после сильных дождей, дает довольно большие трещины».
Бурный воздух
Живший в V веке до н. э. афинский философ Анаксагор указывал, что земля по природе своей «равномерно пористая». Позднее о существовании подземных пустот говорили и учитель Сократа Архелай, и философ Диоген Аполлонийский, и основатель атомистики Демокрит, и основатель исторической науки Геродот, и Платон, и другие древнегреческие мыслители. Греция изобилует карстовыми пещерами, а многие реки то скрываются под землею, то вырываются на поверхность.Авторы приводили разные предположения о том, что содержится в этих подземных пустотах – одни называли воздух, другие – огонь. Одновременно появились предположения о том, что пустоты в недрах земли заполнены водой, что существуют гигантские подземные водоемы. Натурфилософ Гиппон, живший в V в. до н. э., считал, что недра земли изобилуют пресными водами, а наземные реки изливаются из этого «бездонного запаса». Сократ в платоновском диалоге «Федон», сидя в день своей казни в кругу учеников, рассуждает, что впадины земли «связаны друг с другом подземными ходами разной ширины, идущими в разных направлениях, так что обильные воды переливаются из одних впадин в другие, словно из чаши в чашу, и под землею текут неиссякающие, невероятной ширины реки – горячие и холодные».
Античные мыслители уже прекрасно знали, что земной ландшафт не пребывает в неизменном состоянии, и что там, где сейчас плещется море, завтра могут воздвигнуться горы – и наоборот. Большинство древнегреческих авторов считали причиной изменений облика поверхности планеты землетрясения. Они, по мнению философов, могли приводить не только к возникновению трещин, провалов и подвижек земной коры, но и к возникновению новых островов, оторванных от материка. А поскольку и Греция, и Малая Азия входят в число сейсмоопасных зон, античные мыслители пытались найти причину землетрясений из практических соображений. Мифы о «колебателе Земли» Посейдоне и прочих богах уже не могли удовлетворить любознательную натуру. Натурфилософам хотелось получить научные сведения о сотрясениях почвы, чтобы заранее предупреждать о них соплеменников.
Анаксимандр считал, что землетрясения вызывает «бурный воздух», в чрезмерном количестве устремляющийся в трещины, образовавшиеся в рассохшейся от жары или размокшей земле. «По этой причине землетрясения приходятся или на жаркие времена, или на времена чрезмерного падения небесных вод», – отмечал философ. Анакисмен же полагал так: «Земля, будучи орошаема дождем и высыхая, растрескивается и сотрясается вследствие падения растрескивающихся по указанным причинам холмов. Вследствие этого происходит землетрясение при засухах и, с другой стороны, при сильных дождях. Ибо при засухах, как сказано, земля, высыхая, трескается, а когда она слишком сильно орошается водами, то проваливается». Спустя два тысячелетия эту мысль развил Рене Декарт, приводивший в своих трудах подобные же причины сотрясений земной поверхности.