Они говорят, что нашли друг друга, и у них счастливые планы на будущее. Сергей БЕЗРУКОВ и Анна МАТИСОН рассказали ELLE о своем новом фильме, об исполнении желаний и о том, как обрести любовь.
Первая совместная работа актера Сергея Безрукова и режиссера, сценариста и драматурга Анны Матисон вышла на экраны 1 января. Картина «Млечный путь» — это трогательная новогодняя комедия. Но какие могут быть шутки, если главная тема фильма — любовь! Могу подтвердить: ни у кого из тех, кто общается с ними, даже на миг не возникает сомнения, что Анна и Сергей абсолютно «в теме». И оба, сияя глазами, по-детски упрямо и трепетно оберегают свои чувства. Он и она так старательно уходят от личных вопросов, что каждый ответ превращается в доказательство от обратного. Впрочем, я не ищу улик. Между ними — 10 лет разницы в возрасте и то физически ощутимое поле высокого напряжения, которое возникает между влюбленными. Она нашла своего актера, он — своего режиссера, о котором мечтал всю жизнь. Что же тут можно добавить еще?
ELLE О чем ваш первый совместный фильм?
АННА МАТИСОН Для меня он — про ощущение дома. Знаете, как иногда бывает, — когда холодно, одиноко и жить не очень хочется, то возникает чувство: «Хочу домой». Это чувство безопасности, которое было в детстве и исходило от самого понятия «дом», взрослые часто теряют. Человек живет-живет, устает от того, как живет, и кажется, что уже ничего хорошего у него быть не может, если не случится каких-то перемен. Мне хотелось воссоздать это чувство дома — и чтобы для этого все не менялось где-то вовне, а внутри все наладилось.
СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ А мне просто очень понравился сценарий. Трогательная, понятная, человеческая история. С одной стороны, новогодняя, а с другой — в ней все очень по-настоящему, без «поддавков» и желания, как это бывает, специально развлечь на Новый год.
А.М. Только не думайте, что мы такое грустное кино сняли, — это очень смешной фильм, комедия!
ELLE Чем еще для вас этот фильм — особенный?
С.Б. Ощущением счастья! Там вообще какие-то чудеса происходили. У многих и жизнь менялась, и заметно в лучшую сторону. Понимаете, обретение дома — это обретение человеческого счастья. Начинаешь по-новому переосмысливать свою жизнь — все, что было до этого. И практически у каждого в нашей съемочной группе происходило такое. У нас там и дети рождались, и складывалась семейная жизнь. Картина на самом деле такая — чудесная. Мне кажется, для всех, кто ее посмотрит, жизнь тоже пойдет совершенно по-другому.
А.М. Там даже есть момент, когда люди завязывают ленточки на ритуальных столбах и надо загадать желание. Вы тоже попробуйте — потому что у нас все сбылось.
ELLE Сергей, и у вас тоже?
С.Б. Ну, вы знаете… Судя по тому, что в моей жизни много изменений, думаю, что это как раз и была та самая вол-
ELLE Каких изменений — не хотите рассказать?
С.Б. Вообще вся моя жизнь поменялась! (Смеется.)
ELLE Хорошо, тогда скажите, почему у вас формат парного интервью, — так бывает нечасто.
А.М. А у нас такой творческий союз. Который и дальше будет продолжаться.
С.Б. Напишите так: просто я нашел своего режиссера — вот и все. Бывает, всю жизнь актер живет и, к сожалению, так его и не находит. У меня вот сложилось в мои 42 года.
ELLE А «свой» — это какой?
С.Б. Который предлагает то, что я еще не играл, что интересно для актерского развития. Причем Аня же не просто режиссер, она и сценарист — в ней сочетается все! Потрясающее чувство меры, вкус и абсолютное чувство правды. Другие режиссеры часто используют типаж, и это уже задача актера — когда-то сказать «нет». Я не хочу себя тиражировать из роли в роль. Может быть, сейчас для меня происходит смена определенного амплуа. Мне очень интересно.
ELLE Аня, а вас, молодого режиссера, не пугало, что надо руководить известным артистом?
А.М. У нас на площадке другая атмосфера. Я никогда даже голос не повышаю. Хотя в жестких условиях, в каких существует съемочная группа, поводы для этого всегда есть. Но у меня все ребята работают не потому, что боятся.
ELLE Простите, я не про ребят, я про Сергея...
А.М. Просто отношения с актерами не выстраиваются на уровне приказной интонации — это всегда творческий процесс, во многом равноправный. Если человек уже оказал тебе доверие, сказал: «Да, я буду сниматься, и мне все равно, что у тебя это только второй полнометражный фильм», — то дальше мы всеми силами пытаемся соответствовать. Например, мы сразу переписывали сценарий под Сергея, добавили отдельные сцены для его героя и детей — мне казалось, что ему это очень нужно. Эпизоды, в которых он именно так раскроется. В которых есть что сыграть — понимаете?
ELLE Вы говорили, на этот раз мы увидим Безрукова совсем не таким, как раньше. А каким?
А.М. Не медийным, не с обложки.
С.Б. Есть, наверное, определенный штамп: я — это обязательно сильный герой, «упакованный», что-то вроде Ираклия из «Иронии судьбы-2». Он респектабельный, у него хорошая работа и такой смайл уверенного в себе персонажа. Может быть, все ждут чего-то похожего. А в нашем фильме это обычный человек, у которого двое детей, огромное количество проблем… И есть ощущение счастья, которое он пытается восстановить или обрести вновь. Может быть, этот герой будет гораздо ближе к зрителю.
ELLE И в смысле личных проблем тоже?
А.Б. Здесь просто ситуация такая — предразводная. Люди были в браке, но так получилось, что они уже год не живут вместе и договорились расстаться.
А.М. Там есть ключевой диалог: Сергей и Марина Александрова, которая замечательно играет его жену, говорято разводе — а за каждой репликой, за каждым взглядом читаешь совсем другое.
ELLE Что любой брак можно спасти?
А.М. Нет, конечно, нет. Некоторые разводятся — и хорошо. Мои родители, например, развелись, и хорошо, что вовремя. Часто расставание с детьми воспринимается как трагедия, а в действительности оказывается, что это и помогло сохранить уважение. По человеку скучают, но его любят и уважают. Не каждый брак можно спасти, но мы говорим про ситуацию, когда это возможно.
ELLE А вы что скажете, Сергей?
С.Б. Я тут просто промолчу. Потому что у каждого свой опыт. У всех по-разному. Наша картина — про обретение счастья. Получится оно или нет. Каждому хочется любви. У кого-то, оказывается, она есть. А у кого-то, бывает, что уже и нет. И тогда надо ее искать. Фильм на самом деле о том, что надо найти свою любовь. И для каждого, думаю, будет свой ответ в этой картине.
ELLE В вашей жизни любовь сейчас есть?
С.Б. Да. (Широко улыбается.)
ELLE Вы говорите, что у вас все поменялось, — а это не может быть кризисом среднего возраста?
С.Б. Кризис — слово такое… Это когда человек в жуткой депрессии. А мне нравится открывать самого себя в других ролях. «Млечный путь» — про любовь. И это всегда состояние счастья, если она разделенная. А если нет, то драма. Самое главное — найти свою любовь. Если потерял, то найдешь. Если не нашел, то это та самая депрессия и кризис. Я кризиса у себя не наблюдаю. (Улыбается.)
ELLE Тогда расскажите, как будет дальше развиваться ваш с Анной творческий союз.
С.Б. Дай бог, все продолжится. Еще один фильм почти готов, осталось несколько эпизодов. Это авторская картина Ани, называется «После тебя», я играю артиста балета.
ELLE В вашей съемке для ELLE тоже есть балетная тема. Аня, как вам этот образ, понравился?
А.М. Мне показалось стильно, красиво. В жизни я не ношу ни розовые вещи, ни цветочки, ни юбку-шопенку, но мне нравится, когда есть образ. По-моему, он получился.
ELLE А если бы для съемки с Сергеем вы сами предложили сюжет, то какой выбрали бы?
А.М. (тихо и очень мягко). А вы имеете в виду нас лично?
ELLE Лично вас двоих.
А.М. А мы бы лично не снимались. И не говорили бы на личные темы.
ELLE Почему?
А.М. Мы говорим про работу. Знаете, тут такая тонкость…
Я всегда буду показывать только эту сторону. У меня мало интервью, и все они связаны с профессией. Я очень оберегаю личную жизнь — зачем про нее говорить-то? Интересно то, что я делаю, мои работы. Надо подождать, пока их будет больше. Но огромная часть моей жизни останется только для близких. Для меня это такой абсолютно неловкий момент, есть же большая разница — говорить публично или говорить с близким другом.
ELLE Иными словами, всю эту личную энергетику вы храните для себя, чтобы не выветрилась…
А.М. Точно, именно так! Бывают люди очень открытые, которые хотят рассказать, как и что у них происходит, — я к таким не отношусь.
ELLE Но если вы соберетесь замуж, вы же не станете скрывать?
А.М. Я думаю, люди, которые работают в зоне публичного внимания, могут обозначать факты: произошло то-то и то-то. Называть статус. Этого достаточно. У меня есть мама, два брата — люди, с которыми я все обсуждаю, которым расскажу об изменениях, происходящих в моей жизни. Но посторонним-то почему я должна рассказывать? Это относится ко многим вашим вопросам — если бы речь была про это, ну, я просто не разговаривала бы.
ELLE Знаете, когда вы сейчас так говорите, то становится понятно: вы защищаете что-то очень для вас дорогое.
С.Б. А я всегда это защищал. И тут я смотрю на пример старших товарищей. Александр Гаврилович Абдулов в свое время сказал: «У меня есть подаренный автомат, и кто сунется ко мне, на мою дачу — я буду стрелять».
ELLE А... но вы же не будете!
С.Б. Конечно нет. Надо всегда себя защищать в рамках закона. Для этого есть специально обученные люди.
А.М. Я уже переживаю: а вам будет что взять для интервью, если мы выбросим наши серьезные разговоры?
ELLE Нет, не надо выбрасывать! Сергей нашел своего режиссера. А вы, Аня, нашли своего актера?
А.М. Думаю, про Сергея многие были бы счастливы так сказать. Он — актер неограниченных возможностей, он не существует в «предлагаемых обстоятельствах», а меняется полностью: на площадке перед тобой конкретный герой, которого ты написал. Мало кто обладает этим даром.
ELLE И вот, раз уж вы сняли новогодний фильм…
С.Б. И не забудьте написать: кто придет на «Млечный путь» и загадает желание — оно обязательно сбудется!
ELLE Пожелайте тогда что-нибудь друг другу в этом году.
С.Б. Если честно… (На минуту задумывается.) Давайте пожелаем друг другу мирного неба над головой. Сейчас, господа, это очень актуально.
ELLE То есть вы — лично Ане — мирного неба желаете?..
А.М. (смеется). Знаешь, мил человек, не понимаешь ты слово «формат»!
С.Б. А это все связано. Сейчас я делаю «Веселого солдата» по Астафьеву. И нахожусь в теме войны очень серьезно. Мне очень не хотелось бы, чтобы мы вынуждены были оставить нашу профессию, забыть про счастье, про любовь, про все забыть — и воевать. Я очень хотел бы, чтобы и Аня, и все мы снимали любимое кино. Делали то, что нам хочется. Были спокойны и уверены в завтрашнем дне. Чтобы дети росли нормально и вырастали с родителями...
ELLE Хорошо, хорошо! Аня, а вы что Сергею пожелаете?
А.М. Чтобы ты был сильный и счастливый.