Украина уже год не может добиться от властей Евросоюза передачи ей валютных резервов Центробанка России. Западные чиновники неоднократно хвалились заморозкой активов ЦБ РФ на 300 млрд долл. и даже обсуждали планы конфискации этих денег. Киев не раз просил их себе в качестве компенсации ущерба, но ничего не получил.
В ответ на настойчивые просьбы украинцев в юридической службе ЕС заявили, что на самом деле не знают, где находится большая часть резервов Банка России. Для их поисков евробюрократы потребовали себе больше времени и полномочий. Aif.ru расспросил экономистов и услышал несколько версий того, почему европейцы не отдают украинцам русские деньги.
Спрятаны по приказу Путина?
Большая часть валютных резервов была предусмотрительно спрятана по указанию президента Владимира Путина, утверждает доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. По его версии, европейцы не лгут, утверждая, что не могут найти российские активы.
«Надо очень плохо знать Путина, чтобы поверить в то, что он просто взял и отдал 300 млрд под заморозку. Можно ведь было использовать альтернативные денежные потоки, вести двойную бухгалтерию. Есть официальные данные ЦБ, а есть реальные, о которых положено знать единицам. В современном мире спрятать деньги можно так, что найти их будет очень сложно», – пояснил Кричевский аif.ru.
По словам профессора, резервы ЦБ РФ хранились не только в валюте на корреспондентских счетах в крупнейших европейских банках, но и в ценных бумагах, которые были записаны в депозитариях на частные организации. «Российские активы в Европе вложены в облигации и другие ценные бумаги, а счета оформлены на номинальных держателей. Это организации, которые формально никак не связаны с Российской Федерацией. Какие именно – мы вряд ли узнаем», – заявил эксперт.
Поскольку власти ЕС не могут найти большую часть активов ЦБ, то и запретить России распоряжаться ими Брюссель не в состоянии. «Центробанк в начале прошлого года отчитался о золотовалютных резервах, но не раскрыл информацию о том, где именно и как они хранятся. Я не исключаю, что на самом деле русских денег больше, чем известно, и они раскиданы по всему миру», – пояснил Кричевский.
Обыкновенная жадность
Иной версии придерживается инвестиционный банкир, профессор Высшей школы экономики, автор телеграм-канала bitkogan Евгений Коган. Он считает, что Евросоюз из обыкновенной жадности делает вид, что «потерял» русские деньги.
«Если верить сообщениям агентства Bloomberg, то никто не знает, где находятся 86% замороженных активов Центрального банка России. Обнаружить европейцам удалось только 36,4 млрд – именно такая цифра, по данным агентства, фигурирует в справке для лидеров ЕС к саммиту с участием президента Украины Владимира Зеленского», – напомнил эксперт.
В прошлом году европейские и американские политики активно обсуждали конфискацию замороженных активов ЦБ для последующей передачи Киеву. В конце 2022 г. Брюссель также начал размышлять о том, как бы инвестировать заблокированные российские активы так, чтобы доходы от них направлялись на поддержку Украины. Чтобы отыскать оставшиеся деньги, юридическая служба ЕС рекомендовала оказать давление на европейские банки и заставить их раскрыть информацию о своих клиентах. Однако до сих пор никаких результатов это не принесло, заметил профессор Коган.
«Новость сама по себе удивительна, и к тому же есть нюанс. Появилась она не просто так, а в связи с тем, что возникли идеи, как «правильно» инвестировать замороженные средства и куда перенаправить полученные доходы. После этого и проявился эффект «испарения» денег», – сказал инвестбанкир.
Европа валяет дурака
По мнению Когана, хранение и учёт денег и ценных бумаг, будь то корсчета крупнейших банков или депозитарии, открыты для властей соответствующих стран, и при желании найти активы Центробанка возможно – была бы политическая воля. «Система абсолютно прозрачна. Заначек, записанных непонятно на кого, фирм-«матрёшек» и прочих штучек здесь быть не может». Поэтому наиболее правдоподобное объяснение, почему Запад «не нашёл русские деньги», звучит, по мнению эксперта, так: «Вижу, но не скажу и буду валять дурака». А пока суд да дело, западники будут получать доходы от замороженных средств.
В подтверждение своей версии инвестбанкир сослался на информацию от крупного европейского депозитария Euroclear о том, что замороженные активы россиян обеспечили ему около половины чистой прибыли в 2022 г. «Миленький такой бизнес получается. Доходы от использования средств идут в прибыль тем, кто подсуетился и оказался рядом. А Украина… Украине придётся подождать. Думается, когда потомки «откроют архивы», будет обнаружено много чего весьма любопытного», – предположил Евгений Коган.
Между тем Никита Кричевский тезис Когана о том, что власти ЕС обманывают общественность, лишь бы не отдавать российские активы Украине, считает неубедительным. «Русофобия в Европе зашкаливает, и любой юрист, который найдёт эти деньги, сразу же станет героем», – уверен он.
Украина так и так ничего не получит
Хотя причины, по которым в ЕС «потеряли» русские деньги, могут быть разными, шансы Киева на получение активов Банка России в самом деле ничтожны, уверен экономист, директор Института нового общества Василий Колташов.
«Абсолютно правы те, кто говорит, что Украина ничего не получит безвозмездно. С точки зрения Запада что-то ей дарить – это совершенно неправильно. Украине будут только одалживать. Это нужно для того, чтобы создать кабальную зависимость украинского постмайданного государства от Запада, в конечном итоге от США. Этой логикой руководствуются все западные политические и финансовые структуры, включая Международный валютный фонд», – утверждает эксперт. Василий Колташов пояснил, что превращение Украины в безнадёжного должника необходимо Западу, чтобы заполучить её ресурсы. «Украине дают много, но получить с неё в итоге рассчитывают ещё больше. Долги придётся выплачивать, и, чтобы не обанкротиться, Киеву придётся выполнять все политические требования, а также передавать кредитору ресурсы. Западные компании получат землю, инфраструктуру и остатки промышленности, если, конечно, бандеровский режим получится сохранить, перехитрив Россию. Тогда украинцы будут работать на иностранных собственников, а страна будет жить так, как решат на Западе», – объяснил он.
Для достижения своих целей Запад коррумпирует, а затем шантажирует украинскую элиту, добавил Колташов. «Долг – это эффективный механизм подчинения своей воле, особенно если страной управляют коррумпированные чиновники. После того как часть одолженных Киеву денег разворовывается, украинцы прячут их на Западе – на счетах европейских и американских банков либо в виде другой частной собственности. В результате они не только становятся политически ориентированы на Запад, но и попадают в зависимость лично. Их будет держать в узде страх того, что их преступления предадут огласке, а имущество отнимут», – считает эксперт.
Передача Киеву российских активов не служит решению задачи закабаления страны, поэтому Запад и не спешит делать Украине такие подарки, полагает Василий Колташов. «Тем более что к этому есть и правовые препятствия. Россия ведь держала часть своих валютных резервов не в Евросоюзе как таковом – деньги были на счетах и в ценных бумагах отдельных государств, таких как Германия. Если замороженные активы будут конфискованы, то отвечать за это в судах впоследствии придётся не Евросоюзу, а властям этих стран. Пока такого сценария они пытаются избежать, поэтому мы и слышим заявления, что деньги не могут найти», – заключил он.