Весна – традиционный период повышенного спроса на товары для спорта и активного отдыха. Сезонный фактор сработал и в этом году: ритейлеры рапортуют о росте выручки. Но наряду с этим на российском рынке наблюдается ряд других, отнюдь не позитивных тенденций. После начала спецоперации на Украине некоторые иностранные бренды дистанцировались от работы в России, а оставшиеся производители и дистрибьюторы испытывают проблемы с логистикой. По мнению опрошенных «Профилем» экспертов, наиболее острая ситуация может сложиться в сфере профессионального спорта, поскольку перспективы импортозамещения экипировки международного уровня выглядят сомнительно. На массовом же рынке можно ждать дальнейшего роста цен при ухудшении качества продукции.
Насколько подорожали спорттовары
За месяц после начала спецоперации на российском рынке наступила новая ценовая реальность. Как рассказали «Профилю» представители сервиса Price.ru, в марте по сравнению с февралем 2022 года средняя цена на гантели, гири и утяжелители увеличилась на 18%. Самокаты подорожали на 28%, спортивное питание – на 42%, сноуборды – на 57%, товары для фитнеса, аэробики, пилатеса и йоги – на 83%.
Тренд прослеживается и на примере конкретных товаров. Велосипед Stels Navigator 345 Lady Z010 в феврале стоил 12,9 тыс. рублей (средневзвешенная оценка Price.ru), а в марте 15,4 тыс. Разница – плюс 20%. Велосипед Altair 29 D подорожал с 22,5 тыс. до 26,9 тыс. (+20%), гироскутер Smart Wheel 6.5 – с 8,4 тыс. до 9,9 тыс. (+17%).
Существенно изменились цены на электросамокаты. 6 марта модель Shorner X7 PRO стоила на маркетплейсе Wildberries 23,7 тыс. рублей, 27 апреля – 34 тыс. (+43%), модель Xiaomi Mi Electric Scooter Pro 2 – 40,8 тыс. и 49,3 тыс. соответственно (+21%). Цены на хоккейную экипировку в торговой сети «Время хоккея» в марте выросли на 25–30%, в магазине «Топ Айс» – на 80–100%.
Вместе с тем спрос населения на спорттовары тоже вырос. Так, по данным местных ритейлеров, в марте они оказались в числе самых востребованных категорий товаров в Санкт-Петербурге, Брянской области, Красноярском крае и ряде других регионов. «В ожидании неприятностей, обесценивания средств люди начали все скупать. Также сыграл свою роль эффект возвращения к активной жизни после двух лет пандемии», – комментирует «Профилю» завкафедрой спортивного маркетинга университета «Синергия» Андрей Малыгин.
Его наблюдения подтверждает статистика онлайн-сервисов. По данным Price.ru, спрос на велосипеды в марте 2022 года оказался выше на 17%, чем годом ранее. Роликами интересовались чаще на 20%, электросамокатами – на 29%, самокатами – на 40%. Также вырос спрос на инвентарь для активного отдыха: спальные мешки (+21%), походную посуду (+43%) и аптечки (+54%), походные рюкзаки (+30%) и палатки (+10%). Последнюю тенденцию аналитики связывают с радикальными переменами на туристическом рынке.
При этом рост сезонного спроса на спорттовары в этом году произошел на несколько недель раньше, чем в 2021-м, – в начале–середине марта. После прохождения пика стало заметно снижение спроса по многим категориям: по беговым дорожкам (-30%), велотренажерам (-27%), спортивным сумкам (-26%), товарам для фитнеса и аэробики (-20%) и так далее.
Аналогичные тенденции выявил «Яндекс.Маркет». Сразу же после начала спецоперации на Украине (на неделе с 28 февраля) оборот в категориях велосипедов, самокатов, спортивной одежды и тренажеров вырос в среднем на 100%, сообщили «Профилю» эксперты сервиса. «Люди в период волатильности активнее совершали запланированные покупки. В марте наблюдалось снижение спроса, так как необходимые товары в большинстве своем уже закупили», – добавили в «Яндекс.Маркете».
Какие бренды ушли из России
О приостановке работы на российском рынке объявили Аdidas, Nike, Puma, Reebok, Under Armour, New Balance, а также производители профессиональной экипировки Madshus, Rossignol (лыжные виды спорта), Bauer (хоккей), Vans (скейтбординг). Ходят слухи про возможный уход CCM (хоккей) и Fischer (лыжи). Тайвань, производящий 55% брендовых велосипедов в мире (марки Trek, Merrida, Giant, Scott, Colnago), остановил их отгрузки в Россию.
При этом в каждом случае есть свои нюансы. Так, в состав Ассоциации производителей спортивной индустрии (АПСИ) входят российские филиалы Nike, Adidas, Puma. «Эти компании не ушли из России полностью, – рассказал «Профилю» источник в руководстве АПСИ. – Они приостановили работу розничной торговли через фирменные магазины и собственные сайты. Но оптовая торговля продолжается, их фирменная продукция поступает на онлайн-маркетплейсы и там вполне легально продается».
Входящие в АПСИ иностранные бренды делают все для того, чтобы остаться на российском рынке, заверили в ассоциации. «В зарубежных штаб-квартирах ищут новые логистические схемы, – отмечает собеседник. – Пока все сложно даже с пересечением российско-белорусской и российско-казахстанской границ. Контейнеры с продукцией стоят неделями, их не пропускают. В идеале через некоторое время новые коридоры будут согласованы, и мы сможем подтвердить, что бренды остаются в России. Пока они держат на зарплате сотрудников и ждут разрешения ситуации».
Более значительными последствиями может обернуться уход из России сети супермаркетов «Декатлон» (импортирует из-за рубежа 92% товаров). Он был анонсирован в конце марта, но моментального закрытия магазинов не произошло. Впрочем, постепенно представительство сети сокращается: так, на рубеже апреля–мая прекращают работу два магазина в Москве, один в Санкт-Петербурге, один в Уфе.
«Ценность "Декатлона" – в наличии своих инженерных разработок и уникальной бизнес-модели, которая действительно делает спорт доступным. Это IKEA в мире спорттоваров. Где еще вы купите лук для левши и лук для правши? – задается вопросом Андрей Малыгин. – Да, многие товары можно найти в специализированных магазинах. Но вряд ли какой-то игрок отрасли сможет в одиночку заполнить место, которое занимал "Декатлон" в сознании россиян, увлеченных спортом».
Что мешает импортозамещению
Какова доля импорта на российском рынке спорттоваров? В конце марта в Минпромторге РФ заявили, что отечественные предприятия производят 70% единиц номенклатуры спортивной продукции. Однако эксперты «Профиля» отнеслись к этой цифре скептически. Так, в АПСИ считают, что Россия обеспечивает себя спорттоварами на 40%. А гендиректор компании–производителя экипировки SiimB Станислав Соколов выразил мнение, что доля импорта на рынке спорттоваров стремится к 85–90%.
К этому близка оценка Андрея Малыгина. «На наших фабриках производится до 20% спортивных товаров, – говорит он. – Все зависит от типа продукции. В спортивной одежде доля импорта в районе 70%. С обувью беда – здесь 95% и более. Например, горнолыжные ботинки или профессиональные футбольные бутсы в России в принципе не делают».
Любые количественные оценки приблизительны, ведь раньше структуру рынка толком не изучали, добавляет Малыгин. «Что такое отечественный продукт? – задается вопросом эксперт. – В моем понимании это должен быть бренд, зарегистрированный в России, и производство на нашей территории. Оба этих условия соблюдаются нечасто – от силы наберется до 200 однозначно российских предприятий. В основном они делают довольно простые товары. Хотя есть несколько компаний с продукцией топ-качества, работающих с международными спортивными федерациями: альпинистское снаряжение BASK, одежда Stayer. Но это нишевые игроки, в масштабах рынка они малозаметны».
Задачи целенаправленно развивать российскую индустрию спорттоваров раньше не было, подчеркивают эксперты. «Зачем ритейлеру покупать продукцию экспериментального качества в России, когда есть доступные крупнооптовые поставки из Азии и Турции? Задача магазина – удовлетворять спрос. Товары, которые сегодня можно достать в России, неконкурентоспособны по всем показателям», – делится Станислав Соколов.
«Россия привыкла к международной интеграции, – замечает Малыгин. – У стрелков вся амуниция, вплоть до жилетов, импортная. Ее можно было шить у нас, но зачем? Закупали недорого в Китае. Даже современных футбольных мячей в России нет: ввозим полиуретановые из Китая. Нормальная ситуация для нашей отрасли, у тех же Adidas и Nike фабрики разбросаны по разным странам».
15 апреля министр спорта РФ Олег Матыцин сообщил, что правительство выделило 700 млн рублей на решение вопросов импортозамещения и стандартизации отечественного инвентаря. Вероятно, это только начало. 26 апреля президент Владимир Путин обсудил меры поддержки отечественной индустрии спорттоваров на заседании Совета по развитию физкультуры и спорта.
Но и при наличии политической воли импортозамещение – процесс небыстрый, утверждают собеседники «Профиля». «Сейчас в России можно в лучшем случае шить, собирать и комплектовать конечную продукцию, – говорит Соколов. – Для более амбициозных планов нет своего сырья, узкоспециализированных агрегатов и опыта наработки качества продукции. Есть небольшие мастерские, которые могут выполнить стартовое техзадание, но объемы их выпуска будут малы, а цены значительно выше рыночного уровня».
«В марте был оптимизм, что сейчас иностранные бренды уйдут и наши предприятия займут их место, – вспоминает Малыгин. – Но вскоре начали рушиться логистические связи. Ведь у каждого российского производителя есть свои поставщики за границей. Ткани, фурнитура – все импортное. И сейчас многие фабрики получают отказы от поставщиков, которые либо физически не могут поставить заказ в Россию, либо отказываются работать по этическим причинам. Как правило, это давние партнеры, фактически друзья. Но теперь они непреклонны: мол, извини, дальше не могу. А с нашей стороны банально трудно переводить оплату европейским бизнес-партнерам».
Только из-за этих трудностей цены на российскую продукцию выросли с февраля на 15–20%, отмечает Андрей Малыгин. «Но это не предел, – замечает собеседник. – Потому что дальше возникает вопрос технологий, компетенций, подготовки персонала. Нашим фабрикам нужны зарубежные лицензии, знания по эксплуатации, программное обеспечение. По этим каналам тоже начинаются отказы. Возникает эффект цунами. Где-то далеко произошел разрыв цепочек. Конечный потребитель его не видит. А в итоге с полок магазинов пропадет привычный товар».
Есть ли риск дефицита спорттоваров
Конечно, в нынешних обстоятельствах нехватка спорттоваров – далеко не первоочередная головная боль россиян. Только 10% респондентов опасаются такого развития событий, говорится в исследовании аналитического центра НАФИ (опубликовано 15 апреля). Намного сильнее наших сограждан волнует возможная недоступность медикаментов (42%), продуктов и комплектующих для автомобилей (по 30%), импортной электроники (27%), товаров для строительства и ремонта (26%), бытовой техники (23%), косметики (23%), одежды и обуви (22%), товаров для детей и животных (по 20%), автомобилей, товаров для дома и сада, мебели (по 18%).
Тем не менее первые сигналы дефицита на рынке спортивной продукции уже есть. «1 сентября [пройдет] набор в хоккейные секции, а с формой большие проблемы. Несколько компаний ушли с рынка, ни по качеству, ни по объемам замены им нет. Есть похожие трудности в фехтовании, стрельбе. Сын футбольные бутсы не может купить. Нужно выкручиваться», – признался 20 апреля министр спорта Подмосковья Дмитрий Абаренов. В Ассоциации предприятий индустрии детских товаров предупреждают об угрозе дефицита детской спортивной одежды и обуви. В Национальном фитнес-сообществе просят у правительства поддержки: «острый логистический кризис» ударил по поставкам оборудования для фитнес-клубов.
По мнению Станислава Соколова, в сегменте массового спорта острого дефицита продукции не будет: лишь дальнейший рост цен, означающий снижение доступности спорта для населения. На освободившиеся ниши хлынут китайские бренды спорттоваров. Кстати, в самом Китае крупнейшие из них – Li-Ning, Anta Sports, PEAK и «361» – успешно теснят западных конкурентов.
«Китайских марок много, и не имеет смысла предполагать, какие конкретно окажутся в России, – считает Соколов. – Часто на одной китайской фабрике штампуют продукцию под десятками различных лейблов. Поэтому в целом все равно, что будет написано на кроссовках. Надо заметить, что за последние 10 лет россияне и так в значительной степени переориентировались на китайские товары, всевозможные реплики и подделки топ-брендов, и связано это с долгосрочным падением доходов населения».
Впрочем, Китай полностью не заменит покидающие наш рынок западные компании, возражает Андрей Малыгин. «Китайцы осторожно относятся к текущей ситуации, – поясняет он. – Ведь у них тоже есть поставщики, не желающие связываться с Россией. В том числе владельцы лицензий на ценные технологии. Скорее всего, под страхом лишиться их часть китайских брендов откажется от торговли с РФ».
Ситуация может измениться, если российское правительство разрешит параллельный (не согласованный с владельцем торговой марки) импорт спорттоваров. 22 апреля СМИ сообщили, что Минпромторг сформировал список из 200 брендов, в отношении которых планируется легализовать эту меру. Целиком перечень не разглашается, но известно, что в нем оказались и ушедшие производители одежды. Сейчас документ находится на утверждении в Минюсте РФ.
«Смысл у этого решения один: заполнение полок магазинов любой ценой, – констатирует Андрей Малыгин. – Но на цивилизованных рынках за "серый" импорт бьют по рукам. Мы с ним боролись в 2000-е, практически сумели победить профессиональным сообществом. Если сейчас его разрешат, Россия сделает большой шаг назад. Кроме того, возникает двусмысленная ситуация: с одной стороны, власти за импортозамещение, а с другой – за "серый" импорт? Зачем же развивать что-то у себя, преодолевая множество препятствий, если можно взять клетчатые сумки, съездить в Китай или Дубай и все оттуда привезти? Рынок получает импульс совсем в другом направлении».
В АПСИ также выступают против легализации параллельного импорта спортивной продукции. «Это приведет к тому, что российский рынок заполонит контрафакт», – пояснили «Профилю» в ассоциации.
Как пострадал профессиональный спорт
Тревожные звонки поступают и здесь. Так, в профессиональном футболе оснащение команды экипировкой – приятная забота для менеджеров, ведь производители конкурируют за право «одевать» успешные клубы, становясь их спонсорами (по слухам, российские «Зенит» и «Спартак» получают от Nike 1–1,5 млн евро за сезон) и разрабатывая эксклюзивный дизайн.
В новых реалиях все может измениться. 23 апреля вратарь «Локомотива» Гильерме вопреки традиции отказался подарить фанату перчатки после выигранного матча. «Сейчас проблема с перчатками, Adidas не может отправить. Сейчас экономия», – пояснил он. Тот же Adidas приостановил сотрудничество с Российским футбольным союзом: на мартовском сборе сборная России еще тренировалась в форме немецкого производителя, что будет дальше, неясно. Также сообщалось, что у некоторых клубов премьер-лиги возникли проблемы с закупкой формы на следующий сезон и лига обсуждает введение единого экипировщика для всех команд.
В других видах спорта складывается разная ситуация. Например, в Федерации скалолазания России сообщили, что наших спортсменов удовлетворят скалодромы отечественного производства. При этом по ряду других позиций (зацепки рельефа, скальные туфли) надежда только на импорт.
У хоккеистов, скорее всего, не будет проблем с клюшками: их производит российский завод «ЗаряД». Но вот коньки профессионального уровня нужно доставать за рубежом, преимущественно в Северной Америке.
Лыжников и биатлонистов не устраивают любительские лыжи, выпускаемые на российских фабриках. По словам начальника сервис-бригады биатлонной сборной России Александра Печерского, чтобы довести их до международного уровня, потребуется от 4 до 6 лет. «Дай бог, чтобы к следующей Олимпиаде появилась базовая модель. Это как на заводе, где выпускают "Ладу Приору", поставить задачу выпустить Lamborghini. Чудес не бывает», – делится он.
«Сегодня любой спорт высших достижений требует высокотехнологичных продуктов. В силу разрыва цепочек у нас их, скорее всего, разработать не получится, – прогнозирует Андрей Малыгин. – Будем перебиваться контрабандой, как в советское время, когда спортсменам привозили по блату шиповки Adidas».
Впрочем, это сущие мелочи по сравнению с тем, что Россия оказалась исключена из всех международных спортивных турниров. «Спорт был важным социальным лифтом в нашем обществе, – развивает тему собеседник. – А сейчас он теряет эту функцию, ведь нельзя никуда пробиться. Значит, часть молодежи потеряет к нему интерес. Добавьте к этому сокращение российского среднего класса. В последние годы драйвером рынка спорттоваров был продвинутый любительский спорт. Триатлет или марафонец мог тратить на свое хобби сотни тысяч рублей в год. Но уже сказывается эффект неуверенности в будущем, люди пересматривают структуру расходов. У производителей и у клиентов задача одна: выживать».