Слишком многие страны втягиваются в украинский конфликт, чтобы он мог и дальше оставаться локальным междусобойчиком Киева и Москвы. Появление в этом конфликте Польши, с которой Владимир Зеленский на прошлой неделе начал выстраивать союзное государство, спровоцирует Белоруссию на ответные меры. А там, пожалуй, и партнёры сторон подтянутся – как британские так и китайские.
То, что на Украине воюют по меньшей мере 2 тыс. польских граждан (разумеется, на стороне Киева), давно не секрет. Но одно дело добровольцы, которым Варшава вроде бы не указ, а другое – подразделения военной полиции, выдаваемые за миротворцев. На прошлой неделе Зеленский, по сути, уравнял в правах украинских и польских граждан на территории Украины – отныне поляки могут работать там судьями и служить в правоохранительных органах. Дело за малым – позволить полякам взять под охрану украинско-белорусскую границу, соответствующий президентский законопроект со дня на день внесут на рассмотрение депутатов Рады. Таким образом, Зеленский открывает границу перед польской экспансией. И добро бы речь шла только о «поддержании порядка» в Галиции и на Волыни, кои Польша считает своими восточными землями, – планы Варшавы значительно шире.
20 тысяч поляков на белорусской границе
В Минске всё правильно поняли – у Варшавы в очередной раз разыгрался территориальный аппетит. И «поддержание порядка» в пяти западно-украинских областях – это только начало давно готовившегося аншлюса, ибо аппетит приходит во время еды. «Открылся новый фронт, и мы не можем не уделять ему внимание, – отозвался на действия поляков президент Белоруссии Александр Лукашенко. – Время подтолкнуло нас к тому, что нужно немедленно создавать оперативное командование на южном (украинском. – Ред.) направлении». Отсидеться, как видно, хитроумному Батьке не удалось – как ни пытался он «соскочить» с участия в украинском конфликте, он всё равно постучал в окошко. Стучался и раньше, но этого в Минске старались не замечать. Как не заметили сообщения секретаря Совбеза Александра Вольфовича, предупреждавшего, что украинские диверсионно-разведывательные группы запросто заходят на территорию Белоруссии, где «производят минирование». Год назад белорусский министр обороны Виктор Хренин добивался создания южного оперативного командования – Лукашенко отвечал, что «не время». Теперь он, наоборот, подгоняет Хренина. И сообщает о том, что создаёт народное ополчение. Видимо, время серьёзно поджимает. Между тем группировка, которой поляки собираются «заместить» украинских пограничников, будет немалой – 10,5 тыс. человек на ровенском отрезке границы, 4,5 тыс. – на черниговском и 5 тыс. – на киевском участке.
Тем временем Варшава и Киев полным ходом запустили процесс создания союзного государства. В президентском законопроекте о равных правах поляков на территории Украины отдельным пунктом прописано создание общего с Польшей таможенного контроля. Следующий шаг – общая судебная система, её могут ввести уже этим летом. Как видно, украинское руководство не особо обеспокоено перспективой утраты государственности. «Может, ну их, эти полумеры, – иронизирует киевский журналист Вячеслав Чечило, – сразу объявим о восстановлении Речи Посполитой?» «Наша нынешняя европейская интеграция – это ведь по большому счёту попытка исправить «ошибку» Богдана Хмельницкого и вернуться «домой» в Европу на условиях Гадячского договора 1658 года. Столица в Брюсселе или Варшаве – какая разница, главное – не в Москве». Чечило, впрочем, упускает из виду, что в стране идёт военная спецоперация, и вовлечение Польши в украинские реалии волей-неволей делает её соучастницей. Хаб в приграничном Жешуве, из которого по Украине растекаются потоки западного оружия, и польские аэродромы, с которых взлетают украинские военные самолёты, – это, похоже, были цветочки.
Ожидалось, что поляки войдут на Западную Украину уже 22 мая. Но «тихому аншлюсу» помешал венгерский премьер Виктор Орбан, введя в стране чрезвычайное положение «в связи с событиями на Украине», – с какими именно, он, впрочем, не пояснил. Хотя и так всё понятно – если полякам можно, то почему мадьярам нельзя? Тем паче что в Закарпатье у четырёх жителей из пяти имеются венгерские паспорта. И на Западе, по всей видимости, убоялись цепной реакции – а ну, как за Венгрией оторвать украинскую Буковину захочет Румыния? Представляете диспозицию? С одной стороны – Россия, с противоположной – три страны НАТО! Это уже не локальный российско-украинский конфликт, это уже нечто большее. И полякам указали повременить. К такому повороту в альянсе, похоже, пока не готовы.
«Это только начало, худшее – впереди»
Пока поляки грезят о «крессах всходних», облизываясь на украинские и белорусские земли, их сюзерены с Туманного Альбиона не оставляют попыток протиснуться в Черноморский регион. Строили военные базы в Очакове и Николаеве, купили за символический фунт стерлингов николаевские судостроительные верфи, а началась спецоперация, и все усилия британской короны – коту под хвост. Почти построенные базы разбомбили до основания, а верфи в ежедневном режиме обстреливает российская артиллерия. И на этом фоне британская «Таймс» объявляет, что Лондон ведёт переговоры с союзниками по НАТО об отправке военно-морской эскадры к Одессе – якобы для обеспечения вывоза украинской пшеницы! Даже название придумали – «коалиция воли».
Андрей Илларионов, экономист
– Настаиваю, что любые прогнозы, связанные с войной, сегодня делать бессмысленно. Просто перечислим ошибки виднейших экспертов. Экономист Фрэнсис Фукуяма, 10 марта, Бен Ходжес, бывший командующий ВС США в Европе, 15 марта, военный аналитик Майкл Кофман, 20 марта – все пророчили скорейшее поражение спецоперации. Все ошибались! А вывод такой – на Западе не знают чего-то принципиально важного о численности и качестве Вооружённых сил России. И в связи с этим могут делать ошибки. Возможно, роковые для Запада.
В самом начале спецоперации турки загодя перекрыли Босфор и Дарданеллы, чтобы не допустить в Черноморский бассейн военные корабли – как российские, которые могли бы усилить Черноморский флот, так и стран альянса. Соломоново решение Анкары было продиктовано пониманием, что, если Турция пропустит натовскую эскадру через Босфор, повторится сценарий Крымской войны, тоже, кстати, подстроенной англичанами. А если англичанам удастся подбить кого-то из натовцев поучаствовать в авантюре, дело пахнет не просто локальным конфликтом.
В одесских портах дожидалось отправки за рубеж украинское зерно – 20 млн тонн. Вообще-то это весь стратегический запас Украины, но его решено было продать, чтобы как-то рассчитаться с Западом за поставки оружия. Примерная стоимость зерна – 8 млрд долларов. В Европе настаивают, что зерно могло бы спасти от голода африканцев, но имеются небезосновательные подозрения, что у Старого Света касательно украинской пшеницы совершенно иные планы – своя рубашка всегда ближе к телу, а в нынешние неспокойные времена – и подавно. Но как вывезти зерно из Одессы, если порт заблокирован со всех сторон (в Крыму и на острове Змеиный его «держат на мушке» ракетчики)? По железной дороге вывозить зерно можно до морковкина заговенья, Литва уже попыталась – через две границы. Слишком долгая история. А значит, как ни верти, нужно разблокировать порт. Россия же выпускать сухогрузы с пшеницей не собирается, ибо ясно, что урожая в этом году на Украине ждать нечего (посевная фактически сорвана из-за дефицита семян и солярки). Не будет зерна – будет голод. И вот, пишет «Таймс», в Лондоне придумали хитрую комбинацию. Якобы с подачи главы литовского МИДа Габриэлюса Ландсбергиса предложено организовать «морскую коалицию стран – коалицию воли», которая могла бы прорвать блокаду одесского порта и вывезти оттуда зерно. Сказано – сделано. В ходе беседы с литовским коллегой глава МИДа Британии Лиз Трасс поддержала его предложение, заявив, что на прорыв блокады из Средиземного моря в Чёрное выдвинется военно-морская эскадра стран НАТО (как выразились в «Таймс», «конвой»). И «то, что мы видим сейчас, это только начало, – уточнила Лиз Трасс. – Худшее ещё впереди».
Время асимметричных ударов
Турки уже прикидывают, как не упустить своей выгоды в сложившейся ситуации. Понятно же, что прорыв британской эскадры к Одессе Россия без ответа не оставит. Значит, пока внимание мировой общественности будет привлечено к черноморским событиям, у Анкары появляется шанс разобраться с соседями. Не только с Кипром, но и с Грецией. На днях турецкое подразделение CNN сообщило: «Греция готовится к войне с Турцией». «Война между Грецией и Турцией будет трёхдневной и обойдётся обеим сторонам в миллиард долларов». «Мы не собираемся нападать! – отбивается греческий информационный портал Capital. – Это турки готовят нападение, выдавая его за агрессию Греции!» Войны нынче всё больше гибридные, поди разберись, кто их начинает. Но если Афины и Анкара подерутся, то это станет, пожалуй, прецедентом, когда две страны НАТО сцепились за региональные сферы влияния. Кстати, и у греков, и у турок имеются российские С-300, что добавляет ситуации пикантности, если можно так выразиться, учитывая невесёлый контекст.
Между тем Россия, редко демонстрирующая изящество военно-политических комбинаций, что называется, блеснула, придумав неожиданный асимметричный ответ Лондону. Как известно, именно Британия подбила Копенгаген поставить Украине ракеты «Гарпун», поражающие морские цели. Кстати, впервые о поставках этих ракет Киеву проговорился именно американский министр обороны Ллойд Остин, так что датчане в этой истории – статисты. А вот сюжет: ещё пять лет назад Аргентина поинтересовалась, не продаст ли Россия 15 истребителей МиГ-29? На израильские и американские самолёты Буэнос-Айресу наскрести деньжат не удалось, а российские можно было купить, мало того что со скидкой, так ещё и на выделенный Москвой целевой кредит. Три года длились переговоры, и в итоге нас на вираже обошли китайцы, но перед этим разразился скандал с покупкой пяти французских Dassault, оказавшихся непригодными к полётам! Выяснилось, что поставить некондиционный брак французов подбили англичане, опасавшиеся, что при помощи купленных самолётов аргентинцы отобьют у короны спорные Мальвинские (Фолклендские) острова, из-за которых в начале 80-х годов разразилась война. Это была присказка, а вот и сказка: накануне российское военное ведомство, если верить аргентинской прессе, обсудило с представителями Буэнос-Айреса вопрос поставок самолётов и ракет в кредит и по более чем божеским ценам. Берите, мол, и пользуйтесь на здоровье. Так что вскоре на карте мира появится ещё одна горячая точка, связанная, так или иначе, с украинским конфликтом.
Кстати, 40 лет назад, в ходе Фолклендской войны, британская подлодка потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно» – за пределами британской 200-мильной зоны. «Правда» тогда писала, что из 1042 членов экипажа выжили только 400 человек. Знакомый почерк, не так ли? Потопление «Бельграно» стало самой большой трагедией в новейшей истории Аргентины, и там его объявили военным преступлением Лондона.
«Кто на нас с Васей?»
А ещё на прошлой неделе президент США Джо Байден, находясь в Токио, объявил о «военном участии» американцев в тайваньском конфликте. По сути, Байден анонсировал ввод войск на Тайвань. Почему именно сейчас – понятно, внимание мировой прессы приковано к Украине. По всей видимости, накануне промежуточных выборов демократы намереваются объявить о победе в маленькой победоносной войне за Тайвань. Вот только будет ли война с Китаем маленькой и тем более победоносной?
В прошлом номере «Нашей Версии» мы подробно описывали ситуацию в США. В стране назревает экономический кризис, в сравнении с которым кризисы начала 70-х и 80-х годов покажутся семечками. И если раньше мировые войны затевались с одной целью – переделить территории и ресурсы, то теперь цель другая. Американцам не нужны территории. А ресурсы они смогут купить – сколько нужно, за доллары, которых напечатать можно тоже столько, сколько нужно. Война нужна, чтобы затянуть удавку на Евросоюзе, заставив его воевать. И чем дольше, тем лучше. Пусть и в гибридной форме, участвуя в украинском конфликте. А ещё американцам важно осадить Китай. Дать ему укорот, что не означает разгрома в войне. Конфликт с Тайванем – идеальный способ добиться цели. Для Китая Тайвань – как для нас Украина. И точно так же, как Украина «разматывает» нашу экономику, Тайваню предстоит «размотать» китайскую. Ввод американских военных – приманка, на которую должен клюнуть Пекин.
Решения государственной важности в Китае принимаются коллегиально. Политбюро ЦК КПК меньше всего хочется ставить под удар экономику, ввязываясь в войну. Но ситуация, так сказать, провоцирует. Во-первых, китайцы, начитавшись в интернете о возвращении российского Крыма в родную гавань, восьмой год задаются вопросом – а чем, собственно, мы хуже россиян? И почему не можем точно так же вернуть Тайвань? Вопросы эти адресуются в первую очередь к товарищу Си, но и к партии тоже. Так что в известном смысле КПК – заложница ситуации. Во-вторых, ввод американского военного контингента на остров раздора – это прямое приглашение. Не ответить руководство страны не может – народ не поймёт. А на фоне общей озлобленности из-за ковидных ограничений дело может дойти до внутренних беспорядков. Так что дешевле выходит начать войну – ну или спецоперацию – по российским лекалам.
Вопрос лишь в том, насколько боеспособна китайская армия. Техники у неё много, причём новейшей, хотя и спорного качества. Численность Народно-освободительной армии Китая (НОАК) – рекордная по мировым меркам, 3,5 млн штыков без учёта резервистов. Только на поле боя Пекину категорически не везёт. Доказательство – конфликт с куда менее ресурсным Вьетнамом. Не говоря уже об Индии. Да что там другие страны – десятилетиями китайцы не могут укротить собственные провинции. Уйгуры, Внутренняя Монголия, Тибет – все они Пекину явно не по зубам. И о какой войне с Америкой тут можно вести речь?
Но китайцы хитры. Российская армия, конечно, невелика, зато максимально боеспособна – несколько лет непрерывного участия в конфликтах (Украина, Сирия, отчасти Африка) позволили ей получить бесценный военный опыт, какого сегодня нет, пожалуй, ни у одной страны. Китай подстелил нам соломки, когда Европа устроила нам обструкцию, выкупив то, от чего отказался Старый Свет. За нами должок. И нам его возвращать. Уже, собственно, начали: на прошлой неделе стратегические бомбардировщики Ту-95МС ВКС России и Хун-6K ВВС Китая провели совместное патрулирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Интрига события в том, что в этот момент Джо Байден гостил в Японии, как раз по соседству. Нехорошо получилось? Зато максимально доходчиво: «Кто на нас с Васей?!» Что же до слухов об участии ВКС России в тайваньском конфликте, то тревожит одно – а потянем ли?
Кстати
Премьер Великобритании Борис Джонсон предложил создать политический, экономический и военный альянс, который станет альтернативой Европейскому союзу. Как пишет Corriere della Sera, Джонсон считает, что в альянс должны войти страны, «объединённые недоверием к Брюсселю, а также реакцией Германии на военную агрессию России». Это могли бы быть Великобритания, Украина, Польша, Эстония, Латвия, Литва; позже к объединению может присоединиться Турция.