Однажды лебедь, рак и щука затеяли сыграть квартет. Именно такая, еще более абсурдная, чем у дедушки Крылова, ситуация была предложена России. Можно даже дату назвать, когда это случилось: 12 декабря 1993 года. На прошедшей неделе, среди шума об украинском контрнаступлении, блеска парада, ярких вспышек ракетных ударов по складам ВСУ, не слишком заметно прозвучало важнейшее предложение от министра юстиции РФ Константина Чуйченко — пора исправлять абсурд.
На выступлении во время парада Победы Владимир Путин весьма однозначно сказал: «Против нашей Родины вновь развязана настоящая война». Чуть позже пресс-секретарь президента в интервью заявил: «Вы спросите, почему русские так медленно действуют? Потому что русские не ведут войну. Вести войну — это совсем другое дело».
Ну, представьте: вот с одной стороны хорошо тренированный громила, с тяжелым кастетом и боевым ножом, да еще созвавший всю дворовую шпану на подмогу, а с другой — тоже вроде боец, но в боксерских перчатках и дерущийся исключительно по благородным правилам бокса. Увы, эта метафора, даже если и утрирование, то весьма небольшое. Сейчас началось украинское наступление. Вот ровно по военной науке — с ударами в глубь нашей территории, с прощупыванием слабых мест линии фронта по возможным основным направлениям удара, с попытками вывести из строя нашу авиацию. Когда эксперты и воюющие люди говорили, что возможен заход украинских войск на территорию «большой» России, им велели не разводить панику и сыпали контраргументами. Сейчас «Вашингтон Пост» написала со ссылкой на слитые секретные документы Пентагона, что «за закрытыми дверями украинский лидер предложил оккупировать российские деревни, чтобы получить рычаги влияния на Москву, взорвать трубопровод, по которому российская нефть поступает в Венгрию, и мечтал о ракетах, которые могли бы поражать цели внутри России».
Еще пример. Александр Бастрыкин на юридическом форуме в Питере эмоционально воскликнул: «Дальше уже просто ехать некуда!» Это он о том, что «в это тяжелое для страны время при выполнении оборонзаказа нашими корпорациями допускаются факты коррупции и воровства». Каюсь, я когда-то поиздевался над Бастрыкиным за разглядывание монитора в лупу. Александр Иванович, простите, разглядывайте как хотите: в лупу, микроскоп, вообще, как угодно, но только, пожалуйста, стойте на своем. Потому что следующим логичным предложением Бастрыкина была национализация основных отраслей экономики России. В пику предложениям Минфина (появившимся после соответствующей статьи главы ВТБ Косина) о проведении новой волны большой приватизации. С чего она понадобилась? Очень просто — за государственный (наш с вами) счет в порядок были приведены многие отрасли и предприятия. Теперь капиталисты хотят забрать их (как уже было при Чубайсе) в частные руки. О том, что «мы одна команда», нам рассказывают тогда, когда надо выносить тяготы и лишения. А когда дело доходит до дележа прибыли — тут, народ, извини-подвинься.
В среду стало известно, что в Подмосковье задержали группу молодых людей, планировавших теракт в воинской части в Балашихе. Среди задержанных ФСБ есть 15-летний подросток. Старшему 20 лет. Группа намеревалась взорвать военную технику и устроить поджог. Даже разработала план атаки и заранее перебросила инструменты к воинской части, чтобы сделать подкоп. Осознавали они смысл своих действий? И если да, то как?
Зое Космодемьянской, когда ее замучили фашисты, было 18 лет. Александру Матросову, когда он лег грудью на вражеский пулемет, — 19 лет. По нынешним меркам подростки, почти дети. У них не было сомнений, на чьей они стороне.
А у современных подростков есть. Есть две причины, по которым подростки «не осознают».
Первая: это та информационная политика, в результате которой СВО представляется чем-то далеким, не на нашей территории происходящим.
Вторая, главная. Больше 30 лет из каждого утюга, с каждой сцены, с каждого киноэкрана доносилось одно: сверкающий прогресс и безграничная свобода там, а у нас здесь узилище, хтонь, мрак, грязь и Мордор. А с трибун неслось унылое «бу-бу-бу» про патриотизм. Неслось людьми, давно устроившими себе прекрасную заграничную жизнь.
Министр юстиции Чуйченко на Санкт-Петербургском юридическом форуме заявил о необходимости решить вопрос с положением Конституции о запрете государственной идеологии. «Понятно, что, в принципе, ни одна страна мира таких положений в своих конституциях не имеет. Только Россия в свое время по совету наших так называемых партнеров взяла на себя эти «повышенные обязательства», — сказал он. Основная идеология так или иначе прописана в конституциях подавляющего большинства стран.
Где-то косвенно. Например, король в Дании, Швеции и Норвегии должен, согласно конституционным текстам, обязательно принадлежать к Евангелическо-лютеранской церкви. Конституция Мальты устанавливает преференцию церкви толковать, что справедливо и что ошибочно.
Где-то прямо. Например, целевым ориентиром Турции утверждается «вечное существование Турецкой нации и Родины, а также неделимое единство Турецкого государства». Интересно, что о приверженности милой сердцу «борцов за все хорошее» либеральной идеологии прямо заявляет только Конституция Камбоджи (просто образец верховенства закона и соблюдения прав человека, не так ли?).
Конституция КНР апеллирует к марксизму-ленинизму. Жестко формулируется: «В нашей стране эксплуататоры как класс уже ликвидированы, однако классовая борьба в определенных рамках будет существовать еще в течение длительного времени. Китайский народ должен будет вести борьбу против внутренних и внешних вражеских сил и элементов, которые подрывают наш социалистический строй».
У китайцев фраза «родился орком — защищай Мордор» не вызывает сомнений.
А у нас лебедь, рак и щука играют квартет.