Вечером 20 августа на Можайском шоссе, у поселка Малые Вязёмы взорвался джип, в котором ехала 29-летняя Дарья, дочь политического и общественного деятеля Александра Дугина. В Сети муссируется несколько версий о причинах теракта, от криминальной до политической. Газета «Совершенно секретно» предпочла бы дождаться выводов следствия, однако общественный резонанс, который получила трагедия, заставляет нас обратиться к сложной личности «евразийца», чтобы хотя бы понять: были ли у него враги?
С первых же часов трагедии в Сети стали бурно обсуждать причастность к теракту Украины. Первым о гибели Дарьи Дугиной объявил глава ДНР Денис Пушилин. «Мерзкие негодяи!» — написал он в своем телеграм-канале. По его словам, «террористы украинского режима, пытаясь ликвидировать Александра Дугина, взорвали его дочь».
Отреагировала главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян: «Взорвали дочь Дугина. 30 лет ей было. Нет слов. Впрочем, есть одно. Доколе?» И эмоционально добавила: «Центры принятия решений! Центры принятия решений!! Центры принятия решений!!!»
«Террористический Карфаген должен быть разрушен!» — призвал Николай Стариков. Разумеется, тоже имея в виду Киев.
«Все действия по отношению к Украине возможно выстраивать лишь из понимания, что это не дипломатия, а антитеррор. К сожалению. Я не про украинцев, не про людей. Я про власть и политическую верхушку», — написал журналист ВГТРК Андрей Медведев.
«Адрес главного здания СБУ: Киев, Владимирская, 33. Я сейчас попытаюсь уснуть, а когда проснусь, надеюсь прочитать в новостях, что его разбомбили *** вместе с подвалами», — потребовал блогер Максим Кононенко.
«Вспоминается, что несколько месяцев назад целью террористов из Киева был Владимир Соловьев. Тогда обошлось. Сегодня нет», — довольно прямолинейно намекнул политолог Марат Баширов.
«Если подтвердится украинский след, — а такую версию озвучил глава ДНР Денис Пушилин, и она должна быть проверена компетентными органами, — то речь нужно вести о политике государственного терроризма, реализуемой киевским режимом. Фактов за эти годы накопилось предостаточно: от политических призывов к насилию до руководства и участия государственных структур Украины в преступлениях», — написала в своем телеграм-канале официальный представитель МИД России Мария Захарова.
Сам убитый горем отец тоже склоняется к версии о причастности к теракту Украины. Источник «Комсомольской правды» в правоохранительных органах сообщил: «По словам Александра Дугина, они с дочерью в последнее время получали через соцсети множество угроз от украинских националистов, но не придавали им значения».
Однако есть несколько соображений, которые вызывают сомнения в том, что дружное заочное осуждение Киева имеет под собой основания. Например, Михаил Подоляк, советник главы офиса Владимира Зеленского, отрицает, что Украина имеет отношение к резонансному взрыву автомобиля в Подмосковье, в котором в субботу вечером погибла Даша.
Замечу, что Украина в последнее время, наоборот, объявляет об авторстве даже тех инцидентов, к которым объективно причастной быть не может. Странно, что она открещивается от громкого теракта, который, казалось бы, должен продемонстрировать всесильность киевских спецслужб.
Разумеется, можно возразить, что Дарья Дугина убита по ошибке, целью, тут разных версий быть не может, являлся ее знаменитый отец, поэтому Михаилу Подоляку поручено дезавуировать все подозрения. К тому же в базе «Миротворца» все же значится Александр Дугин, а не его дочь. Но давайте разберемся, представлял ли опасность для Украины русский философ.
Тут уместно вспомнить, что в феврале 2005 года, вскоре после первого украинского майдана, совместную пресс-конференцию в РИА Новости дали Александр Дугин, лидер партии «Братство» Дмитрий Корчинский и сегодня хорошо известный его заместитель Алексей Арестович. Они представили Евразийский антиоранжевый фронт, а «Корчинский согласился стать членом Высшего Совета "Евразийского движения", поступившись узконациональными идеями во имя коллективной борьбы Евразии против Атлантики и тем самым показав значимость западной угрозы». Алексей Арестович предупредил россиян, что в результате майдана Запад не может дать возможность украинцам сохранить свою культуру и быт, а вместо этого приступит к реприватизации стратегически важных объектов. «Заводы перейдут во власть Вашингтона и Брюсселя, что в итоге приведет к подмене настоящих человеческих ценности на унифицированные потребности», — добавил нынешний внештатный советник украинского президента.
Можно уверенно говорить о том, что Александр Дугин был своим человеком для самых одиозных украинских националистов вроде Дмитрия Корчинского и Алексея Арестовича. Во всяком случае, вряд ли они стали бы взрывать автомобиль человека, с которым знакомы лично, а политические пристрастия которого разделяют.
Конечно, их взгляды с тех уже далеких времен наверняка изменились, особенно после начала спецоперации России в их стране. К тому же украинские националисты — это не однородная масса с единым центром принятия решений. Какие-то группы могли действовать самостоятельно. Поэтому окончательно версию об украинском следе отбрасывать нельзя.
«Председатель Следственного комитета России А.И.Бастрыкин дал указание передать уголовное дело об убийстве журналиста и политолога Дарьи Дугиной (п. «е» ч.2 ст.105 УК РФ) для дальнейшего оперативного, всестороннего и объективного расследования в производство Главного следственного управления СК России», — говорится на сайте СКР. Остается дождаться хотя бы первых находок и выводов.
Теперь разберемся, является ли Александр Дугин врагом Украины, что могло бы спровоцировать неуравновешенных патриотов пойти на теракт. Для этого мы должны понять, что собой представляет лидер Международного Евразийского движения, как и само евразийство.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИДЕОЛОГИИ
Основательно переработанная теория евразийства Александра Дугина, которая корнями восходит к событиям вековой давности, давно на слуху и имеет много сторонников. Людям часто бывает приятно, когда им предлагают простой рецепт для решения сложных социальных проблем или сверхидея, которая их возвеличивает по факту рождения в той или иной географической точке. На мой взгляд, вроде бы сложная в первом приближении философская теория на самом деле не особо мудреная и, безусловно, имеет право на существование. Если бы не настойчивые, почти агрессивные попытки превратить ее в государственную идеологию, что вызывает по меньшей мере настороженность.
Считается, что Александр Дугин осовременил классическое евразийство, противопоставив его западному либерализму и постмодерну, однако это не самое существенное отличие. Евразийцы отрицали существование славянского культурно-исторического типа и считали, что культуры «туранских народов» (финно-угры, тюрки), связанных с русскими общей исторической судьбой, ближе к русской культуре, чем культуры западных славян (чехов, поляков). Евразийцы отвергали также и панславистский политический проект, их идеалом было федеративное евразийское государство в границах СССР до 1939 года (правда, евразийцы предлагали включить в состав СССР еще и Монголию).
Самое примечательное, что евразийство имеет вполне практическое наполнение. Например, Союз Советских Республик Европы и Азии (Европейско-Азиатский Союз) — проект союза республик в виде конфедерации, который мог прийти на смену СССР, был предложен в 1989 году сопредседателем Межрегиональной депутатской группы Съезда народных депутатов СССР Андреем Сахаровым и разработан им при участии членов группы Галины Старовойтовой, Анатолия Собчака и других.
Можно уверенно утверждать, что евразийская идея давно носится в воздухе.
В 1994 году Нурсултан Назарбаев во время официального визита в Россию впервые обнародовал свой «Проект о формировании Евразийского Союза Государств (ЕАС)» перед элитой российского научного сообщества в МГУ им. Ломоносова. Именно президент Казахстана, а не лидеры России, Украины и Белоруссии, развалившие СССР в Беловежской пуще, был последовательным сторонником экономической интеграции постсоветских республик.
Наконец, в 2012 году было создано Евразийское экономическое пространство (Единое экономическое пространство, ЕЭП) — общий рынок, обеспечивающий свободное перемещение людей, товаров, услуг и капитала в рамках Евразийского экономического союза. В него вошли Белоруссия, Казахстан, Россия, Армения и Киргизия.
Другими словами, евразийство как экономическая концепция всегда существовала или, во всяком случае, была на слуху в экс-республиках СССР. Но евразийцы-мыслители вкладывали в термин совершенно иной смысл.
Безусловно, в евразийстве как идее нет ничего плохого. Скажу больше, Россия действительно находится в середине самого большого материка, разделяя своей гигантской территорией две противоположные, принципиально отличающиеся друг от друга цивилизации — Поднебесную и Западную империи.
Главное их отличие — отношение к языку и государственности. В Китае люди, говорящие на разных языках, имеющие разные семейные уклады и традиции, тем не менее считают себя ханьцами и легко подчиняются единому лидеру, будь то император или генсек КПК (Коммунистической партии Китая). В Европе же любое отличие — религиозное, языковое, национальное — неизбежно приводит и всегда приводило к самым жестким проявлениям сепаратизма. Каталонцы требуют для себя отдельного государства, баски, северные ирландцы, шотландцы, фламандцы, корсиканцы, тирольцы и даже баварцы с бретонцами хоть и неявно, но отделяют себя от государств, в составе которых находятся. В Китае такое немыслимо.
Россия представляет собой некую промежуточную конструкцию — мы давным-давно живем в едином государстве, как ханьцы, однако внутри него чисто по-европейски разделены на государства-республики.
Но может ли такая традиция являться предметом гордости, чего требует любая идеология? Сомнительно. Скорее, это просто реальность, в которой мы существуем.
Историк Лев Гумилев, чья спорная (хотя и привлекательная для неспециалистов) теория пассионарности стала популярной, называл себя последним евразийцем. В своих работах он развил оригинальную концепцию: как и его предшественники и единомышленники, ученый считал истоком евразийского политического и культурного единства не Киевскую Русь, а империю Чингисхана, рассматривавшуюся как «степная цивилизации». Как и евразийцы, Гумилев считал, что татаро-монгольский период имел положительное значение для развития государства и сохранения православных устоев против идеологической и военно-политической экспансии Запада.
Коллеги Льва Гумилева не раз аргументированно критиковали как его теорию, так и убежденность в позитивном значении татаро-монгольского ига для Древней Руси. Однако чисто академический спор благодаря популяризаторским талантам автора одной из многих исторических концепций вырвался из тиши аудиторий и стал овладевать умами в разгоряченном советском обществе 1980-х годов. Евразийство благодаря Льву Гумилеву обрело теоретическую базу и обоснование, после чего Александр Дугин, по-видимому, искренне проникшись идеями популярного историка, решил превратить их в государственную идеологию.
К счастью, он в этом не преуспел, во многом благодаря своим эпатажным высказываниям, увлечению политикой и не очень стройной логике.
«Многие специалисты, бравшиеся за исследование дугинских теорий, приходили к выводу, что искать в них какое-либо единство или внутреннюю логику попросту бессмысленно — слишком пестр и противоречив набор идеологий, которые Дугин транслировал в разное время на разные аудитории (как сказал Лимонов, «чего спрашивать с Дугина, он же сказочник»). Более того, кое-кто полагает, что вообще все дугинское мифотворчество можно понять, только исходя из колебаний внешнеполитической конъюнктуры», — считает философ Тимур Полянников.
Доктор богословия и философии, протодиакон Андрей Кураев считает, что во взглядах Александра Дугина присутствует оккультизм. Он «опаснее любой Блаватской (потому что умнее и образованнее). Как и у Блаватской, это попытка переварить Православие в каббалистику. Достаточно вспомнить его статью «Мессианство Каббалы». Неприкрытая апология террора, жажда превратить Православие в революционно-террористическую идеологию также не вызывают желания сближаться с этим человеком. Ну зачем притворяться «старовером» — и при этом рекламировать наркоту?» — удивляется популярный богослов.
ДУГИН И ВЛАСТЬ
«Битва за Украину — это битва за наш народ, нашу историю, нашу душу», — как-то написал Александр Дугин. Теоретически, эта мысль могла вызвать раздражение у украинских патриотов. Но так формулировали отношение к соседней державе многие российские журналисты, публицисты и даже блогеры. Почему же под ударом оказался именно Дугин, занявший лишь 36 место среди самых влиятельных интеллектуалов России?
На Западе и в Турции считается, что он во многом влияет на современную российскую внешнюю политику, имеет плотные связи с силовиками и даже с Владимиром Путиным. Но вряд ли на Украине не осведомлены о реальном положении, которое занимает философ. Во всяком случае, не остался не замеченным скандал с его увольнением из МГУ, где с сентября 2009 года по июнь 2014 года он исполнял обязанности заведующего кафедрой социологии международных отношений социологического факультета.
Произошло это после того как в одном интервью он заявил: «Ведь над кем издевался Саня Билый, покойный? Над такими же украинцами как он, на самом деле это совершенно не какие-то инородцы. И что он начал творить? Его остановили. Но сейчас пришли еще более страшные люди, — мы не видели зверств Сани Билого, он просто за галстук потаскал какого-то, очень безобразная была сцена. Но то, что мы видим 2-го мая, это уже выходит за все пределы. И я думаю убивать, убивать и убивать. Больше разговоров никаких не должно быть. Как профессор я так считаю».
Позже в ряде СМИ абзац сократили и окрасили в национальный колорит: «Украинцев нужно убивать, убивать и убивать, это я вам как профессор говорю», — якобы сказал Дугин. Конечно, цитирование не точное. Но все же близкое к оригиналу.
Если бы скандальный профессор-евразиец был действительно в близких отношениях с российским президентом, Путин вряд ли допустил бы его увольнения из МГУ. Нет, никакого влияния на Кремль он не оказывает. А уж о том, что его убийство нанесло бы непоправимый урон русской философской мысли, и говорить нечего.
Чтобы выйти на заказчиков теракта, Следственному комитету РФ предстоит проделать огромную работу, как и всегда при расследовании таких преступлений. Но украинский след не должен становиться единственной рабочей версией. Похоже, есть и другие.
P.S. Когда готовился этот материал, ФСБ России уже в понедельник 22 августа, спустя всего два дня после трагедии, объявило о раскрытии убийства Дарьи Дугиной. Согласно официальному заявлению Центра общественных связей ФСБ, преступление подготовлено и совершено украинскими спецслужбами, а его исполнителем является гражданка Украины Наталья Вовк, которая после убийства скрылась в Эстонии.
По версии оперативников ФСБ, которую теперь вряд ли кому-то получится опровергнуть, 43-летняя Вовк с 12-летней дочерью Софьей Шабан арендовали квартиру в Москве в доме, где проживала погибшая. А в день убийства обе находились на литературно-музыкальном фестивале "Традиция", где Дугина присутствовала в качестве почетного гостя. После совершения управляемого подрыва автомашины Toyota Land Cruiser Prado Вовк вместе с дочерью выехала через Псковскую область в Эстонию. В подтверждение своей версии ФСБ опубликовало видео въезда Натальи Вовк с дочерью Софьей на территорию России на автомобиле Mini Cooper и дало свой комментарий: «Для наблюдения за журналисткой преступники использовали автомашину Mini Cooper. При этом при въезде в Россию использовались номера Донецкой Народной Республики – Е982ХН DPR, в Москве – казахстанские номера 172AJD02, а при выезде – украинские AH7771IP».
Тем не менее, по мнению опрошенных «Совершенно секретно» экспертов официальное, практически молниеносное, раскрытие убийства Дарьи Дугиной оставляет еще больше вопросов, чем ответов.