Убившая ребенка няня утверждает, что хотела отомстить «Путину за бомбардировки». В Кремле и СКР призывают не обращать внимания на слова «невменяемой женщины». Пока нет явных признаков, что она связана с экстремистами
Обвинение Гюльчехре Бобокуловой, пока находящейся в статусе подозреваемой, будет предъявлено 4 марта, сообщил РБК собеседник в правоохранительных органах, знакомый с ходом расследования. Это подтверждает и источник «Интерфакса» в правоохранительных органах. Собеседник агентства полагает, что Бобокуловой вменят три статьи: «убийство», «умышленное уничтожение имущества путем поджога» и «ложное сообщение об акте терроризма» (ст.105, 167 и 207 УК РФ соответственно). Из составов этих статей следует, что в СКР пока не видят прямой связи между няней и террористическими или экстремистскими организациями.
Как заявила во время заседания Пресненского суда следователь СКР Ольга Лаптева, пока Бобокулову подозревают только в убийстве малолетнего, заведомо для виновной находящегося в беспомощном состоянии (п.«в» ч.2 ст.105 УК РФ). По данным Следственного комитета, утром 29 февраля няня убила четырехлетнюю девочку, отрезала ей голову и, упаковав ее в пакет, положила в рюкзак, после чего подожгла квартиру.
Собеседник РБК, близкий к правоохранительным органам, полагает, что решение о том, как будет звучать обвинение в окончательной редакции, будет сильно зависеть от итогов психиатрической экспертизы. Тогда же будет решаться вопрос о переквалификации обвинения и о том, может ли появиться в деле «террористическая» статья.
По воле Аллаха
Сама Бобокулова на видео, которое появилось в Сети (судя по записи, оно могло быть сделано сразу после ее задержания, но происхождение ролика неизвестно), объясняет свои действия местью президенту Владимиру Путину за бомбардировки и утверждает, что хотела уехать в Сирию.
Неизвестный собеседник на видео задает уточняющий вопрос, не планировала ли женщина присоединиться к запрещенному в России «Исламскому государству». «Не знаю. Я там жить хотела», — ответила женщина. На этой же записи она уточнила, что хотела бы жить в «мусульманском городе», где «лицо [у женщин] закрыто».
Перед задержанием Бобокулова пришла к станции метро «Октябрьское Поле» с отрезанной головой ребенка и начала кричать: «Аллах акбар!»
Бобокулова не отрицает, что совершила убийство. Перед заседанием Пресненского суда, который арестовал ее на два месяца, она объяснила журналистам свои мотивы так: «Аллах приказал».
Заболевание
В Следственном комитете 3 марта призвали с осторожностью относиться к словам Бобокуловой. «У человека с давно установленным диагнозом «шизофрения» мотив в момент совершения преступления, как правило, не совпадает с теми объяснениями, которые он дает постфактум, — говорится в заявлении представителя ведомства Владимира Маркина, которое поступило в РБК. — Тем более такие преступления подобные люди совершают в момент резкого обострения болезни, а объясняют свои поступки уже в стадии ремиссии. Поэтому от них можно услышать самые невероятные и фантастические версии мотивов. Я думаю, что если кому и стоит серьезно отнестись к ее словам, так это специалистам в области психиатрии».
Маркин отметил, что в рамках уголовного дела подозреваемая пройдет стационарную психолого-психиатрическую экспертизу в России. По словам Маркина, следователи также связались с коллегами из Узбекистана, которые уже выразили готовность оказать содействие в сборе информации о личности подозреваемой.
Назначение Бобокуловой психиатрической экспертизы ранее подтвердила РБК представитель столичного управления СКР Юлия Иванова. Экспертиза в Институте психиатрии им. Сербского проводится в течение как минимум месяца.
По данным «Интерфакса», диагноз «шизофрения» был поставлен подозреваемой еще в 1999 году. Эту информацию «Московскому комсомольцу» подтвердил представитель МВД Самаркандской области, откуда женщина переехала в Россию. А в Самаркандском областном психоневрологическом диспансере заявили, что Бобокулова состояла на учете с 2003 года.
Отец Бобокуловой Бахретдин Тураев рассказал «Газете.Ru», что его дочь проходила лечение в больнице. «Она слова какие-то странные говорить стала, голоса ей мерещились, слушаться перестала, агрессия появилась какая-то», — отметил Тураев. Он также уточнил, что правоохранительные органы задержали ее старшего сына. Причину задержания Тураев не знает.
Были ли соучастники
Тем не менее СКР полагает, что к преступлению могут быть причастны другие лица. «До настоящего времени не установлены соучастники и подстрекатели к преступлению. Оставшись на свободе, Бобокулова может с ними связаться», — отметила следователь Ольга Лаптева в суде. По информации «Коммерсанта», к числу соучастников СКР относит сожителя Бобокуловой из Таджикистана, который мог увлечь женщину ваххабитскими идеями.
Вечером 2 марта «Интерфакс» со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщил, что в телефоне Бобокуловой оперативники обнаружили номера двух абонентов, которые проходили по ориентировкам как связанные с одной из международных экстремистских группировок. В список контактов Бобокуловой они были внесены в этом году, когда она находилась в отпуске в Узбекистане. «В понедельник, когда было совершено убийство ребенка в квартире на улице Народного Ополчения, один из этих абонентов отключил телефон», — сказал источник «Интерфакса». Собеседник агентства отметил, что сейчас специалисты устанавливают местонахождение обоих мужчин и выясняют, находились ли они в Москве и встречались ли с Бобокуловой, в том числе в квартире, где она работала няней.
Маркин в разговоре с «Интерфаксом» опроверг информацию о номерах экстремистов в телефоне Бобокуловой.
Собеседник РБК в правоохранительных органах полагает, что следствие как максимум установит связь сожителя подозреваемой с одной из небольших группировок, однако велика вероятность, что женщину просто использовали, как это было в случае со студенткой МГУ Варварой Карауловой, которая решила отправиться на территорию запрещенного в России «Исламского государства», чтобы увидеться со своим возлюбленным.
Председатель программы «Религия, общество и безопасность» в московском Центре Карнеги Алексей Малашенко в разговоре с РБК также не исключил, что Бобокулова стала жертвой манипуляций. Но, по словам эксперта, важно установить, спровоцировали ли исламистские идеи ее помешательство.
Действия полиции
Прокуратура проверит действия полицейских, задержавших Бобокулову 29 февраля. Как заявил заместитель генпрокурора РФ Александр Буксман, надзорное ведомство выяснит, насколько оперативно действовали правоохранительные органы. Ранее полицию раскритиковали за медлительность пользователи в социальных сетях, в том числе основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный.
В МВД официально не прокомментировали действия полицейских, однако заместитель начальника полиции по оперативной работе УВД по СЗАО столичного ГУВД Валерий Крученков рассказал «Новой газете», что правоохранительным органам потребовалось около 40 минут для нейтрализации подозреваемой. «Задерживать ее изначально было опасно: это бездумное задержание могло повлечь гибель сотрудников и окружающих граждан. Первые задачи — максимально быстро взять ее под контроль и эвакуировать людей. Один из сотрудников побежал от женщины, это есть на видео. Это не трусость, он обязан был так сделать», — отметил полицейский.
Крученков уточнил, что около 20 минут женщина лежала на земле с руками за головой, но задержана не была, поскольку для этого «не было оснований». «Не имело смысла пытаться ее задерживать в этом положении, тем более для этого нужна специальная экипировка, — сказал Крученков. — Потом женщина просто замерзла лежать, встала и пошла в сторону сотрудников полиции. В тот момент было два решения вопроса: либо стрелять на поражение, либо применять физическую силу. Сотрудник принял второе решение, на мой взгляд, это было достаточно рискованно».