А стала королевой эпизода. Незабываемая комедийная актриса скончалась на 78 году жизни
Наталью Крачковскую открыл для кино Леонид Гайдай - и до конца дней, сначала его, а потом и своих она осталась прежде всего актрисой Гайдая. Именно когда он снимал "12 стульев", ее карьера началась по-настоящему: говорят, он искал на роль гражданки Грицацуевой "актрису, похожую на жену звукооператора Крачковского", а потом решил эту самую жену для простоты и снять.
И так родилась незабываемая характерная актриса: после великолепной роли в "12 стульях" она играла в "Иване Васильевиче" ("И тебя вылечат, и тебя вылечат... И меня вылечат!"), в "Не может быть!" (там она покупала натюрморты, оценивая их по стоимости изображенных на них продуктов), в "Инкогнито из Петербурга" (полузабытой экранизации "Ревизора"), в последних гайдаевских картинах - "Частный детектив, или Операция "Кооперация" и "На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди". Их взаимодействие - пример прекрасного симбиоза режиссера и актрисы, которая идеально подходила для его эксцентрики.
Она рассказывала в интервью, что другие режиссеры ее брали в свои фильмы довольно неохотно (со словами "Ты же гайдаевская!") Но уникальной фактуры Крачковской хватало, чтобы запомниться в самой крошечной роли. Она была словно пряность, которая делала любое блюдо незабываемым. Сейчас в новостях на автомате говорят, что она снималась в "Покровских воротах" и в "Место встречи изменить нельзя", даже не думая о том, что она провела на экране считанные секунды: в первом случае у нее вообще не было слов, а во втором - только слова популярной в 40-е песенки. Вот так же она появилась во многих других картинах, совершенно проходных, которые видели и забыли - в отличие от нее.
Наталья Белогорцева родилась в 1938 году, согласно желанию матери пыталась стать архивистом, хотя мечтала о карьере актрисы. Картины, в которые она сумела пробиться в 50-е ("Повесть об агрономе", "Все начинается с дороги") сейчас не вспомнят даже специалисты по советскому кино. Потом была встреча с будущим мужем, звукооператором Владимиром Крачковским: она взяла его фамилию и благодаря ему попала на съемки к Гайдаю. И ее потом много лет просили рассказать, как снималась погоня мадам Грицацуевой за Остапом Бендером.
- Мне сразу сказали, что я все в этой сцене буду делать сама - дублершу на меня найти очень трудно. Я пришла в павильон, вижу - там выстроена извилистая лестница в пять этажей высотой. «Вы по ней бегать будете». Я спросила: «Сколько?» - «Ну, сколько сможете». В общем, я бегала ровно две недели.
Решила, что самое страшное уже позади. Но нет, впереди были часы, на которых мне надо было висеть. Я повисела. Было страшно, но терпимо.
А потом мне сказали: «Ну отлично, следующее у вас - транспортер. Вот видите ленту? Ложитесь, болтайте ногами. В середине транспортера - мостик, на вас его аккуратно, на леске, опустят, и дальше вы поедете с ним. Ну обыкновенный такой мостик, два квадратных метра». Тут я уже сказала: «Дорогие мои, я не цирковая актриса, а драматическая!» Но все-таки решила мостик осмотреть - оказалось, он сделан из пенопласта. Ну хорошо. Я ложусь на транспортер, еду за Гомиашвили, кричу: «Суслик!» Лента подъезжает к мостику, его опускают мне на ноги - и я издаю рев, как паровозный гудок. Я не верила, что такой рев может издать человек и тем более женщина. Этот мостик внутри был сбит огромной чугунной рейкой!
Гайдай как режиссер умер прежде смерти: его последние картины оказались совсем беспомощны. Крачковская в отсутствие своего любимого постановщика снималась во всякой ерунде, которую никто толком и не смотрел. Но, кажется, до последних дней сохраняла аппетит к жизни - играла в театре, украшала своим участием неплохие сериалы вроде "Моей прекрасной няни", шутила над собственным весом, даже свой диабет обращала в плюс с помощью съемок в рекламе (ее запомнили, а какой именно прибор она рекламировала - вряд ли). Да, любой врач будет утверждать, что лишний вес в комбинации с диабетом ведут к несчастьям - только Наталья Крачковская доказала, что не всегда: она прожила жизнь долгую и, судя по всему, далеко не самую грустную.
P.S.: Коллеги признаются, что Наталья Крачковская всю жизнь мечтала сыграть главную роль в каком-нибудь фильме. Но так и не довелось. Однако никто не будет спорить, что она стала настоящей королевой эпизода...
ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ - О НАТАЛЬЕ КРАЧКОВСКОЙ
Режиссер Юрий Кара о Наталье Крачковской: Этой доброты будет очень не хватать
Режиссер Юрий Кара до самого последнего момента не верил, что болезнь одолеет Наталью Леонидовну.
- Она замечательный и добрый человек. Такой и останется. Ее улыбка замечательная, доброжелательное отношение ко всем. Очень добрый был человек. И вот этой доброты будет очень не хватать, - рассказал в эфире Юрий Кара Радио «КП».
Алексей Булдаков о Наталье Крачковской: удивительный был человек, веселый был человек
Настоящим оптимистом Наталью Леонидовну запомнит актер, коллега по съемочной площадке Алексей Булдаков.
- Человек ушел. Естественно, это всегда беда. Что мне больше всего в ней нравилось, она была удивительно оптимистичным человеком. Не помню случая, чтобы она что-то грустила, может быть, это и сидело внутри нее, но это никогда не показывалось. Всегда с юмором, всегда с доброжелательностью и по отношению к партнерам, и по отношению к обществу. И вообще, удивительный был человек, веселый был человек, - сказал Булдаков в эфире Радио «КП».
Юрий Чернов: Наталья Крачковская была всенародной любимицей и настоящей звездой
- Она была удивительной женщиной. Добрая, обаятельная, красивая душой, талантом. Она была потрясающей. Царство ей небесное. Она была такая партнерша великолепная, такая труженица, ее так любили люди все, ее так любил зритель. Просто, знаете, невозможно было идти с ней рядом, потому что ее все обожали, подходили, говорили прекрасные слова, дарили все, что можно было, готовы были все ей отдать, - сказал Чернов в эфире Радио «КП».
ПОЛНАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ НАТАЛЬИ КРАЧКОВСКОЙ
1 «Секрет Фараона», 2004, реж. Михаил Кокшенов
2 «Юбилей прокурора», 2003, реж. Михаил Кокшенов
3 «Жизнь кувырком», 2003, реж. Михаил Кокшенов
4 «Лифт уходит по расписанию», 2002, реж. Михаил Кокшенов
5 «Племянник, или русский бизнес 2», 2002, реж. Михаил Кокшенов
6 «Москва смеется», 2002, реж. Владимир Златоустовский
7 «Королева красоты или очень трудное детство», 2002, реж.Игорь Ахмедов
8 «Улыбка Мелометы», 2002, реж. Михаил Кокшенов
9 «Курортный роман», 2001, реж. Сергей Никоненко
10 «Герой ее романа», 2001, реж. Михаил Кокшенов
11 «Идеальная пара», 2001, реж. Алла Сурикова
12 «Медики», 2000, реж. Евгений Соколов
13 «Старые песни о главном 3», 1998, реж. Василий Пичул
14 «Дети понедельника», 1997, реж. Алла Сурикова
15 «Клубничка», 1997, реж. А. Беленький
16 «Московские каникулы», 1995, реж. Алла Сурикова
17 «Русское чудо», 1994, реж. Михаил Кокшено
18 «Русский счет», 1994, реж. Михаил Кокшенов19 «Мастер и Маргарита», 1994, реж. Юрий Кара
20 «Альфонс», 1993, реж. Владимир Златоустовский
21 «Сыскное бюро "Феликс"», 1993, реж. Владимир Лаптев
22 «Русский бизнес», 1993, реж. Михаил Кокшенов
23 «Витька Шушера и автомобиль», 1993, реж. Вероника Токарская
24 «Сокровище моей семьи», 1993, реж. Рольф Канефски, Эдуард Старосельский
25 «Три августовских дня», 1992, реж. Ян Юнг
26 «Ка-ка-ду», 1992, реж. Сергей Гурзо- мл.
27 «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди», 1992, реж.Леонид Гайдай
28 «Чокнутые», 1991, реж. Алла Сурикова
29 «Не спрашивай меня ни о чем», 1991, реж. Роман Качанов-мл., Иван Бирюков
30 «Говорящая обезьяна», 1991, реж. Георгий Овчаренко
31 «По ком тюрьма плачет...», 1991, реж. Георгий Кеворков
32 «Шальная баба», 1990, реж. Александр Трофимов
33 «Аферисты», 1990, реж. Всеволод Шиловский
34 «Частный детектив, или Операция "Кооперация"», 1990, реж. Леонид Гайдай
35 «Благородный разбойник Владимир Дубровский», 1988, реж. Вячеслав Никифоров
36 «Артистка из Грибова», 1988, реж. Леонид Квинихидзе
37 «Раз, два горе - не беда!», 1998, реж. Михаил Юзовский
38 «Фильм Человек с бульвара Капуцинов», 1987, реж. Алла Сурикова
39 «Ссуда на брак», 1987, реж. Константин Воинов
40 «Раз на раз не приходится», 1987, реж. Ара Габриэлян
41 «Цирк приехал», 1987, реж. Борис Дуров
42 «Нужные люди», 1986, реж. Владимир Алеников
43 «Дополнительный прибывает на второй путь», 1986, реж. Валерий Ахадов, Сайдо Курбанов
44 «Салон красоты», 1985, реж. Александр Панкратов-Черный
45 «После дождичка, в четверг...», 1985, реж. Михаил Юзовский
46 «Поручить генералу Нестерову...», 1984, реж. Борис Галкин
47 «Легенда о любви», 1984, реж. Латиф Файзиев, Умеш Мехра
48 «И жизнь, и слезы, и любовь...», 1983, реж. Николай Губенко
49 «Обещаю быть!...», 1982, реж. Вячеслав Максаков
50 «Покровские ворота», 1982, реж. Михаил Козаков
51 «Там, на неведомых дорожках...», 1982, реж. Михаил Юзовский
52 «Василий Буслаев», 1982, реж. Геннадий Васильев
53 «Просто ужас», 1982, реж. Александр Полынников
54 «Женатый холостяк», 1982, реж. Владимир Роговой
55 «Будьте моим мужем», 1981, реж. Алла Сурикова
56 «Брелок с секретом», 1981, реж. Вера Токарева
57 «Пощечина», 1980, реж. Генрих Малян
58 «Место встречи изменить нельзя», 1979, реж. СтаниславГоворухин
59 «Пена», 1979, реж. Александр Стефанович
60 «Суета сует», 1978, реж. Алла Сурикова
61 «Следствие ведут знатоки. Дело N13. До третьего выстрела», 1978, реж. Вячеслав Бровкин
62 "Инкогнито из Петербурга", 1977, реж. Леонид Гайдай
63 «Мама», 1976, реж. Элизабет Бостан
64 «Два капитана», 1975, реж. Евгений Карелов
65 «Шаг навстречу», 1975, реж. Наум Бирман
66 «Не может быть!», 1975, реж. Леонид Гайдай
67 «Мальчик и лось», 1975, реж. Инна Туманян
68 «Рассказы о Кешке и его друзьях», 1974, реж. РадомирВасилевский
69 «Иван Васильевич меняет профессию», 1973, реж. Леонид Гайдай
70 «Эта веселая планета», 1973, реж. Юрий Сааков, Юрий Цветков
71 «Чиполлино», 1973, реж. Тамара Лисициан
72 «Калина красная», 1973, Василий Шукшин
73 «Двенадцать стульев», 1971, реж. Леонид Гайдай
74 «Битва в пути», 1961, реж. Владимир Басов
75 «Все начинается с дороги», 1959, реж. Николай Досталь, Виллен Азар
76 «Повесть об агрономе», 1955, реж. Николай Фигуровский