В Роттердаме на удивление предсказуемо закончился первый в истории «ковидный» и «полуюбилейный» 65-й по счету конкурс «Евровидение-2021», безупречно организованный и невероятно красочный. Как и предсказывали прогнозы накануне события, победила Италия с авангардной рок-группой Måneskin («Монескин») с 524 баллами, опередив других признанных фаворитов: Францию с а-ля-Эдит Пиаф-шансоньеткой Барбарой Прави (499) и Швейцарию с грустным тенором Gjon’s Tears (432).
Значительно лучше прогнозов выступила Россия с Манижей раздора, заняв 9-е место вместо предсказанного 16-го.
Впрочем, настоящим победителем конкурса «Евровидение-2021» в Роттердаме можно было бы назвать все-таки британца Джеймса Ньюмана. Мультиплатиновый музыкант, номинант Grammy и победитель премии Brit Award, продолжая лучшие британские традиции на «Евровидении», получил по нулю баллов как от зрителей, так и от членов профессионального жюри из 26 стран. Теперь этим членам предстоит, видимо, до конца их никчемных дней нервно просыпаться по ночам в холодном поту. Однако то, с какой истинно британской невозмутимостью хит-музыкант принял «убийственный» евровердикт, иронично изобразил неподдельный восторг и искреннюю радость и как уважительно его «отхлопали» коллеги-конкурсанты и зрители в зале, однозначно делало его победителем, по крайней мере – моральным.
Даже трудно себе представить всю степень падучей неврастении где-нибудь в московской студии, случись, тьфу-тьфу, такое не то что с Манижей, а даже с приснопамятной «женщиной-горой» Юлией Самойловой – при врожденной мании вселенского заговора и вражьих козней всего и вся против неизменно белых и пушистых нас. Вечно третируемая на Евросонге Англия при этом веселится и куражится каждый раз, огребая по нулям… Хотя вот тоже взяла да Брекзит объявила с какого-то перепугу. Тоже, видать, почуяла вражью хватку и подозрительные еврокозни…
Нули от зрителей и сущие слезы от жюри (6 и 11 баллов) получили также Испания (Блас Канто) и Нидерланды с суринамским иммигрантом Жангу Макруем. В этом смысле, кстати, между Макруем и Манижей, иммигрировавшей в детстве, как все знают, в Россию из Таджикистана, много общего, кроме одного: ни одна нидерландская даже псина не додумалась гавкнуть по поводу «понаехавшего тут» Жангу, не отправляла его петь назад в Суринам и не строчила жалобы в Гаагский трибунал да местную прокуратуру с подозрениями на «противоправное пение» и экзистенциальными сомнениями патриотов в духе: «Нам своих, что ли, не хватает?». Два мира, два детства, в общем…
При этом оба, Жангу и Манижа, что тоже их роднило, самозабвенно и с чувством топили «за свою Родину». Один – за Нидерланды, другая – за Россию. Так что порой даже казалось, что Россия – это уже почти Нидерланды. Все-таки волшебная сила – у искусства.
Что однозначно – атмосфера нынешнего «Евровидения» в Роттердаме действительно была уникальной по сравнению даже со всеми другими «евровидениями» – беспрецедентно расслабленной и дружелюбной. Как ни крути, но всегда возникали обстоятельства и поводы подпортить какой-нибудь мелкой пакостью декларируемые дружелюбность и институциональную «внеполитичность» конкурса. А тут – как по маслу. Ни одного скандала, дрязг, терок, насупленных гримас, камней за пазухой и прочего неформидабля. Даже Манижа и украинцы Go_A подписались друг на друга в Инстаграме… И ничего. Небеса не рухнули на землю, соловьи не умолкли…
Видимо, год без «Евровидения», побитого треклятым коронавирусом, критически сказался на глобальном мироощущении. Похоже, по «конкурсу для домохозяек» так соскучились, что даже непримиримые скептики, хулители, критики, пессимисты и язвенники (в смысле – те, кто язвит по любому поводу) вдруг начали если и не петь дифирамбы, то находить неожиданно теплые и комплиментарные эпитеты. Даже стойкие и идеологически выдержанные рок-инди-андеграунд-прогрессив-глашатаи уровня Маргариты Пушкиной или Артемия Троицкого вдруг обнаружили, что на конкурсе в кои-то веки «появилась интересная музыка». Упоминались, в частности, те же итальянцы Måneskin, или финские приспешники какого-нибудь «линкинпарка» Blind Channel, или исландские техно-диско-приколисты Daði og Gagnamagnið, или украинская группа Go_А, буквально сразившая Евросонг своей ворожбой в уникальном стиле сайбер-фолк, не говоря уже об обласканных критиками бельгийцах Hooverphonic, мэтрах симфопопа с четверьтвековым стажем в реестрах мировой музыкальной элиты.
Хотя, руку на сердце положа, музыкально и содержательно нынешнее «Евровидение» ничем не отличалось от всех предыдущих, по крайней мере с 2003 года, когда я протоптал туда свою тропу. По атмосфере – да, оно было действительно феноменальным и экстраординарным. В остальном, как всегда, хватало и хорошей музыки, и никакой, и ярких классных артистов-музыкантов, и обычных чучел огородных… Просто соскучились и тут же, стало быть, заценили то, от чего прежде воротили пресыщенные снобистские носы… Урок, однако…
***
Манижа – однозначная героиня «Евровидения» и к тому же звезда Роттердама. Да, ее мелодичный хук-припев из песни Russian Woman с азартом запевали таксисты, продавцы на рынке, официанты, случайные прохожие, как только встречали кого-то from Russia. В эти моменты вполне справедливо возникал вопрос: «Они же не все песни конкурса выучили наизусть?» Значит, запомнили, отметили для себя – артистку, песню, прониклись образом, настроением, распробовали за яркой формой выстраданный и важный месседж, который при всей утрированной этнике оказался абсолютно коспомолитичным, общечеловеческим и совершенно понятным даже без перевода.
Поэтому песня Russian Woman и стала хитом, которым бы никогда не стала, если бы исполнялась на английском языке, в чем ей предъявляли претензию иные хоть и напыщенные, но крайне недалекие «знатоки». Именно русский язык вкупе со всем ярким музыкальным и постановочным наполнением сделал Russian Woman лидером онлайн-просмотров среди всех евровидийных номеров и вошел по итогам конкурса в европейский топ-10.
Очевидный успех поумерил пыл хейтеров, и теперь из телеэфиров елеем полились славословия и прозрения. Половина, конечно, натужные и фальшивые, но хоть так. Это большая победа – и лично Манижи, и в целом страны, в которой так неожиданно, просто из-за песни, почти случайно влетевшей на орбиту известности, так драматично обнажился глубочайший общественный излом в извечном противостоянии духа просвещения и бездны мракобесия.
Эмоционально переживая свой европоход, Манижа приняла почти единодушный вердикт европейских телезрителей и жюри с радостью, благодарностью и облегчением, которое наступает от осознания хорошо сделанной работы.
«Я сделала все для того, чтобы русский язык прозвучал в 39 странах одновременно! – сказала Манижа после объявления результатов голосования. – Мы показали, что наша страна – разная, многонациональная, но мы вместе! Я благодарю всех, кто поддерживал, всех, кто голосовал! Я, правда, чувствовала эту поддержку в непростое, но такое важное для нашей команды время!»
Удивительно, что на этот раз в России даже воздержались от излюбленных конспирологических ковыряний голосования, проявив почти английский подход, и не стали разбирать по косточкам мотивы жюри и телезрителей разных стран. Хотя статистика всегда вещь любопытная.
Телезрители, например, в сумме поставили России 100 баллов (из 204), от жюри в итоге набралось даже больше, но интересно, кто поставил нули: жюри Болгарии, Сербии, Мальты, Эстонии, Сан-Марино, Албании, Норвегии, Испании, Великобритании, Австрии, Италии, Румынии, Литвы, Грузии, Украины. Зато Португалия и Франция дали по 10, а Россия Франции – жирный ноль. Во-первых, неприлично. Во вторых – Франции! С ее изумительной Барбарой Прави! Вот как такое может быть? Судьи кто? На мыло! И как же теперь должно быть стыдно…
Тем временем эмоциональный накал финала был настолько велик, что Манижа посеяла где-то свою аккредитацию – святая святых конкурса, запуганного COVIDом, где без бумажки, строго регламентирующей все передвижения по арене, ты практически какашка. Причем потеря обнаружилась прямо перед выходом на сцену.
Над артисткой сжалились и все-таки пустили спеть да сплясать. Вот бы был фурор, если б не пустили. Но аккредитацию она так и не нашла, в результате чего на выходе ее мог банально заблокировать турникет. Возникла вероятность того, что Манижа навсегда останется в «Ахой Арене», будет жить там, понимаешь, как привидение.
Полюбившие артистку голландцы были бы совсем не против столь заманчивой перспективы. К счастью, организаторы пошли на должностное преступление и выпустили Рашен Вумен из Ахойского заточения, а то бы не дождались мы назад наше новоиспеченное нацдостояние…
***
Удача, хотя, возможно, и не та, которой хотелось, улыбнулась и Филиппу Киркорову. Поп-королю, отправившемуся в этот раз брать измором «Евровидение» под флагом Молдовы с блондинкой Натальей Гордиенко и поп-шлягером Sugar, пророчили место не выше 19-го, а они (не без помощи российского жюри, кстати, от широты души метнувшего «нашенькому» 12 баллов) заграбастали аж 13-е. Цифирь, конечно, с налетом инфернальности – чертова дюжина, но Фил не унывает.
– Важно, что нас поддержали близкие страны – Россия, Греция, Болгария, – сказал «Мистер Евровидение» в разговоре с «МК». – Все-таки не зря меня называют болгарином с русской душой. Главное, что Наташа подобрала ключик к миллионам сердец, и ее теперь знает вся страна. Важно, что ее творческий взлет начнется с этих 12 баллов от России на этой сцене. Уверен, что она полетит очень высоко.
Конечно, она немножко расстроилась, но конкурс сильнейший в этом году. Участники очень разные, впереди нас были только другие жанры: рокеры, француженка с шансоном, швейцарец с очень красивым голосом, необычная Украина, необычная Манижа, которую я поздравляю с результатом и выступлением, которое уже вошло в историю «Евровидения»… Сегодня впереди оказался авангард, а у нас – классическая евровидийная песня. И красоток никто не отменял.
Поп-дивы – вечная история. Иногда они уходят в тень, иногда красиво возвращаются. Из всех поп-див, которых в этом году было особенно много, Наташа оказалась впереди всех – впереди Кипра, впереди Албании, впереди Сербии. Так что для нас, я считаю, это тоже очень хороший результат…
Филипп старался держаться огурцом, хотя досаду от 13-го места трудно было скрыть, тем более что по результатам второго полуфинала, в котором выступала Наташа (полные данные были открыты на сайте «Евровидения» сразу после оглашения победителя), оказалось, что 8 стран поставили Молдове по 12 баллов в зрительском голосовании (Чехия, Эстония, Франция, Греция, Латвия, Португалия, Сан-Марино, Словения), а в финале от большинства этих оценок остались либо нули, либо значительно меньшие баллы. Только телезрители братской Молдове Румынии и жюри из России расщедрились высшей оценкой для Гордиенко. Что случилось со зрителями тех же Чехии, Эстонии или Латвии за два дня между турами конкурса, остается пока загадкой…
***
Пресс-конференция победителей – итальянской группы Måneskin – вышла по-итальянски эмоциональной и экспрессивной. Датское название (в переводе «Лунный свет») группа придумала из-за бас-гитаристки Виктория, родившейся в Дании. Чувств не сдерживали ни журналисты, ни исполнители. Откупорили бутылку шампанского, расселись вальяжно, задрав ноги на стол.
Фронтмен Дамиано вышел в разорванных по шву штанах, не выдержавших накала энергичного сета. Так и решил не переодеваться – королям позволено все. Эмоциональность объяснялась не только южным темпераментом, но еще и тем, что в последний раз Италия побеждала на «Евровидении» в 1990 г., с песней «Insieme: 1992» в исполнении Тото Кутуньо; в 1997-м Италия покинула конкурс, обиженная на «некомпетентное голосования» (вечная тема!), вернулась в 2011 г. и с тех пор постоянно подбиралась к «Хрустальному микрофону», но вечно что-то в последний момент шло не так. Прямо как у Филиппа Киркорова.
Журналисты, со своей стороны, эмоционально встречали итальянцев не только потому, что они изначально ходили в статусе фаворитов, но и в связи с известностью коллектива Måneskin, который с 2015 г. олицетворяет собой авангард итальянской рок-музыки.
– Вы сами верили в победу на «Евровидении»?
– Это было практически невероятно с такой песней, как у нас.
– И что вы ощутили, когда увидели все эти баллы?
– Радость, взрыв эмоций от того, что стольким людям нравится наша музыка. Мы действительно не ожидали такого результата. Мы счастливы на все 100 процентов и хотим поблагодарить каждого за поддержку. Хотим сказать, что для нас это только начало. С завтрашнего дня мы заиграем везде.
– Вы хотели бы посвятить кому-то свою победу?
– Да, всем нашим друзьям, нашим семьям и всем нашим новым поклонникам. Нас поддержали люди по всей Европе, это было необычайным откровением для нас. Спасибо всем!
– Как вы будете праздновать победу?
– Устроим дикие пляски в гостиничном номере. Из-за карантина же больше нигде нет вечеринок.
– Вам самим понравилась чья-то песня на этом конкурсе?
– Украина.
– Что вы можете сказать тем странам, которые не рискнули отправить на конкурс рок-песни вроде вашей, хотя они и были в национальных отборах?
– Мы можем им сказать, что теперь пора рискнуть.
– У вас есть предположение, в каком городе Италии пройдет следующее «Евровидение»?
– Во-первых, позвольте сказать, что мы очень горды нашей победой, потому что «Евровидение» возвращается в Италию спустя 31 год, и мы уверены, что наша страна абсолютно счастлива. И это большая возможность для возрождения всей индустрии, потому что вы знаете, какие тяжелые потери мы понесли за последний год пандемии. Мы пока не знаем, в каком городе пройдет конкурс, но где бы он ни прошел, это будет фантастическое и яркое событие с прекрасной и отзывчивой публикой.
– Фестиваль в Сан-Ремо, где вас выбрали на «Евровидение», проходит с концертным оркестром. Не считаете ли вы, что живой оркестр надо вернуть и на «Евровидение»?
– О, это было бы совершенно замечательно!
– Вы ломаете своим творчеством стереотипы – гендерные, социальные. Что вы посоветуете молодым людям, которые разделяют ваши взгляды?
– Просто быть собой, не обращать внимания на невежество и глупость, а людям, которые кого-то осуждают, мы можем посоветовать шире смотреть на жизнь и перестать осуждать других за то, что они вам непонятны.
– А какой совет вы дали бы музыкантам, которые поедут на следующее «Евровидение»?
– Тот же самый: будьте теми, кто вы есть.
– Чем займетесь после конкурса?
– У нас почти готов новый альбом. Мы выпустим его в конце года. Мы все время пишем музыку и готовим что-то, чем реально гордимся, поэтому сгораем от нетерпения, чтобы скоро поделиться с вами. Но с конкурсами, думаем, мы уже закончили.
– Что вы ответите тем, кто скажет, что вы, классная рок-группа, выиграли легкомысленный поп-конкурс?
– Это не так. То, что мы его выиграли, говорит как раз об обратном – что это не легкомысленный поп-конкурс, а большое музыкальное событие. Могут быть разные интерпретации музыки, но сама музыка всегда прекрасна.