Запрет на посещение матча болельщикам из Албании, освистывание албанского гимна, баннер в поддержку Владимира Путина и более вызывающее поведение сербских фанатов (крики «Убей албанца») – все эти факторы не волнуют уже практически никого. Решающий аргумент – появление на 40‑й минуте над ареной «Партизан» беспилотного квадрокоптера с закрепленным на длинных тросах флагом. Эта акция была, очевидно, спланирована заранее косовскими или, что вероятнее, албанскими провокаторами, очутившимися на стадионе или около него во время матча.
На той же 40‑й минуте на поле были выброшены несколько файеров. Это заметил Данко Лазович, но тут же поднял глаза к небу. Сначала летательный аппарат спикировал от близстоящей церкви Святого Архангела Гавриила и завис над воротами сербов. Затем дрон подлетел ближе к центру поля и опустился. Защитник Стефан Митрович сорвал флаг и попытался унести его прочь, но к тому моменту на поле уже выбежали запасные, стюарды и фанаты. Так что подогрел конфликт и последующий срыв матча именно полет дрона.
ЧЕМ МИТРОВИЧА СПРОВОЦИРОВАЛ ФЛАГ?
На флаге, подвешенном на дроне, был изображен традиционный албанский орел на фоне силуэта Великой Албании – государства времен фашистского вторжения на Балканы Италии и Германии. Великая Албания должна была объединить весь албанский этнос на территории бывшей Югославии и, в свою очередь, жестко подавить этнос сербский. Помимо собственно Косова и Албании, в ее территорию входили также юг Сербии, часть Македонии и Греции. Кроме карты, на флаге был изображен портрет Исы Болетении, радикального албанского националиста начала XX века, лидера восстаний против оттоманцев и сербов, а также предположительно Исмаила Кемали или Ислаила Джемалии. Оба первыми в 1912 году подняли флаг независимой Албании.
Сейчас главной спорной территорией между Сербией и Албанией остается Косово. В этом регионе Сербии албанская община еще в восьмидесятые отстаивала свои права на суверенитет, а в девяностые там развязалась настоящая война – в 1999‑м она завершилась интервенцией НАТО. Наконец в 2008‑м территория Косово была признана независимой – в первую очередь, конечно, США, Великобританией, Германией и другими лидерами. Но не самой Сербией.
Так что символика Великой Албании и слово «независимость» не могли быть трактованы Митровичем двояко. По словам экс-защитника «Краснодара» Неманьи Тубича, так же поступил бы на месте Стефана любой серб.
КТО УПРАВЛЯЛ ДРОНОМ?
Главная новость прошлой ночи: сербские СМИ подозревают в срыве матча Олси Раму, брата премьер-министра Албании Эди Рамы. Он и трое его спутников были задержаны в VIP-ложе стадиона «Партизан». Рама, как выяснилось, использовал для прохода на стадион американский паспорт. Сербские органы правопорядка имеют основания утверждать, что именно Рама управлял беспилотником по радио или Wi-Fi, однако срок задержания албанца определить не удалось: в Сербии сейчас проходит забастовка адвокатов. Так что Рама уже покинул Белград, будучи депортированным в Тирану. Сам он, впрочем, отрицает не только свою причастность к делу, но даже сам факт задержания.
КТО ВИНОВАТ – СЕРБЫ ИЛИ АЛБАНЦЫ?
Риторический вопрос, вызывающий еще ряд сомнений. Как казавшееся вчера реальностью техническое поражение сербам вяжется с подозрениями относительно Рамы? Имел ли Митрович право прыгать за флагом и сдергивать его или это прерогатива сотрудников стадиона? Агрессивно ли вели себя футболисты сборной Албании по отношению к Митровичу – в первую очередь Мергим Маврай – или потасовку завязали не они? Вырвавшего у Митровича флаг Бекима Балая атаковал со стулом наперевес сербский фанат – останется ли это безнаказанным? Фаната, в свою очередь, повалил на землю албанский футболист Лорик Цана – заметил ли это кто-то из делегатов УЕФА?
В общем, решение о том, кто здесь крайний и кто первый начал, похоже, справедливым не получится. Выберут меньшее из всех зол.
КОГО НАКАЖУТ?
– Обстоятельства сложились таким образом, что мы не смогли продолжать матч. Вы все видели, что произошло, и я не могу прокомментировать, кого винить. УЕФА решит, что будет дальше, – заявил вчера голландский делегат матча Харри Беен. Вчера УЕФА еще 40 минут металась, стоит ли продолжать матч или нет. По словам Бранислава Ивановича, Сербия хотела возобновить игру, однако албанцы оказались психологически не готовы возвращаться на поле, а кому-то мешали синяки и ушибы.
Теперь же европейской федерации предстоит долгое и тщательное расследование случившегося: дисциплинарное дело по срыву матча уже открыто. Вердикт будет вынесен УЕФА в следующей четверг.
РЕАКЦИЯ
Лорик ЦАНА, полузащитник сборной Албании:
– Мы просто хотели взять флаг. Все было бы под контролем, если бы охрана на стадионе не позволила сербским болельщикам атаковать футболистов. Я защищал партнера по команде.
Ивица ДАЧИЧ, глава министерства иностранных дел Сербии:– Если бы кто-то из Сербии поднял флаг «Великой Сербии» в Тиране или Приштине, то это уже было бы на повестке дня Совета Безопасности ООН. Все это ставит произошедшее в политическую плоскость. Это политическая провокация.
Сообщение УЕФА:
– Когда жеребьевка прошла, не было никакой негативной реакции ни с одной из сторон. Обе федерации договорились не брать своих болельщиков на гостевые матчи друг с другом, и мы поддержали этот шаг. Не было причин для того, чтобы развести Албанию и Сербию по разным группам.