Жители России сократят расходы на подарки и увеличат траты на праздничный стол, свидетельствуют опросы. Что заметнее всего подорожало в новогоднем наборе?
Ничто лучше не создаёт предпраздничного настроения, чем ёлочные базары. Но на улицах их всё меньше. Заготовки живых ёлок сократились в России за последние три года на 30%. Спрос на них падает, а продажи смещаются в интернет. Как сообщила одна из ведущих торговых площадок, в ноябре на ней было размещено в 2,4 раза больше объявлений о продаже настоящих лесных красавиц, чем в преддверии 2020 г. Живые ёлки предлагаются здесь на 14% дешевле, чем в прошлом году, тогда как искусственные, наоборот, на 16% дороже. И стоят последние в несколько раз больше. Общие затраты на украшение дома при таком раскладе зависят от выбора ели. Комплект из рождественского венка, игрушек, гирлянды и мишуры с живым деревцем за год на портале не подорожал и обходится в 3350 руб., а вариант с пластиковой ёлкой – 4550 руб., что дороже на 5%, чем в 2019 г.
Больше денег, чем год назад, потребуется и для того, чтобы украсить к празднику себя самого. В среднем по стране, по сведениям Росстата, на 7% дороже стоит женская модельная стрижка и на 4% – маникюр. Цены подтолкнуло вверх подорожание шампуней, воды, закрытие парикмахерских карантинной весной, необходимость приобретать защитные маски и перчатки. «Наша сеть, например, старый прайс ни на копейку не увеличила. Но другим пришлось поднять цены на 50–100 руб. за услугу, – рассказывает представитель Ассоциации предпринимателей и профессионалов индустрии красоты в Екатеринбурге Юлия Силина. – В эти предновогодние дни салоны красоты работают нормально во всех регионах, кроме Бурятии. Там они снова закрыты в связи с новым витком пандемии».
Закуска и выпивка
Стрижку, впрочем, можно отложить. Но без новогоднего застолья никак не обойтись. Эксперты Центра агроаналитики Минсельхоза РФ посчитали, во сколько семье из четырёх человек обойдётся набор из 35 самых популярных продуктов. Получилось 6670 руб., что на 4,5% выше прошлогодних затрат. Больше всего – выше средней инфляции – подорожала за год красная икра (+11%). На 6% увеличились расходы на покупку российского шампанского. Примерно на 7% стала дороже порция традиционных новогодних салатов – оливье и селёдки под шубой. Овощи, яйца, колбаса, рыба – все ингредиенты потяжелели в цене.
Статистика, правда, утверждает, что почти не изменилась средняя цена на коньяк отечественного производства. Но её сильно усредняют самые дешёвые марки с очень сомнительным качеством. «Напитки, которые продаются по минимальной цене, – это не настоящий коньяк. Коньячный спирт разбавляется в них этиловым спиртом, – свидетельствует директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. – Если же говорить о хороших коньячных марках, то они подорожали за год не меньше чем на 5% независимо от страны. Инфляция на алкогольном рынке идёт каждый год вслед за ростом акцизов. И к тому же 80% российского коньяка выпускается из импортного сырья, резко подорожавшего в этом году из-за девальвации рубля».
Ну и про десерт. Тот же скачок курса доллара сделал совсем не сладкими цены на главные новогодние фрукты – мандарины и апельсины. Первые подорожали за минувший год на 10%, вторые – на 24%. Заметно меньше выросли цены на торты и шоколад (+4%). Однако и здесь велика разница между изделиями с низкокачественными добавками и теми, что произведены из лучшего, натурального сырья. Последние, конечно, подорожали заметнее.
Дарить или не дарить?
Что касается подарков, то 53% граждан, планами которых поинтересовалась недавно компания Ipsos, заявили, что понизят свой обычный поздравительный бюджет. 6% не собираются тратиться на подарки вообще, а 47% намерены израсходовать на один презент не больше 1,5 тыс. руб.
Траты зависят от возраста и заработка. Как установил сервис SuperJob, молодёжь до 24 лет чаще покупает подарки, чем граждане, которым за 45. Люди, зарабатывающие за месяц свыше 80 тыс. руб., готовы выделить на поздравления по 16,4 тыс. руб. Ничего не собираются дарить те, чей доход не превышает 30 тыс. И в среднем на подарки респонденты SuperJob готовы потратить до 11,8 тыс. руб. – на 13% меньше, чем год назад. Ничего не поделаешь – кризис. Неслучайно найти под ёлкой деньги хотели бы 36% участников сети «Одноклассники», опрошенные центром ResearchMe. Ещё 21% опрошенных мечтает об электронике, 19% – о турпутёвке и по 18% назвали желанными косметику, парфюмерию и другие товары по уходу за собой или смартфон. Сильно ли подорожало за год осуществление новогодней мечты?
Однозначно труднее будет одаривать смартфонами: Росстат фиксирует 16-процентное подорожание этой техники. Исследования, регулярно проводимые компанией GfK Rus, показывают, что на 3–4% за упаковку выросла цена покупки таких товаров, как шампуни, гели для душа, средства для бритья и парфюмерия. И в то же время, по данным за январь – сентябрь, цена упаковки декоративной косметики сократилась на 7%. Но этот результат, по мнению консультанта GfK Rus Юлии Уваровой, связан не столько с падением цен на косметику, сколько с тем, что люди стали активнее приобретать её в интернете или магазинах-дискаунтерах, где цены в принципе ниже.
Есть шанс сэкономить и у тех, чьим близким людям нужны кожаные перчатки. Официальная статистика утверждает, что они подешевели в среднем на 7%. Но общий ценовой тренд для одежды и обуви – вверх. На 5% подорожали даже домашние тапочки.