ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Апрель 5, 2024

Как завещал великий Есенин

Рейтинг: 0

Автор: Андрей Колесников. Коммерсантъ

4 апреля президент России Владимир Путин приехал на ХII съезд Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) России и стал свидетелем, обращает внимание специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников, самого бурного выступления лидера ФНПР Михаила Шмакова за все время наблюдений. Апофеозом стали стихи, адресованные Владимиру Путину.

Съезд Федерации независимых профсоюзов России должен был заседать, конечно, в Колонном зале Дома Союзов. Там он и заседал.

Профсоюзная организация была представлена, как всегда, широко. Профсоюзы уж если действуют, то действуют. На первом этаже в фойе были размещены стенды, описывающие историю движения и текущий момент борьбы. Надо учитывать, что вся история состоит из борьбы. Это борьба за права трудящихся. Но и за права профсоюзов тоже.

Российский профсоюз работников жизнеобеспечения пережил распад Советского Союза и продолжал заниматься жизнеобеспечением граждан, пусть они и не всегда в курсе этого. А граждане пусть и дальше думают, что их жизнь обеспечена (а потому, что есть такой профсоюз, которому не все равно). Или, как вариант, что граждане должны быть благодарны за то, что они до сих пор обеспечены жизнью.

Профсоюз работников авиационной промышленности назвал свой стенд просто и емко: «От съезда к съезду» (мысль, впрочем, красной нитью, стежком вилась от стенда к стенду). Именно так, от съезда к съезду, и живут профсоюзы.

Именно на съездах, а не между ними, их лидеры поднимают головы. Это их время. Время действовать. Так было и в советский период, которому они были нужны, чтобы трудящиеся всегда могли быть уверенными, что в их жизни есть профсоюзы (трудящиеся, впрочем, и так подозревали, так как платили членские взносы), и чтобы утверждение «отдохнули в Кисловодске по профсоюзной путевке» не выглядело голословным.

Но и теперь стенд ООО «Курортное управление (Холдинг) г. Кисловодск» выглядел едва ли не самым убедительным в фойе (не благодаря ли тем же самым взносам?).

Да и все в жизни профсоюзов сейчас выглядит разве не убедительно? Профсоюзы — в игре. Правила приличия соблюдены. Работодатели и профсоюзы. Вода и камень. Лед и пламень. Александр Шохин и Михаил Шмаков. Всегда готовы задушить друг друга в объятиях, если потребует протокол (в данном случае протокол президента России).

«Построим будущее вместе! — призывали стенды.— Бороться и побеждать!» Особенно полно были представлены в этом смысле борющиеся профсоюзы Чеченской Республики на стендах с фотографиями Рамзана Кадырова во всю плакатную ширь. «Охват профсоюзным членством в республике составляет 95 процентов!» — это просто читалось, и только одно вызывало чувство смутного недоумения: но почему не 100? Однако, думаю, есть и на это какой-то верный ответ.

Между тем на все текущие вопросы, которые еще могли оставаться у делегатов, в том числе и к самим себе, исчерпывающе отвечал стенд волгоградских профсоюзов, которым, отдельно отмечалось безо всякого зазрения совести, 700 лет (уверен, впрочем, что смогут если не доказать, то объяснить). «Труд в СССР — дело чести, славы, доблести и геройства! — рассказывал стенд.— Одной из важнейших задач является усиление внимания к вопросам воспитания трудящихся с помощью культурно-просветительских учреждений. 14 ноября 1960 года решением Сталинградского облсовпрофа была создана курсовая база для обучения курсового актива области методам защиты прав и интересов трудящихся!»

Перепутан был, скажете, день и час исторического времени, в котором даровано жить, а также страна? А вот не уверен.

В работе съезда принимали участие больше 600 делегатов. Узнаваемых гостей съезда, кроме обязательного главы РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей) Александра Шохина и нескольких депутатов Госдумы, которые напрямую участвуют в борьбе за права трудящихся (неясно, с чьей стороны), не наблюдалось. Зато были все свои.

В фойе все, и журналисты, и делегаты, разбирали ланч-боксы с достойным содержимым: багет с ветчиной из индейки, пирожок с мясом, пирожок с яблоком, печенье песочное, конфеты шоколадные... Давали навынос.

Пока ждали приезда президента, не теряли времени и слушали Олега Газманова. Нет, сам он не приехал (хотя мог бы).

Но песня его была как никогда жива. Делегатам ставили видеоклип на песню «Россия!», которому они прихлопывали и даже, судя по всему, притоптывали. Я уж не говорю — подпевали. У членов профсоюзов было заранее приподнятое настроение (правда, когда видеоклип поставили в третий раз подряд, хор делегатов был уже не так строен).

Президент, не сильно задержавшись (впереди было сразу несколько публичных мероприятий), напомнил, что «прочной основой» деятельности власти «стали принципы социального партнерства государства, бизнеса и профсоюзов. Соответствующая норма, подчеркну, по инициативе профсоюзов теперь закреплена и в Конституции России».

И теперь без профсоюзов совсем уже не обойтись. А разве эта роль не была закреплена в советской Конституции? Это просто не укладывалось в голове. Если так, достижения лидера ФНПР самого Михаила Шмакова в том числе и на этой ниве уже сейчас не представляется возможным переоценить.

— Такое практическое взаимодействие налажено в рамках Российской трехсторонней комиссии,— продолжал президент.— Только за прошлый год она рассмотрела более ста проектов федеральных законов и постановлений правительства, включая проект федерального бюджета, бюджеты Фонда обязательного медицинского страхования и Социального фонда. Я знаю, в том числе и по своему собственному опыту работы в правительстве, что в комиссии порой проходят весьма напряженные споры и острые дискуссии. Должен сказать, что всегда так было и сейчас то же самое происходит, когда присутствую на каких-то совместных с правительством совещаниях, некоторые вопросы обсуждаются, одни коллеги говорят о целесообразности принятия тех или иных решений, но некоторые представители правительства прямо говорят: нет, это не пройдет, профсоюзы не пропустят!

Владимир Путин возвеличивал роль профсоюзов, в нее хотелось верить, да и как не верить: нужно было просто видеть эти глаза; глаза людей в зале напротив президента...

— Таким образом и соблюдается баланс интересов работников, бизнеса и государства,— заключил Владимир Путин.

И это по большому счету все, что власти нужно от профсоюзов. Но и профсоюзам — от власти.

Когда Владимир Путин закончил, члены ФНПР встали и независимо друг от друга, не спеша, с толком аплодировали президенту.

Позже, уже в самом конце, он сказал и про то, чем сейчас на самом деле, видимо, занята его голова:

— Нас поставили в условия, когда страна вынуждена защищать свои интересы вооруженным путем, своих людей, свое будущее, свой суверенитет. Здесь нет ни одного лишнего слова... И по тому, что сейчас дает следствие, у нас есть все основания полагать, что главной целью заказчиков кровавого, ужасного террористического акта в Москве было как раз нанесение ущерба нашему единству! Других целей и не просматривается, их и нет, потому что Россия не может быть объектом террористических атак со стороны исламских фундаменталистов!

Владимир Путин сейчас возражал существующим версиям теракта, прежде всего версии об ответственности ИГИЛ (признано террористической организацией и запрещено в России.— “Ъ”). Притом что ИГИЛ как будто бы само взяло на себя эту ответственность.

— У нас страна,— продолжал Владимир Путин,— которая демонстрирует уникальный пример межконфессионального согласия и единства, межрелигиозного единства, межэтнического. И на внешней арене она ведет себя таким образом, что вряд ли (но полностью, видимо, все же не исключено.— А. К.) может быть объектом для нападения со стороны исламских фундаменталистов. А вот цель подорвать единство российского общества, тем более в современных условиях, безусловно, просматривается!

Владимир Путин, обратите внимание, не произнес на этот раз слово «Украина». Но методом исключения оно напрашивалось. Но не произнес.

Между тем после президента выступил и Михаил Шмаков. И вот тут и оказалось: и у него не просто есть порох в пороховницах. А вообще-то даже непонятно, куда его девать!

— В своем коротком,— предупредил глава ФНПР, и настроение у делегатов, уверен, поднялось,— выступлении я хочу не только доложить вам о том, как мы оцениваем ситуацию в социально-трудовой сфере... Наши враги рассчитывали, что экономическое давление приведет к социальным проблемам, а те, в свою очередь, расшатают общество, выведут часть людей под руководство кукловодов на улицы. О таком желаемом развитии событий говорилось в открытую, но этого не произошло!

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни