В Крыму состоялось торжественное открытие автомобильного движения на новых построенных участках трассы "Таврида". Владимир Путин не только осмотрел дорогу с вертолёта, но и лично по ней проехал за рулём "Ауруса". По словам президента, трасса действительно впечатляет, речь идёт о современном и удобном объекте. Тем не менее российский лидер предложил построить больше съездов для удобства туристов. Во время рабочей поездки в Крым Владимир Путин рассказал о темпах развития дорожной инфраструктуры и будущих планах, немного напугав министра транспорта Евгения Дитриха.
Владимир Путин прибыл в Крым в обеденное время и сразу же отправился открывать построенные участки трассы "Таврида". По случаю столь важного события глава государства даже лично сел за руль "Ауруса" с крымскими номерами. Так что министр транспорта Евгений Дитрих, генеральный директор АО "ВАД" Валерий Абрамов и главный технолог компании Андрей Волков, сопровождающие президента на церемонии запуска автомобильного движения, могли похвастаться тем, что их "водителем", хотя и ненадолго, оказался сам Владимир Путин.
- Надо пристегнуться, а то потом штраф придётся платить, - проявил президент законопослушность в начале поездки.
Андрей Волков, сидящий рядом с Владимиром Путиным, отметил, что на строительство трассы ушло три с половиной года. Изначально работы должны были закончиться в декабре 2020-го, но позже срок был сдвинут на сентябрь.
- Получается, мы не в сентябре, а на несколько дней раньше открыли, - радостно подметил главный технолог, не забыв также рассказать о своих соседях, которые его благодарят за проделанную работу.
Владимир Путин отметил, что ранее уже посмотрел на "Тавриду" с высоты на борту вертолёта. По его словам, трасса действительно впечатляет и речь идёт о современном, удобном и красивом объекте. Тем не менее президент указал на небольшой недостаток. Он считает, что на трассе нужно строить больше съездов для удобства туристов. Андрей Волков заверил главу государства, что такие съезды запланированы по проекту.
Главный технолог АО "ВАД" рассказал президенту, что в августе 2016 года, когда только всё начиналось, над проектом работали всего семь человек. Однако позже, в пиковые периоды стройки, на объекте было задействовано до 5 тыс. рабочих. При этом половина из них местные кадры. Андрей Волков также отметил: сначала не было уверенности в том, что проект удастся реализовать в срок.
- Поначалу, когда начинали считать, мы брались за голову: как же всё успеть? Но справились, когда с желанием подходишь, - сказал специалист - Как у нас говорят: глаза боятся, а руки делают, - отреагировал Владимир Путин.
Андрей Волков также доложил президенту, что при строительстве была задействована новейшая техника, с которой изначально не могли справиться даже опытные рабочие. Строители были зачастую в недоумении от того, что вместо 15 рычагов надо управлять всего двумя джойстиками. Однако с помощью стажировок и дополнительного обучения люди всё же нашли общий язык с машинами.
- Эта трасса строится в рамках федеральной целевой программы. Все объекты, возводящиеся по госзаказу, - знаковые, - заявил "Известиям" член Общественной палаты РФ Иван Абажер. - "Таврида" - очень сложный проект, я часто езжу по этой дороге. Контролируют строительство этого пути не только исполнительные органы власти, но и общественные палаты. Хорошо, что на открытие таких объектов приезжает глава государства, ведь благодаря этому руководство понимает, какая работа проделана.
Между тем сенатор от Крыма Ольга Ковитиди твёрдо уверена, что транспортная инфраструктура полуострова будет развиваться, поскольку это имеет чрезвычайное значение для обеспечения безопасности республики.
- И не случайно, что сегодня зелёный свет автомобильной трассе дал именно президент. Такой дороги за всю историю Крыма никогда не было. Очевидно, трасса станет основой транспортной системы полуострова. Этот путь - связующее звено между Крымом и материковой частью. Безусловно, это значимый элемент логистической системы всего юга Российской Федерации, - отметила в беседе с "Известиями" парламентарий.
ПЛАНЫ НА ЮГ
После Владимир Путин осмотрел информационные стенды об этапах строительства трассы и кратко пообщался с рабочими АО "ВАД".
- Кроме того, что туристы будут ездить, вспоминать потом то, как это сделано здорово, ещё это, конечно, хороший толчок в развитии всего полуострова, потому что от самых главных инфраструктурных проектов - от моста до аэропорта, эта дорога проходит, - заявил он.
В целом президент рассчитывает на увеличение темпов строительства магистралей по всей стране. По его словам, в местах, где есть дорога, есть жизнь, развиваются экономика и социальная сфера. Поэтому одна из приоритетных задач государства заключается в развитии автомобильных и железных дорог, портов и аэропортов.
Владимир Путин напомнил, что помимо "Тавриды" в Крыму к 2024 году должно быть построено и отремонтировано ещё 200 км дорог. На эти цели выделено 132 млрд рублей, добавил Евгений Дитрих. При этом программа "Развитие Крыма" также продлена до 2024 года. Не забывают власти и о других южных регионах России. По словам главы государства, по этому направлению в целом планируют отремонтировать ещё 263 км дорожной сети с развязками, подходами, мостами. Он также напомнил, что к 2024 году должно быть завершено строительство дороги Москва - Нижний Новгород - Казань протяжённостью 800 км.
- Сложная амбициозная задача, - отреагировал на слова президента Евгений Дитрих.
- Боится, - засмеялся в ответ Владимир Путин.
- Мы ничего не боимся, - парировал министр.
В конце мероприятия Владимир Путин торжественно открыл движение по трассе, после чего по ней поехали оранжевые "КамАЗы" с российскими флагами. Стоит отметить, что президент не вернётся в Москву без подарка. Андрей Волков передал Владимиру Путину сувенир в виде килограмма асфальтобетонного покрытия трассы "Таврида". Возможно, он займёт своё почетное место на полке в Кремле рядом с колбой с чёрным золотом, которую президенту недавно вручил глава "Роснефти" Игорь Сечин.
К слову, главный технолог рассказал российскому лидеру, что компания давно перестала формировать асфальтобетонную смесь по шаблонам. Вместо этого к каждому объекту специалисты подходят индивидуально в зависимости от региона, прогнозируемого транспортного потока и интенсивности движения. По его словам, "рецепт" для трассы в Крыму состоял из карельского щебня, отсевов дробления из Краснодарского края, местного известняка и специально модифицированного битума, который позволит сохранить покрытие при температурах от -22 до +64 градусов по Цельсию. Взамен Андрей Волков попросил президента оставить автограф в фотоальбоме, посвященном строительству трассы.
Четырёхполосная автомобильная дорога "Таврида" первой технической категории располагается в границах двух субъектов РФ - в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. В декабре 2018 года была поэтапно открыта первая очередь протяжённостью 190 км от развязки под Симферополем до автоподхода к Крымскому мосту. В июне 2020-го было запущено движение по четырёхполосному участку от Керчи до Белогорска протяжённостью 155 км. Уже через месяц открылось движение по участку от Белогорска до Симферополя. 12 августа представитель Росавтодора рассказал журналистам, что строительство трассы завершено на 95%, а рабочее движение по всем четырём полосам "Тавриды" будет запущено в сентябре. Но уточнил: машины смогут проехать по новой трассе, правда, местами на ней будут продолжаться локальные работы по благоустройству.
В рамках реализации проекта будет построено 95 искусственных сооружений - мостов и путепроводов, а также создано 18 транспортных развязок, 30 надземных пешеходных переходов с лифтами для маломобильных групп граждан. Стоимость объекта превышает 140 млрд рублей. Проезд по "Тавриде" от Керчи до Симферополя займёт около двух часов, а от Керчи до Севастополя - менее трёх.