Случилось небывалое: «Единая Россия» решила позаботиться не о всех россиянах вместе, а о каждом в отдельности. И предложила до 2030 года газифицировать все личное жилье населения (квартиры, дома и дачи), причем сделать это за счет «Газпрома», который еще недавно был «наше все», а потому неприкосновенен.
«Мы предлагаем весь комплекс подготовительных и строительно-монтажных работ по подключению газа возложить на «Газпром», — дерзко заявил секретарь генсовета партии Андрей Турчак на онлайн-совещании по теме газификации регионов с участием представителей Минэнерго, «Газпрома», «Межрегионгаза», ФАС, Минфина, Минсельхоза и заинтересованных губернаторов. Учтите, речь шла не просто о дальнейшем строительстве газовых магистралей по стране — их и без того протянуты миллионы километров, — а о доведении этих труб «непосредственно до каждого домовладения». Чтобы было, как нынче с электричеством: возле дома стоит столб с проводами, подключиться к которым можно по заявке в местное «Энерго» — быстро, без проблем и драконовских цен.
С газом все не так. В Сибири и на Дальнем Востоке газ добывают, но сразу качают в Европу и Азию. Через Архангельскую область протянута уйма газопроводов, а бытовая газификация в регионе — 11,7%. В соседней Карелии еще меньше — 6,6%. При этом цены на подключение голубого топлива к личной избушке доведут до инфаркта: в Подмосковье, где трубопроводы зарыты на каждом километре, фирмы-посредники требуют от 10 тысяч долларов и выше. Немногим меньше затраты пенсионеров в глухих деревнях России. По информации, озвученной Андреем Турчаком, средняя стоимость подключения к газу составляет порядка 400 тысяч рублей. Именно поэтому многие домо-владельцы топят свои печи дровами. И это в XXI веке!
Зато теперь «ЕР» предлагает возложить на «Газпром» обязанности единого оператора газификации, ответственного за весь комплекс работ — от скважины где-нибудь в Уренгое до личного дома (дачи) россиянина в Воронеже, на Дону или в Советской Гавани. Без непосильных хлопот. Без взяток и переплат. По принципу «единого окна» в оказании гражданам услуг по газификации. Согласитесь: за такую заботу можно бы и памятник поставить господину Турчаку. Кабы не два обстоятельства.
Первое: его предложение — чистый плагиат. Еще в апреле глава Минэнерго Александр Новак выступил с этой идеей на заседании Совета Федерации: наделить «Газпром» правом подключения потребителей к сетям на участке «последней мили», то есть там, где нынче с одобрения муниципалитетов пиратствуют фирмы-посредники. «Необходимо эту «последнюю милю» — внутрипоселковые сети и доведение газопроводов до потребителя — исключить из полномочий субъектов и муниципальных образований. Отдать это все «Газпрому», чтобы он строил магистральные газопроводы, газораспределительное станции, межпоселковые, внутрипоселковые и до последнего конечного потребителя», — пояснил господин Новак. И привел в пример строительство электросетей, где за все этапы строительства отвечают «Россети».
Тогда же министр соообщил, что намерен передать это предложение на рассмотрение профильных ведомств в мае и рассчитывает, что новая система может начать действовать уже в 2021 году. А в июне уже президент Владимир Путин подтвердил актуальность предложения Минэнерго. То есть Новак выполнил свое обещание, глава государства поддержал, после чего Турчак перехватил идею, чтобы выдать ее за «партийную инициативу» накануне осенних общероссийских выборов. Не забудем, что 13 сентября в 18 регионах страны будут избирать губернаторов, в 11 регионах — новые составы законодательных собраний, в пяти городах — мэров, в 22 городах — городские парламенты, а еще в 70 муниципалитетах — местные собрания. Естественно, «Единая Россия» намерена собрать максимальный урожай мандатов, а живых примеров партийной заботы о россиянах — кот наплакал.
Впрочем, дело даже не в плагиате. А в том, что вместо делового подхода к важнейшей проблеме партийные вожди занялись дешевым пиаром. Хотя у «ЕР» был и остается вполне доступный и эффективный способ в корне поменять систему газификации страны, включив в нее нужды каждого россиянина. Для этого прежде всего требуется исправить федеральный закон «О газоснабжении в РФ», принятый еще в марте 1999 года. Где черным по белому сказано, что закон «направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов». Читатель, тебе все понятно?
О потребностях населения в документе сказано ниже — что это «является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами». То есть личные потребности граждан в газификации своего жилья еще 21 год назад вполне законно были переданы нищей и бесправной местной власти. Для сведения: в 2018 году, по подсчетам Института общественных наук (ИОН) Российской академии народного хозяйства и госслужбы, совокупные долги муниципальных образований по всей стране превышали 340 млрд рублей. Сегодня они еще выше, но отдавать нечем. А для реализации апрельского предложения Александра Новака в целом по стране требуется найти 200 млрд ежегодно на 10 лет вперед. Совокупно — 2 трлн рублей. Где их взять?
«Источник финансирования пока не ясен», — признался тогда министр. И добавил, что Минфин отказался выделять такие огромные деньги из федерального бюджета, ибо «это полномочия регионов, и они должны самостоятельно реализовывать за счет собственных источников».
Финансовая проблема повисла в воздухе и нынче, когда обещание газификации личного жилья всех, кто в этом нуждается, прозвучало из уст секретаря генсовета «ЕР». Но если вспомнить, что федеральным бюджетом в России распоряжается парламент, в котором у единороссов абсолютное большинство голосов, решение вопроса напрашивается само собой. Однако Турчак лишь пообещал компенсировать «Газпрому» затраты «через предоставление мер государственной поддержки, это могут быть, например, льготы по НДПИ, может быть предусмотрена возможность выпуска бессрочных облигаций...». То есть менять законодательство так или иначе придется, но улита едет, когда-то будет? А до тех пор предвыборная «народная инициатива» партии останется заманчивыми обещаниями. Ибо, во-первых, она противоправна, пока в федеральном законе местная газификация остается обязанностью органов местного самоуправления. А во-вторых, у «Газпрома» нынче нет требуемых двух триллионов рублей, которые господин Турчак обещает компенсировать когда-нибудь.
Информация для тех, кто не знает: с нынешнего года «Газпром» перестал быть «главным достоянием страны», как привыкла твердить российская пропаганда. Впервые в своей истории монополия отчиталась не за прибыль, а за убытки: за январь — июнь они составили 276,98 млрд рублей против 371,1 млрд чистой прибыли за аналогичный период прошлого года. Однако это никак не отразилось на уровне благосостояния топ-менеджмента: решением совета директоров 14 членов правления холдинга по итогам I квартала 2020 года получили вознаграждение на общую сумму 585,14 млн рублей — в среднем по полмиллиона евро на каждого. Так решил совет директоров, возглавляемый экс-премьером РФ Виктором Зубковым, в который входят два ключевых министра нынешнего Кабинета — министр промышленности Денис Мантуров и министр энергетики Александр Новак.
Кстати, директора компании тоже не были обижены: чуть раньше решением годового собрания акционеров при заочном голосовании членам совета директоров по итогам 2019 года было назначено к выплате 795,1 млрд рублей — то есть в среднем те же полмиллиона евро на каждого. Но там хотя бы была зафиксирована прибыль — возможно, последняя для «Газпрома» на несколько ближайших лет вперед...
Тем не менее в конце прошлого года «Газпром» принял новую дивидендную политику, согласно которой компания собирается выплатить акционерам не менее 30% от чистой прибыли по МСФО в 2020-м, нарастить уровень выплат до 40% в 2021-м и 50% в 2022-м. Для сравнения: в других крупнейших компаниях мира совокупный объем дивидендов, выплаченных во II квартале с. г., снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 108,1 млрд долларов и стал самым низким квартальным показателем с 2012 года. Но российский топ-менеджмент, как известно, всегда идет своим путем.
«Газпром», к примеру, к нынешнему году успел накопить внешних и внутренних долгов на 3,7 трлн рублей — более 46 млрд евро. А его главное богатство — экспортные доходы — катастрофически падают: в январе — марте нынешнего года в Европе сократили закупки российского газа почти все ключевые потребители: Германия — на 23%, Италия и Турция — на 18%, Австрия — на 25%, Франция — на 7%.
Еще раньше практически убыточным стал южный российский газопровод «Турецкий поток» ценой в 7 млрд евро: прокладывался он из расчета поставок в Турцию около 9 млрд кубов в квартал, а ныне по итогам марта они рухнули до 210 млн кубометров, поскольку российский газ Турция уже заменяет сжиженным и откатилась со второго места среди крупнейших клиентов «Газпрома» во второй десяток, закупив газа почти столько же, сколько Армения (193 млн кубометров).
А на прошлой неделе президент Реджеп Тайип Эрдоган объявил траурную для «Газпрома» весть: Турция обнаружила в прибрежных водах Черного моря крупнейшие запасы природного газа и начнет их применять к 2023 году. То есть нынешний покупатель станет конкурентом-продавцом!
P.S. А между тем газа в российских недрах все еще много: совокупная добыча его (природного и попутного) в 2019-м достигла очередного рекорда — 738 млрд кубометров. Но выгодно продать его становится все труднее. В итоге во II квартале этого года Россия выручила от экспорта газа лишь 3,5 млрд долларов — меньше, чем от экспорта золота за апрель — май (3,58 млрд). А на европейских хабах цены продолжают падать: в середине мая здесь газ стоил дешевле, чем по внутренним ценам в России, даже без учета 30% экспортной пошлины и расходов на транспортировку (нетбэк). И прогнозы на ближайшие годы неутешительные.
Отечественные экономисты утверждают, что именно это обстоятельство двигало министром энергетики Александром Новаком, когда он предложил Совету Федерации резко ускорить газификацию России, с упором на обеспечение газом личного жилья населения: здесь «Газпрому» вроде бы гарантированы и сбыт, и выгодные цены. Но пока это все в теории, ибо для политиков такая программа может стать лишь азартной карточной игрой в канун очередных выборов.