Мнения благопристойных граждан о допустимых границах искусства все чаще привлекают внимание власти и вторгаются в информационную повестку. Жалобы на то, что голый Давид "уродует детские души", а "Сад земных наслаждений" Босха "непристоен", становятся не досадными недоразумениями, а основаниями для проверок и последующих санкций. Случай с выставкой Джока Стерджеса "Без смущения" вывел частную арт-критику на новый уровень: для выражения возмущения выставкой и ее скандального закрытия оказалось достаточно текста анонса. В память о тех временах, когда источником размышлений об искусстве становилось само искусство, Мария Бессмертнаяизучила хранящиеся в архиве Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина книги отзывов и попыталась проследить, как на протяжении XX века советский человек осваивал право на критику и учился чувствовать себя в музее хозяином
Считаю, что отопление и вентиляция сделаны неправильно. От них у зевсов носы отваливаются.
Покровский, МХТН, 3 курс
1929 ГОД
Да друзья! Было время! Жили люди хорошо! Уже судя по одним картинам можно сказать это. Пили, ели и даже срисовывали это. А теперь друзья скучно жить на этом свете.
Какие мы уроды. И физически и нравственно.
1930 ГОД
Взойдя в музей сразу бросается в глаза, до чего точно и симметрично расставлены все экспонаты, которые характеризуют другую эпоху. В особенности хорошо отпечатана эпоха физ. культуры в Древней Греции.
Экскурсант от Петровского завода Калужского округа
Когда-то религиозный дурман в народе распространялся силой и искусством, но сейчас он не нужен, поэтому надо бы убрать всех Христов.
Я не знаю, зачем лежит эта "книга отзыва". Неужели вы думаете, что найдется такой человек, который скажет "плохо". Надо тогда быть отрицателем всего хорошего.
Стрелков
1931 ГОД
Научите нас смотреть картины. Мы не умеем.
Музей большой. Несколько портят развалины впечатление от классической красоты. Какая же может быть красота, когда у фигуры отсутствует ряд членов, обезображено лицо и т. д.
А.Т.
Существование музея не нужно. Пользы от него соц. строительству как от козла молока.
Н. Сибирский
1934 ГОД
Наше студенчество-молодежь сумеет организовать искусство Греции, Египта и Рима на службу соцстроительства, ибо мы можем то искусство, которое служило для жрецов, князей, "богов" и аристократии, поставить на службу великого коммунистического общества.
3 группа техникума им. Карла Маркса
1935 ГОД
Наши потомки будут изучать по картинам Фонвизина, куда зашла "заумь" в изобразительном искусстве к середине 30-х годов ХХ века.
Студент
Впечатление от выставки [молодых художников] отвратительное. Не чувствуется борьбы за реализм. С такими кадрами искусство пойдет назад! Нет жанра. Много увлекаются стариками и старушками, в то время как жизнь требует жизнерадостных людей с настроением воли и героизма.
1937 ГОД
Музей открыт для бездельников, болтающихся по городу без дела. Кто работает — тому в музей не попасть, т. к. кончает работу завод и кончает работу музей. Надо не вычеркивать рабочий класс из суммы посещающих музей.
1939 ГОД
Выставка "Ленин и Сталин" — замечательная. Но некоторым нашим художникам-профессионалам необходимо научиться у художников-любителей, художников от души!
1947 ГОД
Поражен тем, что за 2 года после войны музей не только не обогатился, а обеднел. Кому необходимо принести благодарность за все закрытые двери, не знаю. 2 года, конечно, маленький срок. Многие полотна прожили века, но для нас, пораженных пороком смертности, этот срок, казалось бы, достаточен для приведения музея в порядок.
1949 ГОД
Музей исключительно богат. В нем имеются прекрасные исторические памятники. Желание народа попасть в этот музей огромно. Я со своей семьей простояла на холоде около двух часов. Со мной вместе многие стояли также с детьми.
1954 ГОД
В этом музее непонятно 1. Почему именно он имени Пушкина. 2. Почему, если он имени Пушкина, в нем нет ни портрета, ни скульптуры Пушкина. 3. Для кого берегут гл. лестницу.
1955 ГОД
Почему не представлены в музее подарки тов. И.В. Сталину, которые в течение ряда лет служили символом для Победы и служили бы еще бессчетное количество лет. Прошу порекомендовать вышестоящим товарищам, которые это распоряжение претворяют в жизнь, пересмотреть свое решение и исполнить, на мой взгляд, желание большинства народа — чтобы подарки т. Сталину были доступны всему народу.
1956 ГОД
Когда попадаешь в этот музей, носящий название "Музей изящных искусств", тебя охватывает недоумение — туда ли попал. Ведь это музей археологический, может быть имеющий значение для немногих специалистов археологов историков, но ничего общего не имеющий с живописью, скульптурой. Неужели до сих пор управление музея мыслит сохранить музей в том состоянии, в котором он был годов 40 тому назад?
Мне думается, что без реализма не может быть и речи о искусстве. Мне искренне жаль, что такая большая страсть, какой обладает Пикассо расходуется в области, которую никак нельзя назвать искусством. Это не шарлатанство и тем обиднее.
[Подпись] Техник, электрик
1957 ГОД
Выставка Кента кажется очень неинтересной. Совершенно непонятно, зачем нам показывают такие мрачные, оторванные от нашей действительности картины. Какая-то Гренландия, какие-то скалы. Нам это неинтересно.
Л. Карасев
1960 ГОД
Ввиду того, что искусство призвано облагораживать человека, воспитывать в нем любовь к прекрасному, считаю [нужным] срочно изъять из выставки "великобританская живопись" картины, размещенные в зале 10 (абстрактная живопись), и направить их для обозрения в дом сумасшедших.
О Мунк! Художник очень сильный. Психолог исключительный. По форме великолепный. Но надо думать о морали. Надо понимать устроителям, что это оставляет в человеке сексуальный след на всю жизнь. Кто-то проглядел, а может быть и сознательно организовал подрыв нашей морали. Страшно за детей и подростков. Снятие нескольких наиболее обнаженных гравюр делу не поможет. Этот цинизм. Утверждение, что это сама жизнь, что так бывает, не оправдывает ни художника ни устроителей. Мунк будит грубые инстинкты человека. Убивает разум человека. Отбрасывает человека к его зверскому обличию, тянет в лес. Страшно то, что он, не найдя выхода, утверждает безысходность.
Критик Соколов
О Кончаловском. Художник может заниматься всем, чем угодно, делать какие угодно эксперименты — до этого никому нет дела. Но если художник выставляет свои упражнения на суд народа, то уместно спросить: как он относится к этому народу, к его судьбам, к его Родине? Как относится Кончаловский? 1941 год (Началась война. Вся страна потрясена, напрягла все силы). Что делает Кончаловский: "Натюрморт с персиками". 1942 год. Полстраны захвачено, многие дрогнули, враг казался неодолимым. У многих было сомнение в нашей силе. Но у всех было упорство. Что делал Кончаловский? "Натюрморт с персиками, ананасами и пр."
А. Сухинин, Завод малолитражных автомобилей
1961 ГОД
Просмотр содержащихся во всех залах музея памятников мировой культуры оставил неизгладимое впечатление на всю жизнь. Наши пожелания: при входе в музей следовало бы благоустроить сквер, а также прилегающие к музею здания. Очень неприглядно выглядят разрушенные рядом здания, растущий бурьян. Надо было бы посадить хорошие деревья, разбить клумбы, оформить портрет А.С. Пушкина из живых цветов, именем которого назван музей, или отцов основателей музея. Хорошо было бы иметь по обеим сторонам фонтаны.
Не знаю, подходит ли посещать музей в брюках девушкам. Хотелось бы, чтобы об этом подумала дирекция.
1962 ГОД
Беспомощная мазня Матисса безусловно неприемлема для большинства посетителей музея, между тем ей отведена половина большого зала. Ваш экскурсовод заметил, что произведения А. Матисса нравятся детям яркостью красок. Действительно, они написаны на уровне рисунков школьника 6-го класса. Безусловно, большинство искусствоведов со мной не согласятся и назовут профаном. Я же посоветую им еще раз прочесть гениальную сказку Андерсена "Новый наряд короля".
1963 ГОД
Ничего не могу сказать о выставке ("Шедевры Эрмитажа"), так как не могла на нее попасть, не пропустили в суконном платье-пальто, в котором ходят на концерты и в театр.
В порядочной пивной стульев достаточно, а в столичном музее нет.
Андреев Иван Тихонович
Я возмущен выставкой живописи и графики французских художников. Она идет вразрез, и даже против, направления в живописи, данного нам членами ЦК КПСС на выставке московских художников и выступлениях в центральной печати. Это не искусство, это уродство уже созданного искусства живописи. Так могут "рисовать" очень и очень многие. Если нет таланта и любви к высокому искусству, то не бери кисть и не уродуй молодое поколение. Очень прошу передать мой совет господам французам: пусть они ходят в Третьяковскую галерею до тех пор, пока не поймут настоящего реалистического искусства в живописи, понятного народам всего мира.
Попрыгаев Ф.К. Техник
1964 ГОД
Совершенно не изящными являются обломки муляжей античных статуй. Надо их реставрировать! Безголовые статуи производят отталкивающее впечатление. Если я не прав, то прошу сообщить, почему.
1965 ГОД
Внимательно посмотрела "Графику Израиля". Такая выставка ничего не дает. Здесь дан, главным образом, прошлый век. Хочется знать "сегодня" этой страны. Хорошо бы сделать выставку "Израиль в фотографиях" по примеру выставки Венеции. Это было бы очень желательно.
Уманская М.В.
Безобразие! Смотреть экспозицию невозможно! Сплошной треск подков от женских каблуков. Солдаты с подобными подковами топали сдержанно, со скромностью; чего невозможно добиться у современных женщин в туфлях с подковами. Заявляю, что подобный топот (да, на вашем полу треск как в кузнице или в штамповочном цеху), подобный топот-треск показывает вульгарное отношение к сокровищам мировой культуры. Предлагаю обязывать одевать или тапочки или специальные накаблучники, которые необходимо изготовить как в лучших музеях мира.
1970 ГОД
Скульптура "Давид" — грязна, особенно в верхней части. Не пора ли ее... помыть, привести в надлежащий вид?!!К.
Коган, инженер. Москва
1972 ГОД
Нельзя представлять экспрессионистов только графикой. Как нельзя убежденно и серьезно говорить, что перед нами дерево, тыкая в него пальцем в феврале. Живопись?
Захаров А.С.
Мне понравились рисунки и ранняя живопись Ван Гога, но в них одна проза жизни и не проглядывается радости жизни — поэзии.Студент-заочник,
г. Пермь
1975 ГОД
С огорчением и возмущением стою в очереди в гардероб. Мы, любители искусства, готовы сутками, а не часами стоять на морозе, понимая, что музей не может вместить сразу всех. Но когда пустует половина гардероба и всех ожидающих можно было бы свободно пропустить — это просто неряшливая неорганизованность. Примите, пожалуйста, меры.
А.Н. Цукерман. АН СССР
1977 ГОД
Обедая в буфете, мы взяли бутерброды с сыром, хлеб у которых оказался с плесенью. Возвратив их буфетчице, Трифоновой Марии Дмитриевне, и сделав замечание, получили ответ: "Ничего с вами не случится, толще будете!" Грубость перенести можно, но есть хлеб с плесенью нельзя! Обратите, пожалуйста, на это внимание.
Студенты Тимирязевской с/х академии
1980 ГОД
Пожелание: в зале Египта в витрине XXIII выставлен глаз, совершенно изумительной работы такой реалистичности, что можно заметить: лежит он вверх ногами, пожалуйста, положите верхним веком вверх.
Новоселова, город Ижевск
1985 ГОД
Сегодня в залах музея было чрезвычайно много школьников (примерно 6-х классов). Я специально выяснила, это не ученики художественных школ, не дети, которые интересуются живописью или культурой, а кто попало, все подряд. Да это же бескультурие! Они бегали по залам, стучали кулаками по стенам, шумели, мешали взрослым. Я считаю, что администрация музея должна принять меры к тому, чтобы навести должный порядок
1995 ГОД
Внимательно посмотрели выставку "Дважды спасенные", посвященную 50-летию Великой Победы. Ряд картин могли бы занять достойное место в постоянной экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина, Эрмитажа и др. музеев страны. Считаем совершенно неуместным и провокационным разговоры о передаче этих картин за рубеж: все это нам принадлежит на законном основании!
В.Н. Колесников, инженер
Довольно грабить нас, наших детей и внуков! Ничего не отдавать.
Петров
1996 ГОД
Посмотрел выставку "Москва--Берлин. Берлин--Москва. 1900-1950 годы". Очень понравилось, узнал много интересного. Спасибо! Но есть серьезное замечание. Несправедливо и неправильно показывать советское искусство и искусство фашистской Германии под одной рубрикой: "Искусство в годы диктатур". Это оскорбление советских людей, превративших в короткий исторический срок полуграмотную страну, много веков терпеливо переносившую татаро-монгольское иго и крепостное право, в мощное и передовое государство. Это искажение истории Родины, спасшей человечество от немецкого фашизма и японского милитаризма, и, очень может быть, и от атомного побоища, которым могла бы завершиться война, не будь Советского Союза. Это унижение страны, противостоявшей жадности, хамству, разврату разваливающегося американского общества, народа, создавшего на основе русских традиций советский образ жизни, новую культуру и прекрасное искусство — все то, о чем сегодня тоскуют все порядочные люди.