В такой ситуации допуск на Игры-2024 россиян, если, конечно, в МОК не пойдут на попятную, уже можно счесть относительно храбрым поступком. Неудивительно, кстати, что там не стали ждать до марта, как первоначально предполагалось. Во-первых, международные спортивные федерации настойчиво попросили как можно раньше определиться с правилами игры, то есть с олимпийской квалификацией, которая в случае исключения россиян в последний или предпоследний момент в ряде видов грозила обернуться хаосом. Во-вторых, сейчас подобные новости воспринимаются на Западе, вероятно, не так остро — даже противники спортивной и не только России больше увлечены предстоящим Рождеством, что должно чуть снизить градус напряженности. По крайней мере, в марте информационный шум наверняка был бы больше.
Пусть решают спортсмены
Но самый главный вопрос для российского спорта прямо сейчас — что делать? Мнения, само собой, могут быть полярными: от «ни в коем случае нельзя унижаться» до «не надо разрушать олимпийскую мечту тех, кто пахал ради нее всю жизнь». Истина, как водится, где-то посередине, а значит, в вопросе выступления на Играх нет черного или белого, только полутона. И, кажется, спортсменам в такой ситуации точно не стоит запрещать поездку в Париж на государственном уровне под угрозой лишения стипендий, ставок и прочих санкций. Нет, не следует уподобляться противоположной стороне, а надо позволить спортсменам самим решать свою судьбу.
Можно точно сказать, что олимпийский шанс получат не восемь (столько квалифицировалось сейчас) россиян, а значительно больше, как минимум несколько десятков, ведь отборы практически нигде еще не завершены. Не стоит пенять тем, кто решится ехать, на необходимость солидарности с игровиками, легкоатлетами — теми, кому Олимпиада не светит ни при каких условиях. Ведь в похожих, пусть и не столь масштабных «фильтрах» на Олимпиадах в Рио-2016, Пхенчхане-2018 и Токио-2021 россияне в Играх участвовали. И, кстати, выигрывали.
Другое дело, что сейчас ситуация все же гораздо жестче, а значит, сами потенциальные олимпийцы должны понимать — на согласившихся наверняка будет серьезное давление в Париже и обрушится волна критики, как минимум от части российского общества. Кто-то в случае участия в Олимпиаде назовет их предателями, да и на премии от государства не стоит рассчитывать. И даже если спортсмены вернутся с победами, далеко не факт, что они будут восприниматься как герои, а не как конформисты.
Но в том-то и дело, что это наверняка понимают (или должны понять) сами спортсмены. Именно они должны взвесить все за и против и взять на себя ответственность за решение — выступать как нейтральные атлеты в Париже или отказаться и, скажем, спокойно готовиться к Играм дружбы.
Да, это испытание. Да, выбор очень непростой и даже несправедливый. Но спортсмены должны его сделать. Им надо позволить взять ответственность на себя.